Без НДС и НДС 0% — в чем же разница?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Без НДС и НДС 0% — в чем же разница?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Сдача в аренду помещений иностранным лицам

В соответствии с пунктом 1 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Перечень иностранных государств, в отношении которых применяется указанное освобождение, установлен приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 г. № 6498/40н. В данный Перечень включены услуги по аренде служебных (офисных) помещений, оказываемые иностранным организациям, зарегистрированным на Британских Виргинских островах (Великобритания).

Что касается документального подтверждения права налогоплательщиков на указанное освобождение от налогообложения, то перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 Кодекса не установлен.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 25.10.2010 г. № 03-07-07/69, налогоплательщик имеет право применять освобождение от налогообложения, предусмотренное пунктом 1 статьи 149 НК РФ, при наличии документов, подтверждающих аккредитацию представительств иностранных компаний и филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 Устава Федерального государственного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденного приказом Минюста России от 16.11.2005 г. № 220, сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведет данное учреждение.

Таким образом, документальным подтверждением права на получение освобождения от налогообложения является копия свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой.

Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения вышеуказанного освобождения является договор аренды, заключенный с иностранной организацией.

Другой момент, на который следует обратить внимание при применении освобождения, предусмотренного пунктом 1 статьи 149 НК РФ, касается того, что данная норма НК РФ применяется только в отношении иностранных граждан или организаций, аккредитованных в Российской Федерации.

В случае предоставления арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитацию в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется и услуги по предоставлению в аренду помещений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Такой позиции придерживалась ФНС России в письме от 17.05.2005 г. № ММ-6-03/404@.

Порядок заполнения Раздела 7 декларации по НДС

Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее — Порядку), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации, если в соответствующем налоговом периоде налогоплательщик осуществлял:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149 НК РФ);
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 147 и ст. 148 НК РФ, п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)); а также
  • получал суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 167 НК РФ).

При заполнении Раздела 7 налоговой декларации в графе 1 указываются коды операций, приведенные в Приложении № 1 к Порядку.

При отражении в графе 1 операций:

  • не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), под соответствующими кодами операций заполняются показатели в графах 2, 3 и 4 по строке 010;
  • не признаваемых объектом налогообложения, а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2. При этом показатели в графах 3 и 4 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк).

При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.

Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).

Налоговый кредит и налоговое обязательство

Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.

Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.

Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.

Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.

Читайте также:  Основные принципы правильного питания

Смотрим дальше на джинсы.

В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.

Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.

От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).

В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.

Дополнительные шифры — 2021

Несколько новых кодов, предназначаемых для учетных регистров, возникли в письме ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@. В нем приведены такие шифры:

  • для журнала учета счетов-фактур:
    • 33 — по документам (в т. ч. корректировочным), выставляемым при поступлении от налогового агента предоплаты в счет будущей поставки сырых шкур (лома);
    • 34 — по документам (в т. ч. корректировочным), выставляемым (получаемым) комиссионером (агентом) в связи с отгрузкой налоговому агенту сырых шкур (лома);
  • для книги покупок, заполняемой налоговым агентом:
    • 41 — по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при перечислении предоплаты;
    • 42 — по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при отгрузке товара, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
    • 43 — по вычету как у продавца суммы НДС с предоплаты при отгрузке;
    • 44 — по вычету как у продавца суммы НДС при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
  • для книги покупок обычного налогоплательщика-продавца:
    • 34 — при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
  • для книги продаж обычного налогоплательщика-продавца:
    • 33 — по предоплате в счет будущей поставки сырых шкур (лома);
    • 34 — по отгрузке сырых шкур (лома), в т. ч. в счет предоплаты, а также при изменении стоимости отгрузки в сторону увеличения;
  • для книги продаж, заполняемой налоговым агентом:
    • 41 — по НДС с предоплаты как у продавца;
    • 42 — по НДС с отгрузки как у продавца, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
    • 43 — по НДС, восстанавливаемому как у покупателя при перечислении им предоплаты;
    • 44 — по НДС, восстанавливаемому как у покупателя при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения.

Письмо содержит оговорки о том, что приведенные в нем коды являются рекомендуемыми и применяются до внесения изменений в соответствующий базовый регистр.

Кроме этого письмом ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/532@ дополнительно введены коды 37-40 — для операций, предусмотренных п. 7 ст. 164 НК РФ.

