Часть 1. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Часть 1. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Документы в УУ не имеют обязательных требований к заполнению, как в БУ. Это внутренняя отчётность, и руководство само определяет, какие бланки и формы применять. Реестр управленческих отчётов может состоять из десятков форм, если компания может себе позволить оплачивать трудозатраты по их разработке и составлению. В мировой практике УУ используются 3 основных документа отчётности, про каждый из которых мы расскажем отдельно.

Особенности организации бухгалтерского и налогового учета

Кроме бухгалтерского, закон предусматривает для организаций еще обязанность ведения налогового учета. Наиболее подробно его ведут плательщики налога на прибыль.

Схема ведения учета по налогу на прибыль практически повторяет бухучет и базируется на тех же принципах, что описаны выше. Разница заключается главным образом в порядке признания тех или иных доходов или расходов.

Для остальных налогов учет организуется проще, с учетом особенностей облагаемой базы по тому или иному обязательному платежу.

Например, для НДС расчет базируется на исходящих и входящих счетах-фактурах, а для налога на имущество используется остаточная стоимость объектов по бухгалтерским данным или их кадастровая стоимость.

Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ

Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).

На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:

Начнем с основных средств:

  • иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
  • способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.

Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.

  • установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.

Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.

Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.

Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.

Формирование резервов. О чем здесь речь:

  1. Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
  2. Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

  • определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
  • регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
  • минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
  • реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).

Что такое финансовый учёт

Это система учёта, планирования, контроля и анализа данных по ведению финансово-хозяйственной деятельности. По сути — это бухгалтерский учёт.

Различают:

  • бухгалтерский (финансовый) учёт — учёт операций по счетам и регистрам БУ с целью отражения фактической деятельности и составления годовой бухгалтерской отчётности. Элементов планирования здесь нет;
  • управленческий учёт — система планирования показателей деятельности и сопоставления данных, полученных по регистрам БУ. Включает в себя инструменты анализа для принятия управленческих решений по изменению текущей ситуации.
Читайте также:  Декларации в Росалкогольрегулирование: сроки, порядок и особенности сдачи

Источники информации для управленческого учёта

Данные для заполнения управленческих отчётов берутся из трёх видов источников:

  • учётные данные — собираются по счетам и регистрам бухучёта, статистической и оперативной отчётности;
  • внеучётные данные — собираются по результатам внутренних и внешних мероприятий и отчётов. Это могут быть данные ревизий, проверок, проведённого аудита, лабораторного контроля, результаты исследований, итоги совещаний и т.д;
  • нормативно-справочные показатели — всё что содержится в прейскурантах, инструкциях, справочниках, технических и производственных паспортах. На основании этой информации планируются экономические показатели деятельности (мощность, загрузка оборудования, трудозатраты, и т.д.).

Финансовые показатели контроля деятельности

Среди множества расчётных показателей эффективности бизнеса можно выделить три наиболее весомых и наглядных варианта:

  • рентабельность собственного капитала (РСК);
  • рентабельность активов (РА);
  • оборачиваемость активов (ОА).
Показатель Что показывает Формула расчёта
рентабельность собственного капитала, % сколько прибыли приносит каждый вложенный в бизнес рубль РСК = (ЧП / СК) х 100%,
где ЧП — чистая прибыль,
СК — собственный капитал.
СК = Активы — Обязательства
рентабельность активов, % сколько прибыли приносят активы компании РА = (ЧП / А) х 100%,
где А — активы
оборачиваемость активов, раз как быстро зарабатываются деньги на активах ОА = (В / А) х 100
где В — выручка.

Определение бухгалтерского и налогового учета и цель их применения

Обратимся к Налоговому кодексу РФ. В статье 313 НК РФ приведено определение налоговому учету:

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Если организация применяет общую систему налогообложения, то налоговый учет она ведет с целью определить налог на прибыль – это главная цель налогового учета.

Онлайн-курс «Налог на прибыль». Вы научитесь без ошибок вести учет доходов, отражать расходы, определять налоговую базу по налогу на прибыль. А также рассчитывать и уплачивать авансовые платежи и налог, сдавать отчетность. Узнать подробнее

Основной нормативный документ в области ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Рассмотрим, какое же определение дает данный нормативно-правовой документ бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

Цель бухгалтерского учета — составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании которой можно судить о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета. Например, решение о предоставлении организации кредита или займа в большинстве случаев осуществляется на основании представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она же необходима и для участия в конкурсах, аукционах и т.д. Почему же внешним пользователям нужна именно бухгалтерская (финансовая) отчетность? – только на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности можно судить об экономическом положении организации.

Не меньший интерес вызывает бухгалтерская отчетность и у внутренних пользователей: учредителей, руководителей и т.д. Дело в том, что на основании бухгалтерской отчетности они принимают управленческие решения.

Итог из вышесказанного: налоговый учет позволяет государственным органам контролировать полноту и своевременность уплаты налогов. А бухгалтерский учет, в свою очередь, ведется с целью составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно судить о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.

Итак, организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, вместе с бухгалтерским учетом ведут налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Учет основных средств

В бухгалтерском и налоговом учете неодинаковый порядок отнесения имущества к объектам основных средств. Этот вопрос регулируется ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом. По ПБУ, чтобы отнести имущество к ОС необходимо выполнение условий:

Пунктом 5 ПБУ 6/01 закреплено, что ОС стоимостью меньше 40 000 рублей могут быть единовременно списаны как производственные запасы. А в Налоговом кодексе лимит стоимости — 100 000 рублей, а значит имущество, с меньшей стоимостью должно быть списано как МПЗ и не подлежит амортизации. Поэтому, что при стоимости актива от 40 до 100 тысяч рублей возникнут временные разницы.

Примечание: правило распространяется на активы, эксплуатируемые с 31.12.2015.

Не можете разобраться во всех тонкостях ведения бухгалтерского и налогового учета? Облачный сервис Контур.Бухгалтерия поможет легко вести все операции через интернет, подскажет и автоматизирует процесс. Избавьтесь от рутины и авралов, ведите учет, начисляйте зарплату, отправляйте отчетность онлайн. Первый месяц работайте бесплатно.

Ведомость налогового учета расходов за I квартал 2002 г.

 Показатель 
 Код строки 
налоговой
декларации
 Источник 
информации
 Сумма, 
руб.
 1 
 2 
 3 
 4 
1. Материальные 
расходы
Стр. 030 
Приложения 2
к декларации
Ведомость 
(карточка) по
счету 44-2
 10 000 
2. Суммы начисленной 
амортизации
Стр. 040 
Приложения 2
к декларации
Ведомость 
налогового учета
амортизации
 28 000 
3. Расходы на оплату 
труда
(40 000 + 14 240)
Стр. 090 
Приложения 3
к декларации
Ведомость 
(карточка) по
счету 44-3
 54 240 
4. Прочие расходы, 
всего (50 000 +
6000 + 10 000)
Стр. 050 
Приложения 2
к декларации
Стр. 4.1 + 
стр. 4.2 +
стр. 4.3
 66 000 
в том числе 
4.1. Расходы на 
ремонт основных
средств
Стр. 060 
Приложения 2
к декларации
Ведомость 
налогового
учета расходов
на ремонт
 50 000 
4.2. Суммы налогов и 
сборов (налог на
имущество)
Стр. 100 
Приложения 2
к декларации
Ведомость 
(карточка) по
счету 91-2
 10 000 
4.3. Другие расходы 
(командировочные
расходы)
Стр. 150 
Приложения 2
к декларации
Ведомость 
(карточка) по
счету 44-4
 6 000 
5. Стоимость 
реализованных
покупных товаров
Стр. 160 
Приложения 2
к декларации
Ведомость 
(карточка) по
счету 90-2
1 500 000 
6. Прямые расходы 
(транспортные
расходы,
относящиеся к
реализованным
товарам)
Стр. 170 
Приложения 2
к декларации
Журнал - ордер 
(карточка) по
счету 44-1
 45 000 
7. Цена приобретения 
реализованного
прочего
имущества и расходы,
связанные с его
реализацией
Стр. 180 
Приложения 2
к декларации
Ведомость 
(карточка) по
счету 91-21
 35 000 
Итого расходов, 
уменьшающих доходы
от реализации
Стр. 020 
декларации
Стр. 1 + 
стр. 2 +
стр. 3 +
стр. 4 +
стр. 5 +
стр. 6 + стр. 7
1 738 240 
8. Внереализационные 
расходы
Стр. 040 
декларации
Ведомость 
(карточка) по
счету 91-2
 8 000 
Всего расходов 
 x 
 x 
1 746 240 

Признанные расходы, связанные с производством и реализацией, уменьшающие сумму доходов от реализации за I квартал 2002 г.

 Показатель 
Код строки
Сумма, руб.
 1 
 2 
 3 
Материальные расходы, за исключением 
расходов на приобретение сырья и
материалов, списанных в производство
товаров (работ, услуг)
 030 
 10 000 
Суммы начисленной амортизации, за 
исключением амортизации по основным
средствам, непосредственно используемым
при производстве товаров (работ, услуг)
 040 
 28 000 
Прочие расходы, всего 
 050 
 120 240 
в том числе: 
расходы на ремонт основных средств 
 060 
 50 000 
суммы налогов и сборов, начисленные 
в порядке, установленном
законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах
 100 
 10 000 
другие расходы 
 150 
 60 240 
Стоимость реализованных покупных товаров 
 160 
 1 500 000 
Прямые расходы налогоплательщиков, 
осуществляющих оптовую, мелкооптовую и
розничную торговлю
 170 
 45 000 
Цена приобретения реализованного прочего 
имущества и расходы, связанные с его
реализацией
 180 
 35 000 
и т.д. 
 190 - 300
 - 
Итого признанных расходов 
 310 
 1 738 240 

Следует отметить, что в Приложении N 2 не предусмотрена строка для отражения расходов на оплату труда торговыми организациями. В табл. 6 такие расходы отражены в составе других прочих расходов.

Читайте также:  Все, что нужно знать об оформлении пенсии по потере кормильца в 2023 году

Исчисленные в Приложениях N N 1 и 2 суммы доходов от реализации и признанных расходов переносятся в расчет налога на прибыль организаций и отражаются по стр. 010 и 020 соответственно (табл. 7).

В России основная тенденция последних лет в регулировании нормативно-правовой базы бухгалтерского учета заключается в максимально возможном приближении учета к международной практике. К настоящему времени в нашей стране формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана достаточно стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (табл. 1.1).

Приведенная в таблице система оказывает прямое воздействие на принципы и технику бухгалтерского учета. На практике существует еще и система косвенного регулирования учета, основу которой составляют законы и другие нормативные документы, отражающие налоговый аспект учета.

Инвентаризацияэто проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Основные цели инвентаризации – выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация относится к способам ведения бухгалтерского учета, и порядок проведения инвентаризации является одним из приложений к учетной политике.

Для целей инвентаризации под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация оформляется первичными учетными документами установленной формы (инвентарные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости).

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.

Если по графику инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, то перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация не проводится. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.

Инвентаризация может быть обязательной или инициативной.

Проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации или ликвидации организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок и сроки проведения инициативной инвентаризации определяются руководителем организации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и др.), а иногда и представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

По результатам инвентаризации оформляются инвентаризационные описи материальных ценностей, акты инвентаризации денежных средств, сличительные ведомости. Заполнение документов инвентаризации, так же как и порядок ее проведения должны осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства.

Идея принципа рациональности

Все те принципы бухгалтерского учета, которые мы рассматривали в предыдущих статьях (см. «БУХ.1С» № 11 за 2006 год и №№ 1, 2, 3, 4 за 2007 год), определяют методологию бухгалтерского учета, то есть методологию отражения в учете фактов хозяйственной жизни предприятия. Принцип рациональности — это единственный из учетных принципов, который носит не методологический, а организационный характер. Его значение заключается в том, чтобы показать, как должен быть организован учет на предприятии.

В российских нормативных документах данный принцип закреплен в пункте 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», согласно которому «учетная политика организации должна обеспечивать … рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности)». Это весьма сдержанная интерпретация одной из основных качественных характеристик бухгалтерской отчетности, закрепленных в «Принципах подготовки и составления финансовой отчетности» МСФО, — «баланса между выгодами и затратами», рассматриваемой как ограничение уместности и надежности бухгалтерской информации.

Читайте также:  Какими станут пенсии белорусов в 2023 году

Как отмечается в МСФО, «соотношение между выгодами и затратами — это скорее принципиальное ограничение, а не качественная характеристика» бухгалтерской информации (см. Международные стандарты финансовой отчетности. Русское издание. — М.: «Аскери», 1998, с. 42). Согласно этому ограничению, «выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение» (там же). Оценка выгод и затрат — отмечается в МСФО — в значительной степени, вопрос суждения. Более того, затраты совсем не обязательно ложатся на тех пользователей, которые получают выгоды. Кроме того, выгодами могут воспользоваться не только те пользователи, для которых информация была приготовлена. Например, предоставление дополнительной информации заимодавцам может снизить стоимость займа для компании. По этим причинам очень трудно применять тест оправданности затрат в любом конкретном случае. Тем не менее, специалисты, устанавливающие стандарты, как и пользователи финансовой отчетности, должны знать об этом ограничении.

Таким образом, мы можем видеть, что если МСФО в качестве выгодополучателей рассматривает всех пользователей бухгалтерской информации, российский стандарт (ПБУ 1/98) говорит о выгодах от функционирования системы бухгалтерского учета для предприятия, его ведущего, то есть только для субъекта учета. Именно в этом ключе мы и постараемся рассмотреть вопрос реализации принципа рациональности в условиях сегодняшней российской практики.

Итак, идея принципа рациональности — это оценка соотношения выгод и затрат, связанных с ведением бухгалтерского учета. Это означает, что бухгалтерский учет рассматривается как система, могущая приносить предприятию экономические выгоды. При этом объем затрат на организацию и ведение бухгалтерского учета не должен превышать экономических выгод от функционирования учетной системы. Таким образом, формулируется весьма непривычный для российской практики тезис: «Бухгалтерский учет должен приносить предприятию прибыль».

Направления затрат по формированию системы управленческого учета

Безусловно, такой вакуум существует, и было бы совершенно неправильно говорить о том, что все задачи, стоящие перед управленческим учетом, могут быть решены с помощью данных учета финансового. У традиционного бухгалтерского учета есть целый ряд недостатков, препятствующих использованию его данных в целях управления. Выделим три наиболее значимых.

1. Прежде всего, это неоперативность представления информации. Информация для управления требуется гораздо оперативнее, чем она формируется в финансовом учете. Однако эта проблема при надлежащей организации документооборота решается при компьютеризации учета, так как здесь становится возможным формирование любого формата отчетности хоть ежечасно.

2. Далее, методология финансового учета определена предписаниями нормативных документов и одновариантна. Она характеризуется определенными информационными границами, формируемыми уже методом двойной записи (см., например, «БУХ.1С» № 2 за 2006 год, стр. 28). Построение системы управленческого учета может предполагать создание информации о фактах хозяйственной жизни в совершенно разной их оценке и интерпретации (например, различная оценка активов, переоценка обязательств, с учетом влияния фактора временной ценности денег и т. д.).

3. Заданность форматов отчетности предписаниями нормативных актов. Для целей управления различными бизнес-процессами менеджерам предприятия требуется отчетность, не соответствующая стандартам официального бухгалтерского учета. Но как отмечалось выше, соответствующее программное обеспечение позволяет преобразовывать данные первичных документов в отчетность совершенно разного формата.

Рамки статьи не позволяют нам подробно касаться вопросов методики решения этих проблем.

Вместе с тем мы должны отметить здесь очень важный с позиций принципа рациональности вывод: Затраты на организацию и ведение управленческого учета должны быть направлены на решение проблем, лежащих вне компетенции традиционного официального бухгалтерского учета, а не на дублирование его функций.

Бухгалтерский учет также, как и налоговый, ориентирован на стандарты, заданные государством. Его цель помимо расчета налоговой базы – оценить компанию по единым стандартам.

Бухгалтерский учет в России имеет свой стандарт, так называемый РСБУ. Вести бухгалтерский учет – обязанность любого юридического лица. Как правило, именно с нормативами и терминологией РСБУ приходится сталкиваться предпринимателю, когда он пытается разобраться с бухгалтерией самостоятельно, или понять, что ему на своем языке говорит бухгалтер.

Бухгалтерский учет содержит информацию о том, какие ресурсы, в каком количестве и в каком месте имеет или имело предприятие в определенный момент времени, какой товар находится на складе или в пути, сколько денежных средств в кассе и на расчетном счете, имеются ли задолженности у компании – в виде займов и кредитов.

То есть за терминологией бухгалтерского учета кроется экономическая суть процессов в компании. Однако есть у него свои ограничения:

а) бухгалтерский учет не допускает гибкости, которая часта нужна в учете для правильной интерпретации тех или иных фактов с точки зрения управления бизнесом;

б) бухгалтерскому учету зачастую не хватает глубины, которая также нужна для принятия решений. Или, что более драматично, ответы, которые бизнес может получить на основе только бухгалтерского среза, могут увести предпринимателя в ложном направлении;

б) бухгалтерская отчётность носит «исторический характер», то есть собирается на определённый момент времени и показывает состояние компании за уже прошедший период (например, за прошедший квартал или год).

Типичная ошибка многих предпринимателей в управлении финансами – это ограничиться тем, что нанять бухгалтера для ведения налогового и бухгалтерского учета и пытаться получить от него ответы на все вопросы связанные с финансами компании. В действительности, основная задача бухгалтера – обеспечивать корректный расчет налогов.

Организация бухгалтерского учета на предприятии: формы, функции, ответственные лица

Ведение бухучета в РФ регламентировано законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ, также различными Федеральными стандартами бухучета (ФСБУ), Положениями о бухучете (ПБУ), локальными нормативными актами, например, учетной политикой, и различными нормативными актами. Ответственность за организацию бухучета и его соответствие законодательным нормам несет руководитель предприятия. Его полномочиями:

  • в качестве структурного подразделения учреждается бухгалтерская служба, возглавляет которую главный бухгалтер;
  • составляется и утверждается штат (вводятся и исключаются должности) бухгалтерской службы;
  • может быть передано ведение бухгалтерского учета в аутсорсинг конкретному специалисту или выбранной компании;
  • в небольшой компании бухучет может вестись лично самим руководителем или назначенным им сотрудником.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *