Государственные программы 2022 года по поддержке малого предпринимательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные программы 2022 года по поддержке малого предпринимательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.

Как подать заявку на субсидию?

На сайте данного учреждения вы найдете документ, который называется «Правила (или порядок) предоставления субсидий для возмещения затрат на…»

В этом документе вы узнаете условия государственной поддержки. Такими условиями могут являться:

  • организационная форма предприятия, а также отнесение компании к малому, среднему или крупному бизнесу;
  • размер возмещения затрат (например, 50% от расходов на оборудование, но не более 500 000 руб.);
  • дополнительные условия: например, создание новых рабочих мест;
  • документы, необходимые для назначения выплаты, и сроки, в которые она будет производиться;
  • порядок рассмотрения заявок и причины их отклонения и т.д.

Документы, которые должна подать компания для предоставления субсидии на возмещение затрат, определяет организация, выделяющая деньги. Основными из них являются следующие:

  1. Заявление по форме, прописанной в «Правилах…».
  2. Копии ИНН, ОГРН, и устава юр. лица (для ИП копия паспорта).
  3. Финансово-экономическое обоснование проекта.
  4. Копии документов, подтверждающих затраты, которые подлежат возмещению.

Предоставление этих документов возможно и по почте (заказным письмом), и лично (в приемные часы гос. учреждения).

Гранты для туристической сферы

На основании Постановления Правительства от 07.12.2019 г. № 1619 установлены правила субсидирования грантов сферы внутреннего и въездного туризма.

Выделяемые деньги можно расходовать на формирование новых туристических маршрутов, приобретение модульных гостиниц и оборудования для туристических информационных центров, создание аудиогидов и онлайн-путеводителей.

Гранты выдаются каждый год направлением средств в Ростуризм, который проводит конкурс среди предпринимателей через подачу заявок на участие. Размер гранта — до 3 млн. руб. Для его получения участник должен соответствовать определенным требованиям.

В 2021 году на основании Постановления Правительства от 11.08.2020 г. № 1208 были упрощены правила получения грантов, в частности:

  • подавать заявки и документы можно электронно;
  • сократили сроки проведения отбора по конкурсу.

Поддержка самозанятых граждан в 2021 году

Постановление Правительства РФ от 29.09.2020 № 1563 предоставило самозанятым меры поддержки, доступные субъектам МСП.

Теперь для самозанятых наступило долгожданное время, когда они могут:

  • Получить микрозайм для своего бизнеса по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России, в размере до 1 млн рублей сроком на 3 года.

  • Бесплатно или на льготных условиях регистрироваться на электронных торговых площадках, получить доступ к льготной аренде государственного и муниципального имущества.

  • Арендовать оборудованные рабочие места на производственных и офисных площадях в бизнес-инкубаторах и коворкингах.

  • Получить компенсацию по арендным платежам за пользование частными площадями.

  • Пользоваться информационно-консультационными и образовательными услугами, прежде доступными малым и средним предпринимателям.

  • Рассчитывать на микрозайм от 50 тыс. до 500 тыс. рублей под 6% годовых сроком на 2 года. При сумме от 50 тыс. до 100 тыс. рублей необходимо будет предоставить или поручительство, или залоговую часть. При займе от 100 тыс. до 500 тыс. рублей необходимо предоставить и поручителя, и залоговую часть.

Условия для получения субсидии от центра занятости

Чтобы претендовать на единовременную материальную помощь от государства, предприниматель должен быть совершеннолетним гражданином РФ, а также официально безработным. Кроме того, гражданин должен выполнить два условия:

  • состоять в центре занятости (более десяти дней) и получать пособие по безработице;
  • получить отказ от работодателей в местах вариантов трудоустройства, предложенных центром занятости населения.
Читайте также:  Просрочка уплаты транспортного налога: какие последствия?

Центр может не присвоить статус безработного, если гражданин не был официально трудоустроен более пяти лет. В случае отказа можно попробовать встать на учет повторно спустя месяц. Помимо критериев, которым должен соответствовать предприниматель, есть определенные требования к планируемому бизнесу:

  1. Проект должен иметь уникальное торговое предложение (УТП). Идею открыть продуктовый магазин комиссия вряд ли одобрит.
  2. Проект должен иметь отношение к сельскому хозяйству, экологии или туризму. Будет большим плюсом, если он будет значим для медицинской сферы, спорта или образования.
  3. Бизнес-идея предусматривает дополнительные рабочие места.
  4. Большой стартовый капитал.
  5. Проект должен окупиться в течение трех лет с момента открытия бизнеса.

Кому не выдадут субсидию

Компенсацию не выдадут, а субсидию не одобрят, если предприниматель планирует открыть бизнес в следующих направлениях:

  1. Кредитование и страхование;
  2. Инвестиционная деятельность и торговля на Форекс;
  3. Азартные игры и тотализаторы;
  4. Производство и продажа подакцизных товаров;
  5. Ломбарды.