Комментарий к Ст. 149 НК РФ

Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от обложения НДС), состоит из 2 частей:

во-первых, это перечень операций, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ. В данном случае речь идет об операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) НДС, к которым относится реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации отдельных видов товаров (работ, услуг). В случае если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют операции, указанные в п. 2 ст. 149 НК

РФ, они будут обязаны применять освобождение от налогообложения НДС указанных операций; во-вторых, это перечень операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации согласно п. 3 ст. 149 НК РФ. Но в данном случае, налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее 1-го года (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Отметим, что порядок возврата к налоговому освобождению от уплаты НДС после истечения срока, установленного п. 5 ст. 149 НК РФ, нормами НК РФ не регламентирован.

По мнению Минфина России, по истечении указанного срока налогоплательщик имеет право применять освобождение от налогообложения НДС, от которого он ранее отказался, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен применять освобождение от налогообложения НДС (Письмо Минфина России от 7 августа 2014 г. N 03-07-РЗ/39083).

Перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не подлежит налогообложению, содержится в п. 2 ст. 149 НК РФ.

1. Согласно пп. 1 и 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса России не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации соответственно:

1) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

а) важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Данные положения применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);

б) протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

в) технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы

исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

Читайте также:  Форматно-логический контроль фискальных документов ККТ

г) очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях гл. 21 НК РФ к медицинским услугам относятся:

а) услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому

страхованию;

б) услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и

источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

в) услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями,

оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;

г) услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

д) услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

е) услуги патолого-анатомические;

ж) услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

Отметим, что Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были внесены изменения в абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения НДС операций по реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

Таким образом, указанными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2014 г., терминология вышеупомянутой нормы НК РФ была приведена в соответствие с терминологией, предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

До 1 января 2014 г. в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождалась реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом Перечень такой техники утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19. Примечанием N 1 к указанному Перечню предусмотрено, что к перечисленной в Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в порядке, установленном Минздравом России.

Таким образом, как до 1 января 2014 г., так и после этой даты освобождение от налога на добавленную стоимость применяется при реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники и на медицинские изделия с указанием кодов Общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19.

2. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты.

Воспользоваться данной льготой можно лишь при соблюдении условий:

услуга оказана государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты; необходимость ухода подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и

органов социальной защиты населения.

Под государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, оказывающими услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, понимаются организации, созданные в установленном порядке для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые из бюджета полностью или частично.

В случае если налоговый вычет (входной НДС) превышает сумму НДС от реализации, разница подлежит возмещению из бюджета.

Необходимо отличать понятия «налоговый вычет» и «НДС к возмещению». Налоговый вычет – это расход (сумма налога, исчисленная покупателем, на которую подлежит уменьшению НДС с реализации), а «НДС к возмещению» это разница между НДС от реализации и налоговым вычетом.

НДС по общему правилу возмещается после окончания камеральной налоговой проверки представленной в ИФНС декларации (в которой НДС заявлен не к уплате, а к уменьшению). Но в 2022-2023 годах действует особое правило (п. 8 ст. 176.1 НК РФ). Заявительный, то есть упрощенный, порядок возмещения НДС, доступен все компаниям и ИП, если они:

  • не проходят ликвидацию, реорганизацию или банкротство;
  • заявить к возмещению сумму, не превышающую сумму уплаченных в предшествующем году взносов, НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ либо представили банковскую гарантию или поручительство.

Кому положены налоговые льготы по НДС

Льготы по НДС условно делятся на 3 вида: полное освобождение от налога, частичное (не облагаются только конкретные операции) и пониженные ставки НДС — 10% и 0%.

Место реализации товаров

В соответствии со ст. 148 НК РФ не признаются объектами обложения НДС работы (услуги), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации. Следовательно, на основании п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), предназначенным для производства и реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, не подлежат вычету, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, с последующим включением в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций при выполнении условий гл. 25 НК РФ.

Пример 2. Российская строительная организация по договору с заказчиком производит ремонт здания на территории Республики Беларусь, цена договора составила 550 000 руб. Для выполнения работ было приобретено оборудование стоимостью 380 000 руб. (в том числе НДС — 57 966,10 руб.). Расходы по его транспортировке и монтажу составили 12 000 руб. (в том числе НДС — 1830,51 руб.).

Суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе и по основным средствам, в случае их дальнейшего использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, подлежат восстановлению. По основным средствам НДС восстанавливается в размере суммы пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, начинают использоваться для осуществления операций, освобождаемых от обложения НДС. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, в стоимость указанных товаров (работ, услуг) не включаются. Они учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26.2 и 26.3 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы. В бухгалтерском учете эта сумма отражается в составе внереализационных расходов, т.е. по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Читайте также:  Опоздание на работу: как уволить нарушителя

Специальный порядок по восстановлению сумм НДС по объектам недвижимости (основным средствам), ранее правомерно принятых к вычету, в случае их дальнейшего использования для операций, не облагаемых НДС, установлен в п. 6 ст. 171 НК РФ

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет. При этом налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года начала начисления амортизации в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога.

Согласно разъяснениям, данным в Письме Минфина России от 13.04.2006 N 03-04-11/65, указанная норма применяется в отношении объектов недвижимости, по которым начисление амортизации в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ производится начиная с 1 января 2006 г.

Иногда товары, работы или услуги изначально приобретаются для использования в операциях, облагаемых по ставкам 10 или 18%. Налогоплательщик «входной» НДС по таким товарам, работам, услугам предъявляет к вычету. Но через некоторое время эти же товары, работы или услуги могут использоваться в операциях, например, облагаемых по ставке 0%, либо организация одновременно занимается как розничной, так и оптовой торговлей (по розничной торговле она переведена на ЕНВД, и часть товара, по которому НДС принят к вычету, продана в розницу). Очевидно, что в этом случае «входной» НДС, ранее принятый к вычету, следует восстановить и уплатить в бюджет по той части товара, которая реализована на экспорт или продана в розницу.

НДС – это косвенный налог, которым облагаются как товары, так и услуги. Высчитывается он в качестве надбавочной стоимости, выплачивается со стоимости услуги или операции конечным потребителем в пользу бюджета страны. Особенностью данного налога является тот факт, что поступление налога возможно еще на этапах производства. Если говорить об услугах, он формируется и из тех операций, что являются оказанными в процессе производства конечного результата, оставаясь актуальными на всех стадиях. Основная ставка для НДС составляет 18 процентов, также российское законодательство предполагает возможность пользования пониженной ставкой в 10 процентов, или нулевой ставкой, а также полным освобождением.

Дополнительная информация

НДС имеет некоторые общие черты с налогом с оборота или с продаж, его также добавляют к общей стоимости услуги. Однако есть в этом отношении и существенные различия. Так, продавец услуг, за которые покупатель платит НДС, включенный в общую стоимость, может вычесть из уплаченной покупателем суммы те цифры, которые были выплачены тем же налогом поставщику.

Налог остается косвенным, он платится именно покупателем. Платежные бумаги требуют отдельного оформления НДС на услуги и операции, для этого отводится специальная строка. В целом, данный вариант системы налогообложения сформирован для достижения сразу нескольких целей:

  • Распределение процесса уплаты налога между стадиями производства, коммерции, исключая при этом риск многократного взимания и переплат, которые могут стать очень серьезными.
  • Распределение обязанности между несколькими плательщиками, снятие рисков неуплаты. Специфика налогообложения в этом плане такова, что необходимая сумма все равно будет снята для бюджета, даже если кто-то из участников процесса уклоняется от налогов. Уход возможен только при использовании сложнейших схем.
  • Получение косвенного налога исключает национальные, это удобно в рамках существующей экономической ситуации.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Многие интересуются, что такое НДС. Расшифровывается определение так: налог на добавленную стоимость.

Это означает, что продавец устанавливает собственную цену, и из неё уже уплачивает процент в государственную казну.

Сегодня НДС на большинство товаров составляет 18%, однако есть исключительные случаи, когда он может быть понижен до 10%, или отменён вовсе.

Оплату НДС, по сути, осуществляет покупатель на этапе конечного приобретения товаров.

Это происходит по традиционной схеме:

  • Товар производят, и, при реализации, в его сумму включают НДС.
  • Его приобретает торговая точка, уплачивает НДС, но включает его в стоимость, прибавляя её к основному проценту «навара».
  • Далее, покупатель оплачивает НДС, который включён в стоимость.

Проверка правильности распределения расходов

В современной практике бухгалтерские расчеты осуществляются с помощью специального программного обеспечения. Расчет пропорции для раздельного учета также автоматизирован. Чтобы проверить итоговые данные, удобно составить специальные таблицы, из которых будет виден весь расчет: отдельно для облагаемых НДС операций и для необлагаемых. В таблице будут сведены основные показатели, использованные для расчета пропорции:

  • расходы на приобретение/реализацию – операции, не подлежащие налогообложению (лучше перечислить все их виды);
  • соответствующие расходы по облагаемым налогом операциям;
  • итоговая строка прямых расходов;
  • смешанная группа расходов (также перечислить);
  • суммирование.

Чтобы вести раздельный учет НДС правильно и тогда, когда это действительно необходимо, нужно постоянно следить за обновлением актуальной информации. Правила ведения раздельного учета по НДС напрямую связаны с обновлениями в Налоговом Кодексе РФ, что происходит постоянно, и в последнее время – особенно интенсивно.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *