Вступил в силу новый порядок подготовки кандидатских диссертаций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вступил в силу новый порядок подготовки кандидатских диссертаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Еще до 2013 года аспирантура была формой профессионального образования, которое получают после ВУЗа. Она предполагала подготовку работников, которые продолжают свою карьеру в научной деятельности. С 2013 года аспирантура развилась до 3-го уровня высшего профессионального образования.
Перспективы обучения в аспирантуре
В первую очередь, студент получает научную степень. Также ему открываются следующие важные перспективы:
- навыки и умения научно-исследовательской деятельности;
- получение доступа к ценным данным и ресурсам, знакомство с нужными людьми в процессе проведения исследований, экспериментов, тестов, экспедиций, испытаний и т. д.;
- преподавать в учебных заведениях, в том числе высших, а также продолжать проводить научно-исследовательскую работу;
- кандидаты наук – это «лакомый кусок» для крупных и международных организаций, которые подбирают в штат только усердных, талантливых и перспективных сотрудников (зарплата предлагается соответствующая);
- отсрочка от армии для мужчин (если обучение проходит очно).
Студент всегда вправе решать, продолжать ли ему обучение и развитие как специалиста в аспирантуре или же выбрать активное построение карьеры. Важно помнить, что кандидат наук всегда находится на высоком профессиональном уровне и может сделать блестящую карьеру.
Преимущества аспирантуры
Аспирантура не только позволят заниматься научно-исследовательской деятельностью, но и дает некоторые преимущества. Для юношей особенно актуальной станет отсрочка от армии при вступлении в аспирантуру и обучении. Справка из отдела аспирантуры надежно защитит от очередного призыва. Другой вариант избежать его — поступить на военную кафедру.
Существуют и другие льготы для аспирантов. Заочникам полагается дополнительный 30-дневный отпуск для сдачи сессии, а если вуз находится в другом городе, их обеспечивают местами в общежитии. У «очников» есть двухмесячные каникулы. В некоторых вузах аспирантам также выделяется дополнительное пособие для приобретения необходимой научной литературы.
Предоставляется ли общежитие?
Обучающимся по очной форме может быть предоставлено общежитие, находящееся в распоряжении образовательного учреждения. Информацию о свободных местах и условия заселения следует уточнять непосредственно в высшем учебном заведении.
Можно ли поступить в аспирантуру без экзаменов?
При наличии конкурса поступление предполагает обязательное прохождение отбора – испытательной экзаменации. Однако возможны льготные условия. Вуз в праве установить упрощенные программы для зачисления магистрантов и перевода аспирантов из других заведений.
Освобождение от вступительных испытаний могут получить претенденты, отлично сдавшие философию и иностранный язык, а также предоставившие исследовательскую работу (реферат) по выбранной специальности. Упрощенные требования предъявляет соискательство, когда претенденты прикрепляются для подготовки диссертации к научному учреждению.
Есть ли возможность подать апелляцию по итогам испытаний?
Если, по мнению поступающего, были допущены нарушения порядка проведения или оценка не соответствует критериям оценивания (занижена), он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в апелляционную комиссию и присутствовать при рассмотрении апелляции.
Включается ли срок обучения в трудовой стаж?
Начиная с 2013 года – нет. Это распространяется как на заочников, так и на очников.
Что делать, если осенний призыв по срокам выпадает раньше, чем зачисление в аспирантуру? Положена ли отсрочка?
На период сдачи экзаменов лицам мужского пола предоставляется отсрочка. Справка выдается мужчинам, получившим от ученого совета вуза рекомендацию.
Надо ли заверять у нотариуса копию диплома?
Нет, достаточно обычной ксерокопии.
Окончание аспирантуры с последующей защитой диссертации дает возможность получения перспективной должности и надбавок к заработной плате (в зависимости от места трудоустройства). Иначе обучение приравнивается к курсам повышения квалификации. Это следует учесть всем, кто выбрал для себя стезю научной деятельности.
Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
Институт обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее — поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности).
В Институте созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать 6 человек при сдаче вступительного испытания в устной форме.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников Института или привлеченных лиц (для инвалидов по слуху – переводчика жестового языка, для слепоглухих – тифлосурдопереводчика), оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором, проводящими вступительное испытание).
Продолжительность вступительных испытаний по письменному заявлению поступающих с ограниченными возможностями здоровья, поданному до начала проведения вступительных испытаний, может быть увеличена по решению Института, но не более чем на 1,5 часа.
Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме инструкция по порядку проведения вступительных испытаний.
Поступающие с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых: задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых или надиктовываются ассистенту;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляются комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом, возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
г) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
д) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;
е) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.
Условия, указанные в пунктах 7.1. – 7.7. Правил приёма, предоставляются поступающим на основании заявления о приёме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.
Правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно
По результатам вступительного испытания проводимого Институтом, поступающий (доверенное лицо) имеет право подать в апелляционную комиссию апелляцию.
Апелляцией является аргументированное письменное заявление поступающего о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии оценкой вступительных испытаний.
Апелляция подается поступающим (доверенным лицом) в день объявления результатов вступительных испытаний или в течение следующего рабочего дня. Апелляция о нарушении установленного порядка проведения вступительного испытания также может быть подана в день проведения вступительного испытания.
Апелляция направляется в Институт одним из следующих способов
1) представляется в Институт лично поступающим (доверенным лицом) уполномоченному должностному лицу организации, проводящему приём документов;
2) направляется в организацию через операторов почтовой связи общего пользования;
3) направляется посредством электронной почты (скан-копия).
Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи.
В день подачи апелляции поступающий имеет право ознакомиться с материалами вступительных испытаний. Ознакомление поступающего со своей работой проводится в помещении приёмной комиссии Института в присутствии ответственного секретаря приёмной комиссии или его заместителя.
Апелляции рассматривает апелляционная комиссия, создаваемая приказом директора Института. Заявления об апелляции передаются в апелляционную комиссию ответственным секретарем приёмной комиссии или его заместителем.
В заявлении об апелляции необходимо указать:
- председателя апелляционной комиссии, на имя которого подается апелляция;
- фамилию, имя, отчество поступающего и его место жительства, контактный номер телефона; название предмета и набранные баллы, которые оспариваются;
- основания для изменения баллов;
- мотивы, в силу которых поступающий считает, что его ответ оценен неверно (включая конкретные положения, содержащиеся в работе), либо факты, свидетельствующие о нарушении установленного порядка проведения вступительного испытания;
- просьбу об изменении решения экзаменационной комиссии. Апелляция должна быть подписана поступающим.
Направления и специальности
Школа аспирантуры предлагает несколько направлений, которые разбиты по специальностям:
- Экономическая школа – сюда относится теория, управление хозяйствами и математика с финансовыми специализациями.
- Философская школа аспирантуры предлагает онтологию, антропологию, культуру и этику с религиоведением.
- Школа филологии включает направление по теории русского языка, литературе отечественной и зарубежной, германские языки и прикладную математическую лингвистику.
- Школа психологии включает две группы – психофизиологию и социальную психологию личности.
- Школа физики предлагает только астрономию для будущего исследования.
- Историческая школа готова дать образование в области науки и археологии.
- А технические направления связаны с безопасностью данных и радиотехники.
- Инновации, персонал и управление финансами доступны в школе аспирантуры по менеджменту.
Также есть направления по государственному управлению, муниципальному менеджменту и компьютерным технологиям. Аспирантская школа по праву предоставляет более 24 направлений, включая международное и информационное право.
Выбор формы обучения
Форму обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел аспирантуры он только уточняет это в документах.
Существуют две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно. Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и заочной форме.
Очная форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении. Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием денег.
Поэтому прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность науке или финансовая независимость.
Еще несколько слов о портфолио
Остановимся на портфолио чуть подробнее. Для большинства поступающих оно почти не играет роли, хотя по идее является конкурентным преимуществом. В портфолио – помимо плюса для поступления – есть еще один существенный момент. Те пункты, которые в нем перечисляются, к работе аспирантов имеют даже большее отношение, чем к поступающим. И правильно: назвался груздем – полезай в кузов. Ну, в смысле: пункты портфолио – это и есть то, чем должен будет в ближайшее время заниматься аспирант. Вот они:
- Научные публикации (среди них – своя иерархия: ВАКовские журналы, журналы, индексируемые в РИНЦ и eLIBRARY, материалы конференций – все эти виды изданий ценятся по-разному. С этим аспирант обязательно столкнется в первый же год обучения, так что стоит заранее обратить внимание на перечень публикаций).
- Участие в конференциях (если нацелились на науку – лучше участвовать в конференциях еще студентом – не пропадет «ваш скорбный труд»).
- Участие в студенческих олимпиадах.
- Участие в грантах (тоже – особая система, которую в двух словах не объяснить. Но участвовать в системе грантов могут даже студенты – хотя для них, конечно, гранты поменьше).
- Патенты, авторские свидетельства на продукты интеллектуальной собственности.
- Всяческие награды за победы и участие в конкурсах, премии за научные достижения, а также научные стажировки.
В общем, целый список – если что-то из этого у вас есть – обязательно укажите при поступлении. А если поступать вам еще нескоро – попробуйте сделать что-то из этого списка!
Информирование о приеме на обучение
В целях информирования о приеме на обучение вуз в рамках новых правил размещает следующую информацию о приеме на обучение в аспирантуру на своем официальном сайте:
-
не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема на обучение (при приеме на 2022/23 учебный год — не позднее 15 апреля 2022 г.):
- правила приема, утвержденные вузом самостоятельно, в том числе:
- сроки проведения приема на обучение;
- особенности проведения вступительных экзаменов для инвалидов;
- порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных экзаменов;
- перечень индивидуальных достижений поступающих, учитываемых при приеме на обучение, и порядок учета указанных достижений;
- количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления в рамках контрольных цифр (без указания целевой квоты);
- перечень вступительных экзаменов с указанием по каждому из них следующих сведений:
- наименование вступительного экзамена;
- максимальное количество баллов;
- минимальное количество баллов;
- приоритетность вступительного экзамена при ранжировании списков поступающих;
- форма проведения вступительного экзамена, языки, на которых осуществляется сдача экзамена, программа вступительного экзамена;
- информация о проведении вступительного экзамена очно и (или) с использованием дистанционных технологий;
- информация о местах приема заявлений о приеме на обучение и прилагаемых к ним документов, о почтовых адресах для направления документов, необходимых для поступления, об электронных адресах для направления документов, необходимых для поступления, в электронной форме (если вуз принимает документы в электронной форме посредством электронной почты);
- информация о возможности подачи документов с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» посредством портала госуслуг;
- образец договора об оказании платных образовательных услуг (при наличии приема по договорам об оказании платных образовательных услуг);
- информация о наличии общежития;
- правила приема, утвержденные вузом самостоятельно, в том числе:
-
не позднее 1 июня года приема на обучение:
- количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с указанием целевой квоты;
- сроки зачисления;
- информация о количестве мест в общежитиях для иногородних;
- количество мест зачисления на места по договорам об оказании платных образовательных услуг — не позднее чем за 5 месяцев до начала экзаменов;
- расписание вступительных экзаменов — не позднее чем за 14 календарных дней до начала вступительных экзаменов.
Вуз в соответствии с новым порядком должен обеспечивать доступность указанной информации (на сайте или другими способами) в период с даты ее размещения до дня завершения приема на обучение в аспирантуре, включительно.
В период со дня начала приема документов до начала зачисления на официальном сайте размещаются и ежедневно обновляются информация о количестве поданных заявлений о приеме на обучение и списки лиц, подавших документы по каждому конкурсу.
Особенности для инвалидов
При проведении вступительных экзаменов для поступающих из числа инвалидов вуз обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
При очном проведении экзаменов в вузе должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также возможность их пребывания в указанных помещениях.
Очные вступительные испытания для поступающих из числа инвалидов проводятся в отдельной аудитории.
Во время сдачи вступительного экзамена в аудитории может присутствовать ассистент из числа работников вуза или привлеченных лиц для оказания поступающим необходимой помощи с учетом их индивидуальных особенностей.
Продолжительность вступительного экзамена для поступающих из числа инвалидов может быть увеличена по решению вуза, но не более чем на полтора часа.
Вуз обязан предоставить поступающим из числа инвалидов информацию о порядке проведения вступительных экзаменов в доступной для них форме.
Поступающие из числа инвалидов могут в процессе сдачи экзамена пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
Специальные условия для инвалидов предоставляются на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания особых условий, и документа, подтверждающего инвалидность, в связи с наличием которой необходимо создание указанных условий.
Как поступить в аспирантуру?
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в аспирантуру принимаются граждане России с высшим образованием. Прием осуществляется на конкурсной основе. Поступить в аспирантуру можно сразу после окончания ВУЗа или после опыта практической работы по выбранной специальности не менее двух лет.
Новые правила приема в аспирантуру претерпели значительные изменения. Теперь ВУЗы и научные институты сами устанавливают перечень вступительных экзаменов и проведение конкурса по каждому направлению.
Обязательными являются экзамены по специальности и иностранному языку. Форма проведения вступительных испытаний (письменная или устная) определяется организацией самостоятельно. Кроме того, ВУЗам разрешено производить наборы в аспирантуру с приемом вступительных экзаменов по мере формирования групп.
Мы предоставляем каждому студенту возможность получения высшей квалификации в аспирантуре
Приём осуществляется по 41 научной специальности по очной форме обучения
Аспиранты Московского городского защищаются и становятся успешными в профессиональной карьере
Обучение в аспирантуре МГПУ у меня оставило самые позитивные впечатления. Сотрудники управления аспирантуры – профессионалы, с которыми легко работать. В общении с поступающими в аспирантуру, аспирантами и соискателями сотрудники управления всегда корректны и вежливы. Все возникающие вопросы по оформлению документов мы решали быстро. Хочу поблагодарить всех сотрудников управления аспирантуры и докторантуры! Благодаря Московскому городскому в 2013 году я стала кандидатом исторических наук.
Чем занимается аспирант?
Во время обучения аспирант обязан посещать лекции по дисциплинам, которые входят в экзамены обязательного кандидатского минимума. Аспиранту кафедры необходимо активно участвовать в исследованиях, научной и учебной жизни.
Индивидуальный план работы разрабатывается научным руководителем, утверждается советом кафедры. Им предусмотрены даты экзаменов, когда, в какие сроки будут предоставляться отдельные части диссертации. Аспиранту необходимо ежегодно (или в срок, определенный кафедрой) предоставлять отчеты о проделанной работе.
По окончании второго года необходимо сдать кандидатский минимум. Завершающий этап – написание диссертации. Обычно на заседании кафедры происходит предзащита, на которой указываются проблемы аспирантов, «тонкие места», недочеты.
В ходе обучения аспирант приобретает:
- опыт, который понадобится ему в определении будущего направления работы;
- опыт проведения, обоснования результатов эксперимента, исследований;
- навыки самостоятельной работы с литературой, способность обрабатывать, получать и анализировать информацию;
- способность обобщать, конкретизировать данные исследований, делать выводы.
Итак, несомненные плюсы аспирантуры были обозначены. Если вести речь про недостатки и минусы обучения на аспиранта, то они представлены в следующем:
- Длительный срок. Чтобы завершить обучение и защитить кандидатскую диссертацию, придется учиться на протяжении 4 или 5 лет в вузе. Если студент завершил бакалавриат, то 2-3 года придется посвятить учебе в магистратуре. Следующие 3-5 лет отдается аспирантуре. Поэтому прежде чем получить заветную ученую степень, придется отдать 10 лет учебе.
- Требуются высокие коммерческие вложения. Даже если при поступлении удастся получить бюджетное место, это не снизит финансовые затраты аспиранта. Во время обучения придется публиковать множество научных работ, что также требует достаточно серьезных денежных затрат.
- Эмоциональное перенапряжение. Обучение в аспирантуре — это достаточно серьезный стресс. Написание дипломной работы или магистерской диссертации покажется «цветочками». Требования к созданию кандидатской диссертации намного выше и жестче, что может вызвать серьезный стресс у человека.
- Сложно совмещать работу с учебой. На протяжении 10 лет учебы, начиная с вуза и заканчивая аспирантурой, придется рассчитывать на финансовую поддержку из вне. Совмещать работу с учебой самостоятельно сложно, так как научная деятельность требует массы свободного времени.