Шесть главных изменений в валютном контроле 2022: на что обратить внимание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шесть главных изменений в валютном контроле 2022: на что обратить внимание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Центробанк РФ осуществляет контроль проведения операций с иностранной валютой в кредитных компаниях. Правительство РФ свои функции осуществляет с помощью исполнительных органов. До 2016 года это осуществлял Русфиннадзор. А в настоящее время оборот иностранной валюты контролирует Федеральная таможенная служба и налоговый орган.
Освобождение от штрафов за валютные нарушения
На основании подписанного закона получили освобождение некоторые юрлица, ИП и физлица от штрафов за нарушение валютного законодательства. В этих целях в ст. 15.25 КоАП включили примечание № 10, в соответствии с которым резидентов полностью освобождают от штрафов за валютные нарушения, если это невыполнение связано с антироссийскими санкциями.
Указанное освобождение относится к таким составам валютных нарушений:
- проведение противозаконных валютных операций;
- нерепатриация денег по экспортным сделкам;
- неисполнение в установленные сроки обязанностей по выполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым контрактам;
- нерепатриация денег, которые уплачены нерезидентам за неввезенные в Россию товары, неисполненные работы, неоказанные услуги или за непереданные сведения или результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них.
Порядок проведения валютных операций физлицами
Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.
Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.
У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.
Виды нарушений валютного законодательства
Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:
- Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок)
- Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов
- Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета
- Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами
Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:
- Гражданско-правовая (аннулирование сделки)
- Административная (штрафные санкции)
- Уголовная (вплоть до лишения свободы)
Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.
К незаконным валютным операциям относятся:
- Купля-продажа иностранной валюты и чеков с номинальной стоимостью в валюте не в банке
- Проведение операций в валюте без использования банковских счетов
- Осуществление переводов в валюте без открытия банковского счета
Изменения в законодательстве
В июле 2022 года внесены поправки в статью 15.25 КоАП РФ (Федеральный закон от 13 июля 2022 года № 235-ФЗ). Речь идет о снижении штрафов для всех участников внешнеэкономической деятельности за проведение незаконных валютных операций с 75-100% до 20-40% от суммы нелегальной операции. Штраф за нерепатриацию валютной выручки сокращен с 3-10% до 3-5% от суммы средств, зачисленных несвоевременно. Исключение составляют контракты, связанные с экспортом леса и лесоматериалов. Здесь максимальный штраф за незачисление в срок выручки составит 10%.
Также в статью 15.25 КоАП РФ внесено примечание №10 об отмене ответственности за нарушение валютного законодательства для юридических лиц и ИП, вызванных антироссийскими санкциями. Мораторий действует на операции, проведенные с 23 февраля по 31 декабря 2022 года. Правило распространяется на следующие виды правонарушений:
- Проведение незаконных валютных операций
- Нерепатриация средств по валютным контрактам
- Несвоевременное исполнение или прекращение обязательств по договорам с иностранными партнерами
- Несвоевременный возврат средств, уплаченных по договору поставки или оказания услуг нерезидентам
Валютные махинации в России
После контрсанкций и ограничений по валютным счетам, в том числе со стороны РФ и ЕС, обналичить активы в долларах стало весьма проблематично. Особенно это затронуло тех, кто имел на таких счетах в России крупные суммы и планировал их снять для покупки или иммиграции за рубеж.
10 000 долларов на одного человека – небольшая сумма, а сняв остаток в рублях, их не выгодно конвертировать в валюту, да и не всегда возможно. На переводы за границу также были установлены лимиты по сумме – не более 5 000 долларов США в месяц и исключительно по весомым на то причинам.
В Интернете стали появляться предложения, в том числе в соцсетях и мессенджерах, по продаже и обмену валюты по ценам, на порядок выше установленных ставок. Так, при курсе доллара на Мосбирже в пределах 110 рублей, цены у мошенников достигали 200 рублей за 1 $ и Евро.
О возможном дефиците валюты и нелегальной торговле на неофициальных рынках, ранее сообщила Ольга Ковитиди, член Совфеда от Республики Крым. Однако, она также подчеркнула, что ничего нового из разряда наказаний, придумывать и дополнять не требуется, так как все уже давно принято.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что «предлагаемая проектом норма не будет позволять привлекать к уголовной ответственности руководителей вполне законопослушных компаний и ее применение не окажет отрицательного влияния на иностранные инвестиции». Сам законопроект предусматривает, что деяние должно быть «направлено на нарушение» требований закона о репатриации. Однако такие нарушения не разграничены на ошибки при структурировании финансовых потоков и общественно опасные посягательства, нуждающиеся в противодействии уголовно-правовыми средствами (оплата «серого» импорта, сокрытие противоправных доходов и т.п.), что не позволяет в полной мере исключить уголовную ответственность законопослушных должностных лиц.
2. В Уголовный кодекс предлагается ввести новую статью 193.1 «Совершение валютных операций по переводу иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Статья устанавливает:
- ответственность за совершение операций по переводу денежных средств нерезиденту с представлением банку «документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода» — именно так понимаются указанные в названии статьи «подложные документы». Скорее всего, так же будут пониматься и подложные документы, использование которых признается отягчающим обстоятельством в рамках ст. 193 УК РФ;
- отягчающие обстоятельства, схожие с новой редакцией ст. 193 УК РФ. Субъект преступления, а также критерии крупного и особо крупного размеров, имеющие значение отягчающего обстоятельства, аналогичны ст. 193 УК РФ.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Порядок применения ответственности за нарушения валютного законодательства
Пунктом 4 ст.14 Закона установлен бесспорный порядок взыскания санкций с юридических лиц. Однако данное положение не применяется. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 04.03.1999 N 50-О указал, что нормы законодательства, допускающие возможность взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц в бесспорном порядке без их согласия, были признаны не соответствующими Конституции РФ еще в 1996 г.
Согласно п.3 мотивировочной части того же Определения КС РФ при наличии валютного правонарушения органы валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Данное решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В таком случае взыскание штрафа в бесспорном порядке производиться не может, производство приостанавливается до вынесения судом решения по жалобе юридического лица.
В Определении от 14.01.2000 N 4-О Конституционный Суд РФ дополнительно разъяснил следующее. Юридическому лицу — плательщику штрафа за нарушение валютного законодательства должен предоставляться срок, в течение которого он вправе обжаловать в вышестоящий орган и (или) в суд решение органа валютного контроля о взыскании штрафа. Если решение о взыскании штрафа в указанный срок не обжалуется, то оно приводится в исполнение без применения судебной процедуры. Процедура взыскания штрафа, в том числе срок, форма, порядок выражения несогласия юридического лица с решением органа валютного контроля о взыскании штрафа за нарушение валютного законодательства, может определяться правоприменительными органами на основе аналогии закона (ст.ст.268 и 285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
Таким образом, жалоба на постановление по делу о нарушении валютного законодательства может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. После указанного срока штраф может быть взыскан в бесспорном порядке. Однако это не лишает предприятие возможности в дальнейшем обращаться в суд с иском о признании постановления органа валютного контроля недействительным.
Соотношение положений валютного законодательства об ответственности
Обобщая арбитражную практику по вопросу применения п.1 ст.14 Закона, можно сделать следующий вывод: за совершение валютной операции, не соответствующей положениям ст.ст.2 — 8 Закона, ответственность налагается в виде штрафа в размере суммы, в отношении которой была совершена незаконная валютная операция.
Ответственность по п.1 ст.14 Закона применяется, в частности, в случае, если валютная операция совершена с нарушением порядка:
- обязательного зачисления на счет в уполномоченном банке полученной организацией — резидентом валюты (п.1 ст.5 Закона);
- осуществления операций, связанных с движением капитала (п.2 ст.6 Закона);
- обязательной продажи валютной выручки (п.5 ст.6 Закона).
Завышенная стоимость контракта.
Вы договорились с контрагентом разбить платежи, перенести часть расходов с одной партии на другую. Другой вариант – Вы с контрагентом увеличили стоимость контракта. Результат — стоимость контракта выросла и оказалась завышенной.
Вас могут заподозрить в незаконном выводе валюты за рубеж.
Юридическое решение – полное документальное оформление и письменное обоснование коммерческих действий бизнеса. Нужно тщательно оформлять переписку, протоколы переговоров, инвойсы, спецификации. подписанными контрагентом обосновывающими повышение стоимости, а также не забыть зафиксировать все Ваши устные договоренности в дополнительных соглашениях.
Используйте для своего бизнеса возможности юристов практики ВЭД КГ ЭТАЛОН:
- участие юриста в переговорах ВЭД он-лайн (оф-лайн) на стороне Доверителя
- консультация по вопросам заключения внешнеторговых сделок, в том числе сложных многосторонних сделок с учетом новых требований в области валютного, налогового и таможенного контроля
- разработка индивидуальных договоров ВЭД под потребности конкретного бизнеса с учётом специфики различных юрисдикций и способов доставки товаров (оказания услуг)
- перевод договоров на английский язык специалистом по ВЭД
- помощь в обжаловании КТС и переквалификации ТН-ВЭД
- защита интересов в таможенных органах, арбитражных судах и МКАС при ТПП РФ
Уголовная ответственность
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.
Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:
Сумма | Штраф | Срок тюремного заключения |
Более 9 млн руб. | 200 000 — 500 000 руб. | До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы |
Более 45 млн руб. | До 1 000 000 руб. | До 5 лет |
Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.
Изменения в законодательстве
Новости в России в 2021 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2021 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).
Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2021 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.
Что касается изменений суммы штрафов в 2021 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.
К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.
Какие выводы были сделаны судом (ответственность за нарушение валютного законодательства)
В ходе судебного разбирательства и при вынесении решения Арбитражным судом судья обратил внимание на следующие моменты:
- Чтобы привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 15.25 КоАП РФ, необходимо соблюсти одно важное условие — ИФНС РФ должна доказать, что резидент (в нашем случае таковым является ОАО «Тихоокеанское Управление Промысловой Разведки и Научно-Исследовательского Флота») допускал противоправное поведение, вследствие чего невозможно было получить товары или вернуть уплаченные деньги. Мало подтвердить тот факт, что резидент не выполнил обязанности по возврату средств, которые были ранее уплачены в качестве аванса нерезиденту за услуги, которые в итоге не были им оказаны. В противном случае, для налогоплательщика не может наступить ответственность за нарушение валютного законодательства по упомянутой выше статье Кодекса об административных правонарушениях.
- В рассматриваемом нами случае резидент (заказчик) не совершал противоправных действий, препятствующих возврату денег или получению товаров. Представитель ИФНС РФ не представил суду каких-либо документальных доказательств на этот счет.
- Тот факт, что срок действия договора (прописанный в тексте самого контракта) между заказчиком и иностранной компанией истек, еще не означает, что оговоренные обязательства не были исполнены сторонами. Вывод ИФНС о том, что исполнитель не ремонтировал морское судно до момента прекращения договора, не обоснован.
- Согласно указаниям п. 3 ст. 425 ГК РФ, окончание срока действия контракта безусловно не влечет прекращение обязательств заказчика и исполнителя по договору (если только такое условие не оговорено в тексте самого договора). К тому же, ОАО представило суду дополнительное соглашение к договору с иностранной организацией, предусматривающее продление срока действия договора.
- Поскольку ОАО и иностранная компания, являющиеся сторонами договора подряда, исполнили свои обязательства друг перед другом в полном объеме, оснований для возврата аванса заказчику не имеется. Истец подтвердил тот факт, что деловой партнер исполнил свои обязательства, представив суду подписанный сторонами акт выполненных работ (с пунктами о полной оплате ремонтных работ, об отсутствии претензий у сторон договора). Обязательства действительно были исполнены уже по окончании срока действия договора, но это не имеет правового значения.
В чем проявляется нарушение валютного законодательства по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ
Основные принципы валютных отношений заложены в Законе № 173-ФЗ (далее — Закон), регулирующем порядок осуществления валютного контроля и обращения с валютой.
Данный закон понимает под резидентами юридическое лицо, образованное по нормам российского права, а под нерезидентом — иностранную компанию.
Исходя из ст. 9 Закона, резиденты не могут осуществлять между собой операции с валютой, за некоторыми исключениями, которые поименованы в этой же статье.
Резиденты несут всю полноту ответственности за допущенные в сфере валютных отношений отступления от принятых правил.
КоАП РФ по ч. 1 ст. 15.25 возлагает на виновное лицо ответственность за выполнение следующих противозаконных действий с валютой:
- покупка валюты иностранного происхождения без участия банковских организаций;
- осуществление действий с валютой без использования счета в уполномоченном банке;
- выполнение валютных операций при помощи средств, зачисленных на счета заграничных банков.
Судебная практика применения КоАП за нарушения в области валютного законодательства
В случае привлечения к административной ответственности следует учитывать сроки давности за соответствующие правонарушения.
Федеральным законом от 05.04.2016 г. №89-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» (вступил в силу 16.04.2016 г.) срок давности привлечения увеличен с одного года до двух лет.
При этом сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. А течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (п.1 ст.4.8 КоАП РФ).
При рассмотрении споров необходимо разграничивать действие новой и старой редакции ст.4.5 КоАП РФ.