Также на поддержку государства не могут рассчитывать некоторые категории граждан:

  1. Несовершеннолетние;
  2. Пенсионеры;
  3. Некоторые категории военных;
  4. Студенты дневных отделений;
  5. Граждане, нарушившие требования центра занятости населения;
  6. Граждане, работающие по трудовому договору;
  7. Осужденные по решению суда.

Почему могут отказать в выдаче субсидии

  1. Неправильный выбор направления бизнеса. Как уже говорилось, государство не поддерживает открытие ломбардов, инвестиционных фирм и производство подакцизных товаров;
  2. Ошибки в бизнес-плане. Если проект составлен без подробностей, не очевидна его привлекательность, слишком большой срок окупаемости, присутствуют ошибки в вычислениях — в финансировании могут отказать;
  3. Нет понятной схемы расходов. Если нет четкой схемы использования денег, субсидию не дадут;
  4. Повторная заявка. Если учреждение бизнеса уже финансировалось государством, при повторном обращении деньги получить скорее всего не получится.

Государственная поддержка малого, среднего бизнеса и ИП

Государство, региональные и муниципальные власти жизненно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:

  • открытие новых рабочих мест и улучшение показателей занятости;
  • рост доходов домохозяйств и качества жизни населения;
  • новое качество трудовых ресурсов;
  • устойчивые и растущие налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
  • инвестиционную привлекательность региона для нового бизнеса.

Помощь МСП и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:

  1. Финансовая.
  2. Имущественная.
  3. Нефинансовая (информационно-консультационная).

Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.

Помощь предпринимательству России в целом и поддержка бизнеса в Москве осуществляется по следующим основным направлениям.

Налог на добавленную стоимость

Субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие общую систему налогообложения, являются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг). Финансовое ведомство придерживается аналогичной точки зрения (Письма Минфина России от 06.03.2012 N 03-07-11/64, от 03.02.2012 N 03-03-05/7). При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При уплате НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет средств субсидий, выделенных из областного, городского бюджета (отличного от федерального), оснований для восстановления налога, принятого к вычету по этим товарам (работам, услугам), не имеется.

Субсидии и налоговый контроль

Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. А является ли предоставление субсидии сделкой? Давайте разбираться.

Читайте также:  Ипотека для «чайников»: продолжаем разбирать азы жилищного кредитования

Поскольку НК РФ не содержит собственного определения понятия «сделка», данный термин в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ применяется в том значении, которое ему придается в гражданском законодательстве (письмо Минфина России от 04.05.2016 № 03-01-18/25860).

Сделкой согласно ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, а также муниципальным образованиям, выступающим в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

При этом гражданские права и обязанности возникают по основаниям, указанным в ст. 8 ГК РФ. Одним из таких оснований являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом (подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Как мы уже сказали, порядок предоставления субсидий за счет средств консолидированного бюджета РФ юридическим лицам регламентирован ст. 78 Бюджетного кодекса и предусматривает, в частности, заключение договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (п. 5 и 5.1 ст. 78 БК РФ).

Исходя из указанных норм, договор (соглашение) о предоставлении субсидий, заключенный в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, является основанием для возникновения соответствующих гражданских прав и обязанностей (подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Следовательно, такой договор признается сделкой, как это предусмотрено ст. 153 ГК РФ. Этот вывод подтверждает и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А64-2562/2016, где судьи применяют к соглашению о предоставлении субсидий нормы ГК РФ о договорах и сделках. А значит, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика информацию по данной сделке.

Законодательством предусмотрена поддержка и в форме грантов, например в Фонде содействия инновациям. Организация поддерживает современные, инновационные направления деятельности, стартапы, молодых ученых. Объем финансирования зависит от конкретной программы и достигает 15–30 млн рублей.

Для получения гранта необходимо подать заявку, которая включает в себя в том числе подробный бизнес-план. Грант предполагает определенную цель — деньги предоставляются на какой-то срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), в течение которых получатель средств достигает заявленного результата и отчитывается в этом.

В числе возможных целевых показателей, например, такие, как:

  • разработка объекта интеллектуальной собственности и официальная регистрация прав на него;
  • организация деятельности предприятия и трудоустройство определенного количества сотрудников;
  • выпуск в производство и продажа собственного продукта;
  • достижение определенного уровня выручки.

При недостижении заявленного результата фонд вправе потребовать возврата предоставленных денег.

Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Мало кому из коммерческих организаций дают бюджетные субсидии. Но, получив право на целевую субсидию, впору задуматься: а включать ли ее в доходы, учитываемые для целей налога на прибыль?

Казалось бы, организация вполне может признать полученные из бюджета деньги целевым финансированием или целевыми поступлениями. Их, как известно, не нужно учитывать для целей налогообложения прибыл Однако Минфин считает, что НК разрешает учитывать как целевое финансирование только целевые поступления, полученные бюджетными и автономными учреждениями. А коммерческие организации целевые поступления из бюджетов получать в принципе не могу Следовательно, по версии Минфина, со всех полученных денег надо заплатить налог на прибыль: будь то субсидии на возмещение затрат либо субсидии, компенсирующие не полученную от потребителей плату за оказанные услуги.

Однако далеко не все согласны с этим. Есть суды, которые считают, что коммерческие организации тоже могут получать целевое финансирование, которое не должно облагаться налогом на прибыль. Разумеется, важно, чтобы полученные деньги организация использовала по целевому назначени Не так давно свое веское слово в данном вопросе сказал и Высший арбитражный суд.

В одном из рассматриваемых им споров организация получила из областного бюджета крупную субсидию на возмещение затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию основных средств. Деньги были использованы строго по назначению, велся раздельный учет. Поэтому организация не включила субсидию в облагаемые налогом доходы. Причем затраты на модернизацию основных средств, компенсированные из бюджета, организация списывала на расходы (начисляя амортизацию) только в бухучете. В налоговом же учете они не уменьшали «прибыльную» базу.

Читайте также:  Как взыскать задолженность с юридического лица

ВАС решил, что п. 2 ст. 251 НК не ставит возможность применения льготы в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджет А значит, и коммерческая организация может получить их и при выполнении определенных условий учитывать как доходы, не облагаемые налогом на прибыль.

Итак, коммерческая организация, получив целевую бюджетную субсидию, может не облагать ее налогом на прибыль, если:

  • велся раздельный учет целевых поступлений и иных доходов, а также соответствующих им расходов;
  • затраты, на возмещение которых из бюджета получено финансирование, не учитывались в «налоговых» расходах.

Государственное субсидирование по кредитам

Нередко для развития бизнеса небольшим предприятиям не хватает собственного дохода, что заставляет их обратиться в финансовые структуры за кредитованием. Взятые на развитие долговые обязательства иногда становятся неподъемной ношей для начинающего свою деятельность предприятия.

Такие долговые обязательства могут привести к банкротству организации, что для государства крайне невыгодно, так как в казну перестают поступать денежные средства налогоплательщиков.

Правительство РФ выдало Постановление от 29.12.2012 № 1406, которое указывают на порядок выделения субвенции предприятиям для погашения имеющихся долговых обязательств перед кредитными организациями. Их действие распространялось для представителей среднего и малого бизнеса, которые воспользовались кредитными программами для целевого назначения или в целях инвестирования.

Действие этого постановления позволило многим предприятиям за счет выделенных государственных денег погасить такие виды взятых ранее займов:

  • которые пошли на покупку оборудования или необходимой спецтехники;
  • строительство новых цехов;
  • обустройство имеющихся помещений;
  • ГСМ, которые использовались для сельскохозяйственных целей (посев, уборка и т. д.);
  • приобретение птицы или голов скота для разведения.

Схема предоставления субсидии на возмещение затрат

Перед тем, как предприниматель обратится в госорганы для начисления ему субвенции от государства, ему необходимо подготовить ряд документов:

  • заявление на получение субсидирования;
  • данные об имеющемся у предпринимателя подсобном хозяйстве (стоимость и его размеры);
  • договор (копия) на предоставленный кредит (в обязательном порядке заверяет юрист финансовой организации, с которым он заключен);
  • выписку со счета по кредитованию, который указывает на наличие долга;
  • график погашения задолженности и ее сроки;
  • номер банковского счета, на который будут перечисляться финансы по субсидированию;
  • налоговый документ со сведениями по налогообложению.

Условия получения и возврата

Предоставление бюджетной поддержки коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям регламентируется положениями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Если же субсидии выдаются из нижестоящих бюджетов (региональных и местных), то помимо указанной нормы нужно руководствоваться и нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта РФ и отдельных муниципальных образований.

Субсидии предоставляются на основании соответствующего договора (соглашения), в котором содержатся права, обязанности и ответственность сторон. Такой порядок выделения субсидии предусмотрен независимо от «уровня» бюджета.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидия выдается на безвозмездной и безвозвратной основе. Но такая безвозмездность весьма условна. Дело в том, что обязательным условием предоставления субсидии является целевой характер ее использования (ст. 38 БК РФ). И если получатель нарушает это условие, то деньги могут быть взысканы обратно в бюджет. Это прямо предусмотрено в п. 3.1 ст. 78 БК РФ.

А что будет в ситуации, когда получатель субсидии частично нарушит условие о целевом расходовании бюджетных средств? То есть если не по целевому назначению истрачена не вся субсидия, а только часть?

В законодательстве нет ответа на этот вопрос. Поэтому решать его приходится в судах. По мнению арбитров, в такой ситуации бюджет может претендовать на возврат только той части субсидии, которая реально потрачена не по назначению. Причем суды считают, что требовать возврата всех денег нельзя, даже если договором (соглашением) установлено обязательство получателя возвратить полученную сумму в полном размере. Например, такой вывод содержится в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А64-2562/2016.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *