Консервация земель — условия и порядок проведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консервация земель — условия и порядок проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение о консервации принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (в отношении федеральных земель), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земель субъектов РФ), местного самоуправления (земли муниципальной собственности). Что касается земель, которые находятся в частной собственности, решения принимаются в отношении объектов сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления решают в отношении земель иного целевого назначения. На основе принятого решения происходит разработка проекта землеустройства. В нем формируются сроки проведения консервации, очередь ее осуществления, стоимость мероприятий в области восстановления земель, предложения по их использованию после окончания мероприятий.

Охрана земель от деградации и обеспечение рационального (устойчивого) землепользования

Под деградацией земель понимается ухудшение качественного состояния земель под воздействием хозяйственной деятельности. Деградация выражается в загрязнении земель отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, заражении карантинными вредителями и болезнями растений, зарастании сорняками, кустарником и мелколесьем, ухудшении плодородия почв, эрозии почв, подтоплении, заболачивании, иссушении, уплотнении, образовании селей.

Обеспечение рационального (устойчивого) землепользования означает землепользование, которое не ухудшает количественных характеристик земель. Обеспечить рациональное землепользование — значит организовать такое использование земель, при котором сохраняются площади сельскохозяйственных угодий и не допускается снижение их плодородия, обеспечивается надлежащее, т.е. в соответствии с требованиями законодательства, использование земель, осуществляется компактная застройка, не вызывающая ухудшение состояния других природных объектов, обеспечивается целевое и своевременное использование земель, наилучшим образом отвечающее природно-климатическим и географическим свойствам конкретных земельных участков. Рациональное землепользование также означает эффективное использование земельных участков, под которым понимается получение максимальной экономической пользы с единицы площади.

Мелиорация и рекультивация земель. Консервация деградированных земель

Мелиорация земель. Правовые требования по проведению мелиоративных мероприятий установлены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

«Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне увлажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.

Рекультивация и улучшение земель

Если сельскохозяйственные угодья пришли в негодность, например, из-за весеннего половодья, то их необходимо восстановить. Иначе организации грозят серьезные штрафы, а земли могут быть изъяты из оборота. Привести угодья в порядок можно с помощью рекультивации или коренного улучшения. В каждом случае налоговый и бухгалтерский учет будут разными.

Работы по искусственному восстановлению плодородного слоя почвы называются рекультивацией. Она проводится на тех землях, которые нарушены и их невозможно использовать в сельском хозяйстве. Рекультивация проходит в два этапа. На первом – технологическом – восстанавливается рельеф, то есть засыпаются овраги, карьеры, уничтожаются отвалы горных пород и т. д. На втором этапе – биологическом – наносится плодородный слой почвы (ГОСТ 17.5.3.04-83).

Если работы не предполагают нанесения плодородного слоя, то это считается коренным улучшением земель. Это мелиорация, расчистка полей от кочек, пней, валунов, осушение, орошение и т. д. Мелиорация может проводиться и в рамках рекультивации. То есть в качестве отдельного вида работ по восстановлению плодородного слоя почвы.

В бухгалтерском учете такие затраты первоначально отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списывают на текущие расходы (счета 20, 26) в течение периода, который установит сама сельхозорганизация. Выбранный способ необходимо прописать в учетной политике.

В налоговом учете порядок следующий. Если земли пришли в негодность из-за освоения природных ресурсов, то расходы на рекультивацию необходимо учитывать в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ. То есть равномерно в течение пяти лет. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты Минфина России (письма от 28 марта 2007 г. № 03-03-06/1/177, от 13 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/754).

Если рекультивация не связана с освоением природных ресурсов, то затраты относятся к материальным расходам. Основание – подпункт 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Подтверждают это и арбитры (постановления ФАС Московского округа от 27 ноября 2009 г. № КА-А40/11724-09, от 23 июля 2009 г. № КА-А40/7049-09).

Организациям, которые уплачивают единый сельхозналог, также необходимо принимать во внимание, из-за чего проводится рекультивация. Если она не связана с освоением природных ресурсов, то расходы при расчете единого налога учитываются в составе материальных (подп. 5 п. 2, п. 3 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). В том случае, если речь идет об освоении природных ресурсов, то расходы на рекультивацию при расчете ЕСХН учесть нельзя.

Организовать бухгалтерский учет можно двумя способами.

Первый – сельхозпредприятие может выделить расходы на улучшение в качестве отдельного инвентарного объекта и учесть его в составе основных средств. Такой порядок предусмотрен пунктами 113–115 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств в сельскохозяйственных организациях. (Методические рекомендации утверждены приказом Минсельхоза России от 19 июня 2002 г. № 559.)

В этом случае по итогам года все затраты капитального характера, принятые в эксплуатацию, списывают со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

При этом следует составить акт по форме № ОС-1. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Амортизацию коренных улучшений земли (как основных средств) относят на затраты по выращиванию сельскохозяйственных культур, которые возделываются на данном участке.

Второй способ позволяет организации увеличить первоначальную стоимость земельного участка на расходы по коренному улучшению. Дело в том, что пункт 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» требует, чтобы такие расходы учитывались в составе основных средств. При этом если участок, на котором проводились работы, находится в собственности организации, то расходы должны увеличивать первоначальную стоимость надела. Такие рекомендации содержатся в пункте 10 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Каким из методов воспользоваться, должна решить сама организация, закрепив выбранный вариант в учетной политике.

Однако, на наш взгляд, первый способ более выгодный.

Дело в том, что в Налоговом кодексе РФ не сказано, как учитывать расходы на коренное улучшение земель для целей налогообложения прибыли – в составе основных средств или в качестве отдельного инвентарного объекта. Поэтому организация может самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить его в налоговой учетной политике. Как правило, прописывают тот вариант, который предусмотрен для бухучета.

Однако если сельхозпредприятие увеличит на такие расходы первоначальную стоимость земельного участка, то уже не сможет воспользоваться амортизацией. Ведь затраты на приобретение участка можно списать на расходы только после его продажи (подп. 2 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ), поскольку земля не является амортизируемым имуществом (постановление Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 14231/05, письмо Минфина России от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/126).

Читайте также:  Пенсии по инвалидности 2 группы в 2023 году

А вот если расходы на коренное улучшение будут учтены в качестве отдельного объекта основных средств, то расходы в налоговом учете уже можно будет списать через амортизацию.

Аналогичная ситуация и с единым сельхозналогом. Когда расходы на коренное улучшение выделены в отдельный инвентарный объект, их учитывают как расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (подп. 1 п. 2, п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). То есть в течение года равными долями по итогам каждого отчетного периода с момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию (письмо Минфина России от 2 февраля 2009 г. № 03-11-09/30).

ПРИМЕР 1
Из-за весеннего паводка в 2009 году часть сельскохозяйственных земель организации испорчена (размыта, потеряла свои плодородные функции).

На участке А потребовалось нанесение нового плодородного слоя почвы (рекультивация земли). Стоимость работ, выполненных силами подрядчика, составила 600 000 руб.

На участке Б организация собственными силами провела работы по осушению и расчистке территории от мусора. Затраты – 200 000 руб. Предположим, что участок будет введен в эксплуатацию в мае. При этом капитальные вложения в коренное улучшение земель были учтены как отдельный объект основных средств.

Отметим, что организация уплачивает ЕСХН. Рассмотрим, как отразить расходы.

Участок А. В целях исчисления ЕСХН расходы на рекультивацию земли в размере 600 000 руб. отражены в составе материальных. А в бухучете будут сделаны такие проводки (организация решила списывать расходы в течение пяти лет):
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
– 600 000 руб. – отражена стоимость работ по рекультивации;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 600 000 руб. – оплачены работы подрядчика;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97
– 10 000 руб. (600 000 руб. : 5 лет : 12 мес.) – списана часть расходов по рекультивации земель, относящаяся к отчетному месяцу.

Участок Б. Организация включила в целях исчисления ЕСХН в расходы по 100 000 руб. (200 000 руб. : 2) по состоянию на 30 июня и на 31 декабря.

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 200 000 руб. – зачислены в состав основных средств капитальные вложения, связанные с улучшением земель;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– 2000 руб. (200 000 руб. х 12% : 12 мес.) – начислена амортизация за отчетный месяц.

Чтобы предотвратить деградацию почв, земельные участки могут быть изъяты из оборота. Процедура консервации земель достаточно сложна. Она может проводиться как по решению собственника земли, так и по требованию Роскадастра.

Разрабатывается проект консервации, в котором оговаривают все вопросы, связанные с самой процедурой, и то, как изъятые земли будут использовать в дальнейшем. При этом земли, переведенные на консервацию, сохраняются за собственником.

В бухгалтерском учете земельный участок, переведенный на консервацию, отражается в размере первоначальной стоимости на отдельном забалансовом счете (например, на счете 012). При этом необходимо заполнить Справку о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Расходы, связанные с консервацией земель, можно списать как прочие (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Мероприятия по охране земель

Для обеспечения охраны своих участков каждый владелец, пользователь или собственник земли должен проводить определенные мероприятия по охране земель, среди которых:

  • мероприятия, направленные на сохранение почвы и ее плодородности.
  • мероприятия, направленные на обеспечение защиты участков от водной эрозии, от заболачивания или подтопления, от иссушения или излишнего уплотнения. Кроме того, каждый собственник должен следить за тем, чтобы его участок не подвергался химическому или радиоактивному загрязнению, не захламлялся.
  • мероприятия, направленные на защиту земель, предусмотренных для ведения сельского хозяйства. В частности, собственник и пользователь участка должен следить за тем, чтобы земля не зарастала деревьями и кустарниками.
  • мероприятия, направленные на ликвидацию последствий разнообразных загрязнений и захламлений.
  • мероприятия, направленные на сохранение исходного или достигнутого уровня мелиорации участка.
  • проведение рекультивации земель, подвергшихся каким-либо нарушениям, восстановление их плодородного слоя и введение в оборот.
  • мероприятия, направленные на сохранение и преумножения плодородности почв.

Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:

  • Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
  • Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
  • Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.

Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:

  • Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
  • Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
  • Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.

Об утверждении Правил консервации земель

В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 года Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила консервации земель.

2.

Министерству охраны окружающей среды совместно с Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения, Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, Комитетом по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан в пределах компетенции утвердить в трехмесячный срок нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву.

3.

Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июня 1997 года N 976 «Об утверждении Положения о порядке изъятия, охраны, использования и консервации деградированных, загрязненных и нарушенных земель» (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 27, ст. 242);

2) пункт 4 изменений и дополнений которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2001 года N 1123 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по регулированию земельных отношений» (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 30, ст. 339).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

Компенсация понесенных убытков

Убытки, связанные с порчей участка, подлежат компенсации. Данное правило прописано в ст. 78 действующего закона о сохранности природы!

Сумма компенсации исчисляется на основании установленных тарифов или по затратам средств, которые ушли на восстановление участка. Согласно ст. 78, выделена особая форма экологического ущерба. Речь идет о потерях, понесенных при сельскохозяйственном производстве. Здесь установлены следующие правила:

  • Потери, которые проявились при сельскохозяйственных работах, выражаются в ухудшении их качества;
  • Компенсация может соответствовать не только понесенным тратам при восстановлении, но потерям, которые потребовались для освоения нового участка;
  • Убытки могут быть возмещены не только в денежном эквиваленте, но в натуре. Для этого потребуется согласие обеих имеющих отношение сторон;
  • Если ущерб вызван нарушением земельного кодекса, он компенсируется снижением стоимости строений и насаждений;
  • Упущенная хозяйственниками прибыль подлежит компенсации в полном объеме.

Основанием для возвращения понесенных убытков выступают следующие документы:

  1. Соглашение об аренде земли.
  2. Акт, фиксирующий ограничения прав владельца или соглашение о сервитуте.
  3. Официальный акт государственного органа, подтверждающий ухудшение состояния земли, вызванное деятельностью иных лиц.
  4. Вынесенное судом решение.

Правовое регулирование охраны земель

Земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю одновременно являются объектами земельных отношений.

Действия, направленные на охрану земель, должны опираться не только на достижения науки и технологий, но и на четко структурированную и продуманную совокупность законодательных мер, устанавливающих права и обязанности по отношению к земле всех участников земельных отношений. В противном случае любые меры по охране земель, не сформированные в единую систему, останутся разрозненными и в силу этого не приносящими реальной пользы. Для обозначения правовых основ охраны земель иногда применяют не совсем официальный с точки зрения нормативной документации термин ─ «правовая охрана земель».

Читайте также:  Увольнение контрактника до окончания контракта

Земельное право и охрана земель конечно не одно и то же, но понятия в значительной степени пересекающиеся. Законодательство в области охраны земель ─ составная часть земельного законодательства. Важнейшим нормативным правовым актом, лежащим в его основе, является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ). Учитывая, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (статья 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» ЗК РФ), можно говорить, что главный предмет регулирования земельных отношений ─ рациональное использование и охрана земель и все, что с этим связано.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • управление использованием и охраной земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель;
  • осуществление государственного земельного надзора.

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд означает право государственных органов и органов местного самоуправления прекращать право на земельные участки граждан и организаций в случае необходимости для реализации проектов, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд строго ограничено и допускается только в исключительных случаях, которые включают: выполнение международных обязательств РФ; размещение объектов государственного или муниципального. значения; возникновение иных потребностей, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Обычно государственные или муниципальные нужды связаны с реализацией таких мероприятий, как размещение объектов общего пользования (дорог), государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, местных органов самоуправления, социальных объектов, объектов культуры, создания особо охраняемых территорий. Примечательно, что при размещении объектов государственного или муниципального значения изъятие земель у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов производится только в крайнем случае, если нет иных вариантов размещения объекта, т. е. тех, которые не связаны с изъятием. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд в отдельных случаях ограничивается. К примеру, не могут изыматься особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья для нужд, не связанных с целями, для которых они были предоставлены; земли особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению. Изъятие земель поселений в целях застройки осуществляется только в соответствии с генеральными планами.

Какие бывают источники химического загрязнения?

Химическое загрязнение почвенного покрова – это изменение его состава, которое возникает под косвенным или прямым воздействием различных факторов. В большинстве своем негативные предпосылки к химическому изменению характеристик почвы все же предполагает человеческая деятельность. Среди главных факторов такого рода можно выделить работу промышленных предприятий, сельскохозяйственную деятельность и коммунальное обслуживание. Это основные причины загрязнения почвы, которые делают ее непригодной для эксплуатации с целью выращивания культурных растений. Но, разумеется, этими источниками загрязнение не ограничивается. Например, промышленность косвенно способствует выпадению кислотных дождей, а парниковый эффект становится результатом деятельности животноводческих ферм. Довольно серьезное воздействие в плане химического поражения оказывают и свалки с опасными отходами.

Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:

  • Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
  • Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
  • Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.

Особенности охраны сельскохозяйственных и лесных земель

Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:

  • технический — снятие непригодного слоя почвы и нанесение нового;
  • биологический — улучшение свойств ресурса: биохимических, агрофизических и других.

Консервация земель: понятие, порядок проведения

На законодательном уровне предусмотрена разработка различных программ, направленных на охрану земель. Всего выделяется несколько видом программ:

  • программы государственного уровня;
  • программы регионального уровня;
  • местные программы охраны земель.

Каждая такая программа должна включать в себя определенные задачи и мероприятия, учитывающие все нюансы хозяйственной деятельности того или иного региона страны.

Относительно недавно в стране завершилась одна из самых успешных правовых программ, направленная на сохранение плодородного слоя почвы и на его восстановление. В качестве целей данной программы были выделены:

  • сохранение земель;
  • рациональное использование земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • создание всех необходимых условий для поддержания и повышения качества производимой сельскохозяйственной продукции;
  • повышение качества и плодородности почв.

На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.

Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:

  • требованиям, установленным экологическим законодательством;
  • требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
  • прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.

Если при проведении разнообразных строительных работ или работ, основная цель которых заключается в добыче полезных ископаемых, происходит нарушение плодородного слоя почвы на определенном участке земли, плодородный слой должен быть обязательно снят, чтобы использоваться для улучшения малопродуктивных земель.

Использование плодородного слоя почвы допускается только при соблюдении данного правила, установленного на уровне государственного законодательства.

Под данным понятием подразумевается предельная концентрация вредного вещества в окружающей среде и почве, постоянный контакт с которым никак не отразится ни на здоровье самого контактирующего человека, ни на здоровье его потомства.

Данный норматив для окружающей среды устанавливается на уровне государственного законодательства специально уполномоченными на это учреждениями федеральной власти. Сейчас при установке норматива предельно допустимой концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве учитываются:

  • люди;
  • растения;
  • животные;
  • грибы;
  • микроорганизмы;
  • различные природные сообщества.

В рамках регулирования предельной концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве, в частности, разработаны специальные нормативы добавления минеральных удобрений.

Чтобы проверить соответствие почвы установленным на законодательном уровне требованиям, специально уполномоченными на эти действие организациями осуществляются следующие виды обследования:

  • геоботанические;
  • агрохимические;
  • почвенные.

Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:

  • Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
  • Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
  • Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.

Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

Читайте также:  Оспаривание отцовства в делах о взыскании алиментов

Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:

Среди рассматриваемой категории участков особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

Охрану лесов регулирует Лесной кодекс РФ . Поскольку защита этих земель неразрывно связана с контролем безопасности самого леса, территорию берегут от загрязнений, деградации, порчи, пожаров. Большое внимание уделяется дальнейшему воспроизведению лесов.

Подробнее о том, что собой представляют и как охраняются земли лесного фонда.

Земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Цели охраны земель: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:

– по сохранению почв и их плодородия;

– защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

– защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям и иным растениям);

– ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

– сохранению достигнутого уровня мелиорации;

– рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

– сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ.

Охрана земель — это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Земля относится к наиболее важным природным ресурсам, поэтому находится под особой охраной государства. Действия, ведущие к деградации или загрязнению участков, недопустимы, так как это влияет на главное качество ресурса — потенциальную плодородность. Для предотвращения правонарушений и контроля за использованием и предусмотрена правовая охрана земель.

Под охраной подразумевается некий комплекс действий государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц и граждан с целью сохранить земли как природный ресурс и ключевой компонент окружающей среды.

Учитывая правовой статус и исключительную ценность необходимо принимать все меры, препятствующие нарушению сохранности земли:

Таким образом, охрана земель — это система правовых мер, принимаемых землевладельцами, землепользователями, собственниками и арендаторами наделов для предотвращения негативного воздействия на земли, а также их контроль органами государственной и муниципальной власти.

Охрана земель от деградации

Деградация почвы, то есть ухудшение ее плодородных качеств, происходит вследствие нарушения верхнего слоя или загрязнения. Лица, виновные в этом, обязаны провести рекультивацию (восстановление), так чтобы они стали вновь пригодны для использования по прямому предназначению.

Порядок рекультивации земель регламентирован законодательством в области охраны почвы. Он может включать в себя устранение последствий загрязнения, восстановление или замену плодородного слоя, посадку зеленых насаждений.

Малопродуктивные или пострадавшие земли улучшают, привозя грунт, образовавшийся при проведении дорожных, строительных, земельных работ, а также работы с недрами.

Советуем почитать: Как утилизировать холодильник: акции при покупке нового, скупки, компании по утилизации

В исключительных случаях, когда имеет место тотальное уничтожение плодородного слоя, происходит экологическая катастрофа, дальнейшее хозяйственное использование невозможно. Традиционные методы борьбы не дадут результата, пораженные территории подлежат консервации.

Такое решение принимается на уровне Правительства государства или нескольких, если затронуты интересы двух и более стран. Так произошло на месте аварии на Чернобыльской АЭС. Там поверхностный источник радиоактивного заражения распространяется в радиусе 30 км от эпицентра катастрофы.

Охрана земель включает систему организационных, экономических, правовых, инженерных и других мероприятий, направленных на защиту земель от расхищения, необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, нерационального использования, вредных антропогенных и природных воздействий в целях повышения эффективности природопользования и создания благоприятной экологической обстановки.

Охрана земель предусматривает:

защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, от подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами;

· рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств;

· снятие и сохранение плодородного слоя почвы с тем, чтобы использовать его для рекультивации земель или повышения плодородия малопродуктивных угодий;

· установление особых режимов пользования для земельных участков, имеющих природоохранное и историко-культурное значение.

Для нормального функционирования службы контроля за правильным использованием земель следует на всех уровнях осуществлять мониторинг земель и соблюдать государственный земельный кадастр.

Мониторинг земель представляет собой систематическое наблюдение за состоянием земельного фонда для своевременного выявления динамики и устранения негативных процессов и тенденций. Данные мониторинга представляются всем органам государственного и общественного контроля.

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения землевладельцев, землепользователей и арендаторов информацией о состоянии земель в целях организации их рационального использования и охраны, совершенствования управления земельными ресурсами и обоснования размеров платы за землю.

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земли, и предусматривает:

1) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических, экологических и других обследований;

2) разработку генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов, составление проектов, связанных с охраной и использованием земель;

3) составление проектов образования новых и упорядочения существующих землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре;

4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства для землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

5) образование размещения и определение на местности территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами.

В деле защиты земель большая роль принадлежит общественности. Активисты общества охраны природы выявляют и вовлекают в хозяйственный оборот слабо или вовсе неиспользуемые, но пригодные для этих целей земли. Ежегодно по решению общества охраны природы проводится смотр рационального использования земель и мер по повышению плодородия почв.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *