Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 3.12. Административное приостановление деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поскольку на судебное производство и подготовку к нему требуется время, до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ) — временный запрет деятельности. Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Что понимается под административным приостановлением деятельности?

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено девять видов административного наказания. Одним из них является административное приостановление деятельности (ст. 3.2).

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В настоящее время административное приостановление деятельности назначается судьей на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом согласно нормам ст. 28.3 КоАП РФ, только в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение его цели.

Обратите внимание! С января 2011 г. вступят в силу изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом N 171-ФЗ , в соответствии с которыми полномочиями по назначению административного наказания в виде приостановления деятельности будут наделены не только судьи, но и органы исполнительной власти, а также должностные лица таких органов.

Федеральный закон от 23.07.2010 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В п. 23.1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при назначении этого наказания суды должны учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также характер совершенных ими действий (бездействия) и другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей.

В силу закона срок административного приостановления деятельности не может превышать 90 суток, включая период временного запрета деятельности.

Вынесение постановления об административном приостановлении деятельности

Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только судьей районного суда. Законодателем предусмотрено, что при нарушении промышленной безопасности постановление может вынести должностное лицо. Такая мера является исключительной и применяется только, если с помощью других не будут достигнуты положительные результаты.

Судебное заседание проходит по правилам, предусмотренным ст. 29.7 КоАП. В случае отсутствия правонарушителя, дело все равно может быть рассмотрено без него. Если по определенным обстоятельствам нельзя рассмотреть в отсутствии, то дело откладывается.

В случаях, когда административный протокол составлен не надлежащим лицом, либо отсутствуют достаточные доказательства, судья отказывает.

По результатам рассмотрения, выносится постановление. При этом учитывается характер деятельности хозяйствующего субъекта, а также иные факты, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления неблагоприятных последствий. Такие обстоятельства должны быть отражены в постановлении об административном правонарушении.

Кроме того, в документе указываются мероприятия, которые надо совершить для обеспечения его исполнения (например, временное прекращение эксплуатации оборудования). Но не должны быть указаны конкретные действия для выполнения этих мероприятий (например, что нужно опечатать помещение).

В срок для административного приостановления деятельности должен быть включен и срок временного запрета, в случае его назначения. Общий срок начинает исчисляться с момента фактического приостановления деятельности.

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Комментарий к ст. 3.12 КоАП

1. Новая мера административной ответственности — административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей — введена в действие 12 августа 2005 года, с 1 января 2007 года вступила в действие новая редакция на основании ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ, а с 10 августа 2007 г. были расширены области, за совершение административного правонарушения в которых применяется административное приостановление деятельности, а именно добавились области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности.

2. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток.

Возможно также установление и временного запрета на отдельные виды деятельности (выполнения работ, оказания услуг), когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении (гл. 25 КоАП РФ), вправе запретить деятельность на срок до пяти суток. Данный срок — 5 дней — входит в состав общего срока приостановления деятельности организаций и предпринимателей.

3. Именно суд вправе досрочно прекратить исполнение назначенного наказания о применении административного приостановления деятельности.

Организация или предприниматель могут обжаловать в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. Срок обжалования — 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней со дня момента ее поступления (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).

В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности, это положение внесено Законом N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.

Первое обстоятельство — это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Второе обстоятельство — за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.

И третье обстоятельство — тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.

Заметим, что у организации или предпринимателя есть возможность возобновить свою деятельность до того, как истечет изначально установленный срок наказания.

Для этого нужно написать в суд ходатайство. И к нему приложить документы, подтверждающие, что устранены все нарушения, за которые деятельность была приостановлена (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).

4. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности осуществляется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления (п. 1 ст. 32.12 КоАП РФ), и он вправе наложить пломбы и опечатать помещения, кассы, места хранения товарно-материальных ценностей и т.п. При этом судебному приставу-исполнителю запрещено совершать такие действия, которые бы навсегда парализовали производство и функционирование организации (ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ), то есть повлекли бы необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Необходимо отметить, что приостановление деятельности хозяйствующего субъекта не является совершенно новым в российском законодательстве, и ранее возможность приостановления деятельности организаций за те или иные нарушения была установлена в различных законах, регулирующих особенности хозяйственной деятельности в отдельных отраслях. Например, возможность приостановления определенной деятельности организаций соответствующими государственными органами и отдельными должностными лицами была предусмотрена, например:

— в отношении организаций при выполнении требований пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»);

— при нарушении организацией законодательства о рекламе (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп. от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля 2007 г.));

— в отношении образовательных учреждений при нарушении ими законодательства РФ в области образования или своего устава (п. 6 ст. 37 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании»).

Эти и некоторые другие положения законов, дающие полномочия различным государственным органам приостанавливать деятельность организаций (целиком или какой-то отдельный вид деятельности), указанным Законом отменены.

5. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при наличии состава следующих правонарушений, в частности:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);

— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

— пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ);

— нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);

— нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ);

— нарушение требований нормативных документов в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ);

— нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 НК РФ);

— нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 НК РФ);

— нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);

— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);

— нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).

Читайте также:  Консервация земель — условия и порядок проведения

Правовые предпосылки применения наказания

Административное приостановление деятельности относится к административным наказаниям, влекущим релятивные имущественные обременения.

Данное административное наказание применяется к субъектам предпринимательства, в том числе к публичным коммерческим организациям, а также к государственным некоммерческим учреждениям (например, к образовательным или лечебным учреждениям) только при наличии предпосылок, установленных ч. 1 ст. 3.12 КоАП.

К субъективным предпосылкам применения этого наказания относятся факторы и обстоятельства, возникновение которых создает потенциальную угрозу жизни или здоровью людей (эпидемии (эпизоотии), радиационные аварии, техногенные катастрофы и т.п.). Проступки, влекущие применение административного приостановления деятельности, выражаются в нарушении санитарных норм и правил (ст. 64-6.6), экологических требований к осуществлению хозяйственной деятельности (ст. 8.2), норм и правил в области природопользования (ч. 2 ст. 8.12, ч. 2 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ч. 1, 3 ст. 8.21, ст. 8.38 и др.). Нормы и правила, возникновение которых может повлечь за собой указанные негативные последствия при осуществлении лицензируемых видов деятельности, устанавливаются лицензионными требованиями (ч. 1 ст. 9.1) или техническими регламентами (ч. 2, 3 ст. 9.4, ч. 2 ст. 13.4).

Работа фирмы приостановлена по суду: что делать бухгалтеру

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Право-инфо » Статьи из журналов » Работа фирмы приостановлена по суду: что делать бухгалтеру

Распечатать

Аипкин С.М.

Суды общей юрисдикции за различные нарушения приостанавливают деятельность примерно 30% фирм, привлеченных к административной ответственности. Надеемся, что с вашей организацией это не случится. Но на всякий случай надо быть готовым ко всему.

  • Что такое административное приостановление деятельности
  • Это наказание в виде временного (до 90 суток) прекращения :
  • — деятельности организации или ее отдельных подразделений;
  • — эксплуатации отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • — отдельных видов деятельности.

Приостановление деятельности назначается судьей. Исключение — нарушение требований промышленной безопасности, угрожающее жизни или здоровью людей. В этом случае деятельность приостановит Ростехнадзор .

Сразу после вынесения постановления о приостановлении деятельности в организацию приходит пристав и закрывает доступ к объекту, деятельность которого приостановили.

После истечения срока приостановления, если оно не было прекращено досрочно, организация сразу может начинать работать. Пристав сам вынесет постановление об окончании исполнительного производства и направит его в суд .

Но необходимо помнить, что, возможно, сразу или через какое-то время в организацию явится проверяющий, например трудинспектор или пожарный, чтобы проконтролировать, устранены ли нарушения, за совершение которых приостанавливалась деятельность .

И если будет установлено, что такие нарушения не устранены, то приостановление деятельности может быть назначено вновь .

Как платить зарплату

Административное приостановление деятельности — это простой по вине работодателя . Если это произошло из-за того, что были нарушены требования охраны труда, за неработающими сотрудниками сохраняется средний заработок .

Если же причиной приостановления были другие нарушения, бездействующим работникам надо платить не меньше 2/3 среднего заработка .

В табеле учета рабочего времени необходимо указать такое условное обозначение, как «РП» или «31» — «Время простоя по вине работодателя».

Труд тех, кто работает в обычном режиме, оплачивается по-прежнему. Например, приостановлена работа лишь одного цеха из-за трудоохранных нарушений. Рабочим этого цеха вы заплатите средний заработок, в то время как всем другим работникам продолжите начислять зарплату за отработанное время.

Работников, которые в связи с приостановлением деятельности не могут трудиться, можно временно перевести на другую работу, при условии, что они на это согласны . Причем тем, кто временно переводится на другую работу из-за нарушений в области охраны труда, нужно платить не меньше прежнего среднего заработка .

  1. Если неработающие сотрудники не согласны переводиться на другую работу и фактически не могут находиться на рабочем месте (например, опечатан цех), то работодателю ничего не остается, как :
  2. искать новое место для выполнения работниками их основной работы, которое отвечало бы требованиям закона и было бы безопасно для жизни и здоровья работников;
  3. позволить бездействующим по его вине работникам не выходить на работу.
  4. В случае перевода сотрудников на другую работу, а также в случае создания нового места для их основной работы организация в табеле учета рабочего времени ставит сотрудникам коды «Я» или «01» — «Продолжительность работы в дневное время».
  5. Как платить налоги и страховые взносы

Приостановление деятельности не отменяет и не изменяет сроки уплаты налогов и представления отчетности . То же самое можно сказать о взносах с выплат работникам . При этом обязательные выплаты работникам, как бездействующим, так и переведенным на другую работу, в общем порядке облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

Какой порядок наложения временного запрета деятельности?

И так, о временном запрете в обязательном порядке должен быть составлен протокол. В таком протоколе должно быть указано следующее:

1) основания по которым необходимо наложить такой вид наказания как временный запрет деятельности;

2) дата и место составления;

3) должность, фамилия и инициалы должностного лица;

4) сведения о лице, в отношении которого ведется дело производство по делу об административном правонарушении;

5) объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;

6) объяснения лица, которое привлечено к административной ответственности.

Такой составленный протокол должен быть подписан как должностным лицом, так и лицом, которое совершило правонарушение, при этом, если последний отказывается от подписания или он не может быть подписан по иным причинам, должностное лицо делает соответствующую об этом отметку.

После подписания протокола, его копия должна быть вручена лицу, в отношении которого завели административное дело, после чего должностным лицом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иные необходимые действия для временного запрета деятельности.

Важно отметить, что срок временного запрета деятельности включается в срок приостановления деятельности.

Доводы для суда

  1. Административный орган действовал с превышением полномочий при назначении АПД

АПД назначается судьей. Должностные лица надзорных органов могут назначать АПД за правонарушение только в случаях, указанных в законе, — например, по ч. 3 ст. 9.1 КоАП. На практике бывают случаи, когда надзорные органы выдают предписания о приостановлении деятельности с превышением полномочий. Такие предписания можно оспорить, особенно если нет достаточного обоснования запрета на деятельность.

АПД применяется, когда менее строгий вид наказания не может обеспечить цели административного наказания; назначается только в исключительных случаях, которые указаны в ст. 3.12 КоАП. При этом перечень случаев закрытый и не подлежит расширительному толкованию.

Сам по себе запрет на производство работ до устранения выявленных нарушений в предписании не свидетельствует о приостановлении деятельности в порядке ст. 3.12 КоАП РФ.

  1. Нет обоснования, почему нельзя применить более мягкое наказание

Суды исходят из того, что при назначении АПД требуется обосновать, зачем требуется приостановление деятельности, какую угрозу тем самым предотвращают, поскольку АПД — наказание, которое применяется при невозможности использовать иные, более мягкие меры наказания.

Аргумент об отсутствии отягчающих обстоятельств не является специфическим только для АПД, а носит общий характер для всех видов административных наказаний.

АПД применяется в случаях, когда более мягкое наказание не может помочь «исправить» правонарушителя. Поэтому так важно показать, что на самом деле предприниматель/организация все осознали и есть смягчающие обстоятельства или, по крайней мере, отсутствуют отягчающие. Суды положительно смотрят на попытки устранения нарушений и действия по их устранению и негативно — на игнорирование (особенно многократное) законно выданных предписаний об устранении нарушений.

Так например, Госстройнадзор просил суд применить к ООО АПД. Общество возражало, указывая на исполнение предписания об устранении нарушений в установленный срок. Суд принял аргументы общества и не стал назначать АПД. ООО совершало действия, направленные на исполнение предписания в части пунктов, которые влияют на безопасность здания. Риск наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей отсутствует, поэтому вместо АПД суд назначил обществу наказание в виде штрафа в размере 60 тыс. руб.

В другом деле суд также указал, что не усматриваются отягчающие ответственность общества обстоятельства, в связи с чем отсутствуют основания для применения к ООО меры ответственности в виде приостановления деятельности.

Но даже при отсутствии таких активных действий иногда помогает «нейтральность» ситуации — отсутствие отягчающих обстоятельств. Так, ООО привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 9.4, ч. 1 ст. 9.5 КоАП: без разрешения ведутся строительные работы, стройплощадка не огорожена, не изолирована, нет ворот и информационного щита. Управление стройнадзора просило суд приостановить деятельность ООО, так как это повторное нарушение, есть угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а наложение штрафа не позволит достичь цели административного наказания. Суд назначил штраф в размере 500 тыс. руб., так как на момент совершения правонарушения прежнее наказание погашено, управлением не выявлены иные отягчающие обстоятельства, не обосновано назначение именно АПД. В то же время не допускается назначение АПД при отсутствии отягчающих обстоятельств, поименованных в ч. 1 ст. 4.3 КоАП.

Ростехнадзор просил в рамках дела по ч. 6 ст. 19.5 КоАП применить АПД, поскольку министерство проигнорировало выданное ранее предписание об устранении нарушений при строительстве моста, неоднократно привлекалось к ответственности за однородные правонарушения. Суд, признав в действиях министерства признаки административного правонарушения, отказал в назначении АПД: Ростехнадзор не представил доказательств того, что нельзя применить менее строгое наказание, министерство не уклоняется от уплаты назначенных штрафов. Ссылку на неоднократность совершения однородных правонарушений суд расценил как отягчающее ответственность обстоятельство, но недостаточное для АПД.

Неоднократное игнорирование законно выданных предписаний суд может расценить как основание для ужесточения наказания с учетом характера правонарушения и назначения АПД.

  1. Применение АПД противоречит публичным интересам

Приостановление деятельности, особенно работы организации в целом или ее важного участка, может противоречить публичным интересам. Остановка или «торможение» работы одной организации нередко сказывается на целой цепочке ее контрагентов, сторонних организаций и граждан и приводит к уменьшению поступлений в бюджет, иным социально-экономическим последствиям. Поэтому угрозу таких последствий можно использовать как аргумент против АПД, особенно в случае организаций стратегического значения или крупных налогоплательщиков.

Например, Ростехнадзор просил применить АПД в виде запрета эксплуатации участка железной дороги для «РЖД», мотивировав это нарушениями при строительстве участка, которые несут потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей. Общество возражало против АПД, указывая, что по участку проходит 106 пар поездов в сутки и остановка деятельности может противоречить публичным интересам. Суд согласился с этим.

Читайте также:  Госпошлина за развод: свидетельство о расторжении брака, сколько стоит

Пример отрицательной судебной практики. Было предписано прекратить эксплуатацию объекта капитального строительства — здания детской поликлиники (реконструкция с переоборудованием технического этажа под дополнительный этаж) — без разрешения на ввод его в эксплуатацию до получения соответствующего разрешения. Общество просило отменить приостановление, ссылалось на большую социальную значимость объекта, возможные негативные последствия. Суд отклонил эти доводы, поскольку эксплуатация объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию не допускается, такое разрешение подтверждает безопасность и отсутствие угрозы для жизни и здоровья людей.

Порядок административного приостановления деятельности определяется в ст. 109 ФЗ № 229 В соответствии с общим правилом, постановление судьи реализуется немедленно после вынесения. Следовательно, в качестве срока исполнения выступает дата возбуждения производства. По ч. 14 статьи 30 указанного выше Закона, период для добровольной реализации постановления суда не предусмотрен. Административное приостановление деятельности организации предполагает опечатывание помещений, кассы, мест хранения продукции и прочих материальных ценностей, наложение пломб. Данные мероприятия проводятся с учетом пункта 2 ст. 32.12 КоАП. Законодательство допускает предпринимать и иные меры по реализации предписаний, указанных в постановлении. Так, после разбирательства дела одной из школ, суд вынес решение, предусматривающее административное приостановление деятельности учреждения в связи с низкой температурой в классных помещениях. Директор учебного заведения издал соответствующий указ во исполнение постановления. После этого в школе была начата работа по восстановлению надлежащего температурного режима.

Комментарий к статье 3.12. КоАП РФ:

1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).

Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст. 9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.

3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл. 27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.

4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст. 5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.

Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований к охране лесов, за нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловых сетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте, в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направленных на упорядочение миграции в России в целях усиления гарантий прав лиц, законно находящихся на территории России, и обеспечения национальных интересов России в сфере миграции, были внесены соответствующие изменения в отдельные статьи гл. 18 КоАП РФ. Ныне в ст. ст. 18.15 — 18.17 в качестве одного из основных наказаний предусмотрено административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе к деятельности, осуществляемой на торговых объектах, за несоблюдение ограничений на осуществление указанными лицами отдельных видов деятельности. Соответствующие дополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.

6. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (см. комментарий к ст. 32.12).

Часть 3 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможность досрочного прекращения рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи, для назначения наказания, не будут устранены.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Для участника тендера, претендующего на исполнение госзаказа, недопустимо иметь задолженности перед бюджетом. Отсеиваются компании, у которых такая задолженность за последний календарный год возникла и составляет более четверти балансовой стоимости активов.

Участник аукциона требованию на запрет участия в закупках соответствует, если:

  • по задолженности ему предоставлена рассрочка или иное подобное послабление;
  • компания инициировала официальное обжалование документа, установившего его задолженность, но решение по этому обжалованию еще не вынесено.

Проверка наличия или отсутствия у компании долгов доступна на сайте ФССП или ФНС.

Комментарий к ст. 3.12 КоАП

1. Новая мера административной ответственности — административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей — введена в действие 12 августа 2005 года, с 1 января 2007 года вступила в действие новая редакция на основании ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ, а с 10 августа 2007 г. были расширены области, за совершение административного правонарушения в которых применяется административное приостановление деятельности, а именно добавились области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности.

2. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток.

Возможно также установление и временного запрета на отдельные виды деятельности (выполнения работ, оказания услуг), когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении (гл. 25 КоАП РФ), вправе запретить деятельность на срок до пяти суток. Данный срок — 5 дней — входит в состав общего срока приостановления деятельности организаций и предпринимателей.

3. Именно суд вправе досрочно прекратить исполнение назначенного наказания о применении административного приостановления деятельности.

Организация или предприниматель могут обжаловать в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. Срок обжалования — 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней со дня момента ее поступления (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).

В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности, это положение внесено Законом N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.

Читайте также:  Семейная ипотека: как получить кредит с государственной поддержкой в 2023 году

Первое обстоятельство — это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Отсутствие в РНП (ч. 1.1)

РНП — реестр недобросовестных поставщиков — это информационный ресурс, куда включаются сведения о лицах, ранее допустивших серьезные нарушения в сфере госзакупок. Подробнее: «Реестр недобросовестных поставщиков: все, что нужно знать».

Устанавливать требование о ненахождении участника в РНП заказчик не обязан — соответствие требованию отсутствия сведений в РНП по 44 ФЗ проверяется одним тем фактом, что заказчик получил заявку участника. Если бы участник состоял в РНП, площадка завернула бы его заявку, и до заказчика она бы не дошла вовсе. То, кто проверяет участника закупки на РНП 44 ФЗ, указано в п. 6 ч. 11 ст. 54.4 и п. 5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ — электронная площадка. Она же возвращает заявку участнику, не прошедшему проверку по этому критерию.

А можно выбрать приостановление деятельности вместо штрафа?

За многие нарушения закон предлагает два наказания: штраф или приостановление деятельности. Наказание выбирает суд.

Часто предпринимателю дешевле перетерпеть остановку бизнеса, чем заплатить штраф.

Например, за найм иностранцев в Москве без разрешения на работу юрлицу грозит штраф до 1 000 000 ₽ или приостановление деятельности по ст. 18.15 КоАП РФ.

В сравнении с максимальным штрафом потеря прибыли и хлопоты с разрешением от миграционной службы многим покажутся мелочью.

Заменить штраф на приостановление деятельности нельзя.

Считается, что приостановление суровее штрафа — ст. 3.12 КоАП РФ. Бизнес останавливают, когда есть опасность. Если чиновники не видят угрозу массовых отравлений, пожаров или падения нравственности, бизнес штрафуют. Правило странное: наказание легче, а предпринимателю больнее.

Обжаловать штраф и просить приостановление бесполезно — вы проиграете. Такая замена запрещена пунктом 18.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10.

Предприниматель ремонтировала фасад магазина. В подсобные рабочие взяла молодого человека из Узбекистана. Разрешение на работу не проверила.

Кто-то пожаловался в миграционную службу и предпринимателя оштрафовали на 250 000 ₽.

Женщина пожаловалась в суд и попросила замену на приостановление деятельности. Мол, за это время оформят разрешение.

В замене ей отказали, объяснив следующее. Остановка работы — это крайняя мера. Вы не поняли, штраф — лёгкое наказание, вам повезло. Тем более штраф выписали в самом маленьком размере.

Дело № А06-6411/2012

Другой комментарий к статье 3.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).

Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст. 9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.

3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл. 27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.

4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст. 5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.

Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований к охране лесов, за нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловых сетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте, в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направленных на упорядочение миграции в России в целях усиления гарантий прав лиц, законно находящихся на территории России, и обеспечения национальных интересов России в сфере миграции, были внесены соответствующие изменения в отдельные статьи гл. 18 КоАП РФ. Ныне в ст. ст. 18.15 — 18.17 в качестве одного из основных наказаний предусмотрено административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе к деятельности, осуществляемой на торговых объектах, за несоблюдение ограничений на осуществление указанными лицами отдельных видов деятельности. Соответствующие дополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.

6. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (см. комментарий к ст. 32.12).

Часть 3 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможность досрочного прекращения рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи, для назначения наказания, не будут устранены.

Административное приостановление деятельности

Сначала о принудительном приостановлении деятельности ООО. Эта мера предусмотрена статьей 3.12 КоАП РФ и применяется только в ситуациях, прямо указанных в законе, например:

  • угроза жизни или здоровью людей;
  • возникновение эпидемии или заражения;
  • радиационная авария или техногенная катастрофа;
  • причинение существенного вреда окружающей среде;
  • нарушение правил оборота наркотических и психотропных веществ;
  • легализация доходов, полученных преступным путем;
  • финансирование терроризма;
  • нарушение правил привлечения иностранных работников к торговой деятельности;
  • несоблюдение норм производства и оборота алкоголя;
  • неприменение контрольно-кассовой техники;
  • нарушение норм охраны труда;
  • совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности организации в большинстве случаев происходит по решению суда. Но если нарушены требования промышленной безопасности, то приказ о приостановке деятельности выносит соответствующий государственный орган (например, в области безопасности гидротехнических сооружений или горный надзор).

Судебные приставы, исполняющие предписание о приостановлении деятельности ООО, самостоятельно решают, какие меры принять для этого. Обычно это опечатывание помещений и прекращение доступа на объект.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *