Максимизация производства духовных благ. Духовные блага нематериальные блага и их защита
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Максимизация производства духовных благ. Духовные блага нематериальные блага и их защита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.
Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.
Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.
Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.
Блага, которое должно предоставляться в одном и том же количестве всем потребляющим его потребителям. Рассмотрим общественное благо на примере с дымом от курения. В этом примере количество создаваемого дыма будет одинаковым для всех потребителей — каждый индивид может оценивать его по-разному, но все они должны потреблять одно и то же количество этого блага Вериан А.В. Экономическая теория. ? М., 1999. — С. 603.. Общественные блага обладают двумя характерными особенностями: они не конкурентны и они не исключаемые. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.
Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Благо являетсянеисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами Нуреев В.О. Экономическая теория. ? М., 2001. — С. 505..
Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.
Мороженное — это частное общественное благо.
Но существуют блага, которые все мы можем потреблять одновременно без того, чтобы потребление кого-либо одного уменьшало потребление кого-то другого. Они называются общественными благами.
Благо является общественным, если будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другими.
Чистый воздух — это общественное благо, точно так же как и национальная оборона или общественная безопасность.
Тот факт, что большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками, не является случайным. Из-за существования проблемы «едущих бесплатно» (т.е. проблемы бесплатного пользования благами). «Едущий бесплатно» (a free-rider) — это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за него. Эта проблема касается, в частности, общественных благ, поскольку если некто приобрел бы такое благо, то оно было бы доступно для потребления всех остальных.
Предположим, например, что для организации национальной обороны был бы сформирован рынок. Чтобы разрешить проблему бесплатного пользования, страна должна найти некоторый способ совместного решения того, сколько тратить на оборону. Государственные структуры и создаются для принятия такого рода коллективных решений. Многие блага, предоставляемые государством, являются в действительности общественными благами. Национальная оборона и -полиция, несомненно, являются общественными благами. Национальные парки — это смешанный случай, так как природа в парках — это общественное благо, по крайней мере до тех пор, пока в парке не становится слишком тесно, но услуги кафе, ресторанов и т.д. не являются общественными благами. Многие общественные блага предоставляются правительством. Например, улицы и тротуары предоставляются местными муниципалитетами. В городе имеются улицы определенного количества и качества, и ими может пользоваться каждый.
Общественные блага служат примером специфического внешнего эффекта, связанного с потреблением: каждый должен потреблять одно и то же количество этого блага. Они представляют собой род внешнего эффекта, причиняющий особое беспокойство, поскольку децентрализованные рыночные решения, которые так нравятся экономистам, применительно к распределению общественных благ срабатывают не слишком успешно. Люди не могут купить разные количества национальной обороны; они должны как-то договориться между собой о потреблении ее одинакового количества.
17. Удовлетворение потребностей человека. Социальное воздействие на потребление индивида.
объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода — потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, понуждающее наращивать объемы потребления. Причем, поскольку значительная часть процесса потребления осуществляется на виду у других людей, а, скажем, объем сбережений часто остается семейной тайной, потребительское поведение испытывает куда более серьезное давление, чем сберегательное.
Социальное воздействие на потребление индивида подчеркивается также X. Лейбенстайном в отмеченном им эффекте присоединения к большинству (bandwagon effect), когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди, и эффекте сноба (snob effect), когда, наоборот, человек не желает приобретать продукт или услугу именно потому, что это делают окружающие. X. Лейбенстайн выделяет и так называемый эффект Веблена, состоящий в том, что нередко привлекательность блага не уменьшается, а возрастает вместе с ростом его цены, и соответственно (при прочих равных условиях) выбор совершается в пользу более дорогого, а не более дешевого товара.
Откуда возникают подобные эффекты? Ответ на этот вопрос лежит за пределами сферы удовлетворения потребностей в потребительских благах как таковых. Дело в том, что масштабы и характер потребления не просто отражают сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов. Потребительские практики становятся средством, активно производящим это социальное неравенство. Потребление, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инструментом реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации.
18. Социальные стратегии классовой и статусной дифференциации
Две из таких стратегий описаны в классической работе Т. Веблена “Теория праздного класса”. Первая — присущая высшему классу стратегия демонстративной праздности, — означает не просто воздержание от труда, но подчеркнутое дистанцирование от всего, что связано с трудом как деятельностью непрестижной и неблагородной. Если же представители высшего класса и вовлекаются в какую-то деятельность, то часто речь идет о занятиях отвлеченными искусствами, чистой наукой или благотворительностью, которые становятся лишь дополнительным выражением их праздности, ибо престиж таких видов деятельности обусловлен тем, что они не связаны с добыванием хлеба насущного и тем самым отвергают грубый утилитаризм. Труд оказывается позорным не сам по себе, а как свидетельство бедности, т.е. как маркер низкого социального статуса человека.
Со временем, как указывает Т. Веблен, стратегия демонстративной праздности все более уступает место второй стратегии высшего класса — демонстративному потреблению (conspicuous consumption). Оно выражается в покупке наиболее дорогих предметов или приобретении благ, количество которых явно превышает личные потребности. На первый взгляд, все это выглядит как совершенно нерациональное использование ограниченных ресурсов. Но в действительности подобные практики формируют публичные доказательства платежеспособности и выполняют роль маркеров более высокого социального статуса индивида. Практики демонстративного потребления не ограничиваются высшими классами, они распространяются и на нижние слои общества.. Такие практики, кажущиеся блажью и безрассудством, на деле оказываются принудительным средством сохранения социального статуса». Важно, что одной только траты значительных средств для достижения цели престижного потребления недостаточно. Средства должны расходоваться в социально приемлемых формах, т.е. соответствовать культурным практикам целевых групп и локальных сообществ.
Общение как вид деятельности человека.
Классификация неимущественных прав
Современная правовая система имеет дело с несколькими типами неимущественных прав. Существуют следующие типы классификаций:
- По характеру интересов.
- В зависимости от типа духовного блага.
- По целевой направленности.
Что касается первого аспекта, то в зависимости от личных интересов существуют следующие типы:
- Блага, которые нельзя отделить от жизни гражданина: здоровье, неприкосновенности личности и др.
- Права, которые имеют социальный и коллективный аспект: имя, достоинство, честь.
- Права, которые осуществляются в рамках семейно-брачных отношений.
- Права, которые появляются в процессе участия лица в разнообразной деятельности: право на отдых, на образование и др.
Что касается духовных благ, существуют следующие типы:
- Неприкосновенность: охрана здоровья, жизни, а также места жительства гражданина.
- Индивидуализация: право на имя, честь и достоинство.
- Личная жизнь: тайна переписки, неприкосновенность места жительства, усыновление, врачебная и адвокатская тайна и др.
- Творчество: свобода использования достижений культуры для собственного развития.
В зависимости от типа целевой направленности существует следующая классификация:
- Индивидуализация гражданина. Сюда относится право на имя, честь, деловую репутацию, достоинство и др.
- Неприкосновенность частной жизни. К данной категории относят тайну семейного, личного, юридического и врачебного характера.
- Защита личной неприкосновенности. Сюда входит право жизнь, свободу, место проживания и пребывания, а также на свободу перемещения.
Систематизация и классификация данных прав позволяют изучать, выявлять и комплексно исследовать различные признаки и отличия неимущественных благ. Это способствует защите гражданина, а также позволяет сделать правовую систему государства более совершенной. Система расширяется в соответствии с культурным развитием общества, а также с увеличением самооценки и самопознания конкретного гражданина.
Каждая из указанных классификаций имеет условный характер. Связано это с тем, что при разнообразных незаконных действиях одновременно нарушается сразу несколько неимущественных прав гражданина. Также подобные классификации не являются идеальными и законченными. Они могут изменяться по мере развития правовой системы и контекста каждого конкретного права. Кроме того, со временем появляются новые понятия и категории, которые также должны быть систематизированы.
Личные неимущественные права и нематериальные блага – это основа любого государства. Данные категории имеют свою специфику, признаки и особенности, а также нуждаются в обязательной защите. Классификация позволяет рассматривать эти понятия более глубоко и комплексно.
Теоретическое учение об объектах гражданских прав
Нематериальные блага тесно связаны с личными неимущественными правами и являются их объектами. В свою очередь, личные неимущественные права и нематериальные блага основаны на конституционных положениях о правах и свободах российских граждан.
Еще великий российский цивилист И.А. Покровский пророчески отмечал, что на более высоких ступенях развития усиливается сознание самобытности и особенности каждой отдельной личности, начинается чувствовать потребность в праве на эту самобытность, в праве на индивидуальность., и чем далее, тем определеннее наблюдается движение по пути охраны человеческой личности как таковой во всей совокупности ее индивидуальных интересов и особенностей. Перед лицом современного правосознания общество не стадо однородных человеческих особей, величин заменимых, а союз самоценных личностей, имеющих право на индивидуальность.1
Идея принадлежности человеку личных прав и свобод возникла не сразу. На заре человечества, на первоначальной стадии межчеловеческих (общественных) отношений, находясь в большой зависимости от сил природы и не обладая необходимыми орудиями и средствами труда, достойными источниками своего существования, человек не отделял себя от окружающей среды, не осознавал себя как личность. Лишь в период развития феодальных отношений (17-18 вв.) отдельные просветители-философы стали обосновывать идею существования и неотъемлемости прав человека, включая личные права и свободы. Большую роль в развитии идей неотъемлемости, естественности личных прав и свобод человека сыграла естественно-правовая теория обоснования прав человека. Развитие теории естественного права в первую очередь связано с именем Г. Гроция, который обосновывал право на жизнь, достоинство. и собственность личности. Источниками естественного права послужили: 1) материальные условия жизни общества; 2) «природа вещей», «вечный неизменный порядок мироздания»; 3) природа человека, его культура, сознание; 4) коллективная воля;4 5) «абсолютная идея права», «конкретная реальная среда», «свободная деятельность личности»;5 6) добродетель, разум, справедливость; «сама народная жизнь». Объективные связи и закономерности, существующие в природе и обществе, образуют естественный порядок и стоят выше человеческой воли и с этим обстоятельством людям следует считаться.7
В какой-то степени развитию идей личных прав и свобод способствовала и историческая школа права, основатели которой подчеркивали подчинение «общему закону органического развития», «органическому продукту народного духа.
Впервые на законодательном уровне идея существования, неотчуждаемости и естественности личных прав и свобод человека-гражданина была закреплена в Декларации независимости США 1776 года:8 Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года также провозгласила важнейшие принципы:1
Неотчуждаемые права и свободы легли в основу концепции прав человека, закрепленных в таких международно-правовых документах, как Всеобщая декларация прав человека,2 Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).3
Российское конституционное законодательство не сразу подошло к современному регулированию личных прав и свобод граждан. Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция СССР 1924 г. лишь декларировали отдельные положения о личных правах и свободах граждан страны. Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1936 г.5 провозглашали положения о неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, но дальнейшие события в стране показали, что эти положения остались вывеской, прикрывавшей беззаконие, произвол судебных и правоохранительных органов, отсутствие элементарных уголовно-процессуальных и гражданских прав. Под предлогом коллективизма, защиты идей социализма, обострения классовой борьбы и ухудшения международной обстановки игнорировались законные человеческие интересы, индивидуальность личности, сужались разумные пределы ее индивидуальной свободы, особенно в сфере личной жизни.
Защита нематериальных благ
Общие положения. Нематериальные блага защищаются в соответствии с положениями Гражданского кодекса и других законов в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права (блага) и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК). Иначе говоря, нематериальные блага защищаются в общем порядке (причем не запрещается использование одновременно нескольких способов защиты, выбор которых осуществляется потерпевшим), однако законом либо существом самих нематериальных благ может обуславливаться специфика применения того или иного способа защиты.
В частности, основная особенность защиты нематериальных благ проявляется в следующем. В целом реализация мер защиты всегда направлена на полное восстановление нарушенной сферы, т.е. на восстановление прежнего состояния. Однако применительно к нематериальным благам добиться такого идеального, полного восстановления невозможно. Так, если испорченную вещь, определяемую родовыми признаками, можно заменить точно такой же новой вещью, то перенесенные физические и нравственные страдания так или иначе оставляют след в психике человека, а пройденный курс лечения позволяет устранить вред, но не возвращает здоровье полностью в прежнее состояние.
Нематериальные блага защищаются как в юрисдикционной, так и неюридискционной форме. Защита осуществляется посредством применения предусмотренных ст. 12 ГК мер защиты (признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения, и пресечение противоправных действий, прекращение или изменение правоотношения, неприменение судом государственного (муниципального) акта, противоречащего закону), так и мер ответственности (компенсация морального вреда). К специальным способам защиты относятся так называемые право на ответ (реплику), опровержение порочащих сведений, не соответствующих действительности, и т.п.
Такие же меры защиты, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также меры ответственности в виде возмещения убытков и выплаты неустойки для защиты нематериальных благ неприемлемы, что обусловлено природой нематериальных благ как духовных ценностей внеэкономического характера. Другое дело, что указанные меры защиты и ответственности могут применяться наряду с мерами по защите нематериальных благ, если подобным нарушением затронуты какие-либо материальные блага.
Безусловно, реализация указанных и некоторых иных способов защиты нематериальных благ имеет специфику. Но в настоящем параграфе подробно рассмотрены лишь способы защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также изображения гражданина.
Защита чести, достоинства, деловой репутации. Во многом закрепленные Гражданским кодексом правила о защите чести, достоинстве и деловой репутации воспроизводят нормы ст. 7 ГК РСФСР, что позволяет считать их достаточно традиционными. Однако технический прогресс (например, информационные технологии) служит почвой для возникновения новых способов умаления указанных нематериальных благ. Это обстоятельство порождает новые проблемы, связанные с эффективностью защиты, которые зачастую не находят однозначного решения в законодательстве и на практике.
Как и прежде, легальное определение чести, достоинства и деловой репутации отсутствует. Обычно в доктрине под честью понимается социальная оценка качеств и способностей конкретной личности, под достоинством — самооценка своих качеств и способностей, а под репутацией (лат. reputatio — обдумывание, размышление) — сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, в том числе профессиональных (в последнем случае принято говорить о деловой репутации).
Хотя честь, достоинство и деловая репутация признаются самостоятельными нематериальными благами, нельзя не согласиться с тем, что по существу они совпадают, определяя моральный статус личности, ее самооценку и положение в обществе.
Как справедливо указывается в науке, каждый субъект вправе претендовать на то, чтобы общественное мнение о нем и его поведении складывалось на основе объективных данных. В этом смысле защита репутации совпадает с защитой чести и достоинства в том виде, в каком она обеспечивается действующим правом.
Кроме того, при раскрытии существа защиты чести, достоинства и деловой репутации необходимо учитывать соотношение последних с иными нематериальными благами. Репутация как сложившееся о лице общественное мнение персонифицируется через имя (наименование). Именно поэтому защиту репутации нередко называют защитой доброго имени. В число правомочий, составляющих право на имя, входит возможность требовать от окружающих того, чтобы с конкретным именем (наименованием) не связывались поступки и (или) события, в которых лицо не участвовало. Из этого следует, что и защита репутации, и защита имени становятся единым способом защиты интересов личности.
Далее, в научной литературе обращается внимание на то, что репутация лица формируется не только на основе его поведения, но и посредством восприятия внешнего облика (о понятии последнего см. ниже). Поэтому защита репутации неразрывно связана с защитой индивидуального облика и, в частности, изображения лица.
Производство и потребление
Производством называется процесс, в ходе которого изготавливается товар или услуга, а потребление – это процесс, в ходе которого приобретается товар или услуга.
Анализ процесса производства и потребления предоставляет возможность определить отличительные черты материальных и нематериальных благ.
Особенность материальных благ характерно разделение процессов производства и потребления. Важно понимать, что прежде, чем приступить к потреблению необходимо создать материальные блага. Эти процессы для материальных благ разделены и по времени, и в пространстве.
Нематериальным благам свойственно осуществление процесса, что само по себе является процессом предоставления услуг и их потребление. В качестве примера можно использовать услуги парикмахера или мастера по маникюру. Ошибочно думать, что процесс предложения услуг является процессом фактического их предоставления.
Каждый мобильный оператор сегодня предлагает услуги роуминга, но это не значит, что каждый абонент ими пользуется. Процесс предоставления услуги в такой ситуации начинается с момента, когда пользователь подключил данную услугу, при этом действует только в период, когда пользователь звонит или ему звонят, а также отправляет смс-сообщения или использует интернет-трафик.
Эффективные и неэффективные способы защиты неимущественных прав
Личные неимущественные права относятся к субъективной области и могут защищаться с помощью признания права в судебном порядке, или признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Допустима и самозащита права, но в тех пределах, когда она не выходит за рамки законодательства. В суде можно добиться компенсации морального вреда. Легитимным способом защиты личных неимущественных прав может быть пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, но такой способ почти никогда не применяется на практике или не имеет смысла в силу отсутствия прямого указания на возможность его применения в тех нормах, которые посвящены конкретным нематериальным благам.
При этом существует дисбаланс в области внедрения и применения той части законодательства, которое направлено на защиту общества от чьих-то противоправных действий, и защиты гражданами своих законных интересов. Так, в ряде случаев совершенно без правовых оснований используется ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, который уже стал способом полного разделения интересов власти и граждан. Единственным способом защитить чьи-либо права многие граждане находят проведение одиночных пикетов. Однако в современной российской действительности их самих с лёгкостью превращают в «экстремистов» и подвергают уголовному преследованию.
Используются и другие нормативные акты, к примеру, по ст. 319 УК РФ, предусматривающей наказание за оскорбление представителя власти, была осуждена Тамара Васильева, пенсионерка из Москвы 1953 года рождения. Сначала она была приговорена к 7 тыс. рублей штрафа, а затем арестована на 30 суток. Причиной стал конфликт с главой поселкового совета.
Пенсионерка приехала навестить свою сестру в Краснодарский край и обнаружила огромную лужу возле её дома. Она попробовала решить вопрос с главой поселкового совета, но услышала от него предложение вернуться в Москву и там «качать права». По версии стороны обвинения, в ответ на это она стала ругаться, использовать обесценную лексику и высказывать в адрес чиновника различные неприятные для того вещи. В итоге пенсионерку признали виновной и постановили выплатить штраф, но даже не дали на руки документы, указывающие на то, куда и как его перечислить.
Дальнейшие действия представителей судебной и исполнительной власти были направлены на то, чтобы лишить гражданку свободы, хотя ст. 319 УК РФ не предусматривает этого. Только после вмешательство в дело юридического сообщества пенсионерку удалось освободить.
Нематериальные блага связаны с этим самым непосредственным образом, поскольку наличие лужи возле дома не способствует формированию комфортной психологической среды, а критиковать органы местного самоуправления может каждый. Это и есть защита гражданами своих прав. Если же критика превысила допустимые пределы, то и наказание должно оставаться в рамках статьи УК РФ, благо у судебных приставов есть все возможности для снятия денег с банковского счета пенсионера.
Однако изначально всё было направлено на то, чтобы лишить гражданку свободы. Даже заявление замначальника филиала №5 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве с просьбой о заключении под стражу содержало слова «до рассмотрения представления о замене ограничения свободы на лишение свободы в связи со злостным уклонением от отбывания наказания…». И это по статье УК РФ, которая вообще не предусматривает наказания в виде лишения свободы.
Личная неприкосновенность входит как раз в число тех свобод, которые защищает законодательство. Однако ещё один суд в Краснодарском крае с лёгкостью заменил штраф на лишение свободы сроком на 6 месяцев, а судья в Московском регионе так же легко принял решение об аресте и помещении в СИЗО. Это дело попало на страницы СМИ и было взято на контроль адвоката только в силу случайности. Однако в современной России такой обвинительный подход стал нормой. Права человека попираются повсеместно, а обвинительный уклон предусматривает штамповку приговоров под копирку.
Вопрос о защите субъективных гражданских прав, как и в частности, нематериальных благ имеет принципиально важное теоретическое и практическое значение. В юридической литературе нет единства мнений относительно того, что представляет собой защита нематериальных благ.
Защита гражданских прав – это одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, уяснение которой необходимо в целях дальнейшего анализа гражданско-правовых санкций, механизма их реализации и других вопросов, возникающих в связи с нарушением гражданских прав [30, с. 8].
Стоит отметить, что в доктрине гражданского права длительное время господствовала такая точка зрения, согласно которой неимущественные интересы не подлежали защите гражданско-правовыми средствами.
Аргументом такой позиции выступали следующие два фактора:
- невозможность денежной оценки нематериальных благ;
- невозможность восстановления большинства личных неимущественных прав в случае их нарушения. Безусловно, нельзя не согласиться с тем, что нематериальные блага в случае их нарушения чрезвычайно трудно поддаются восстановлению, а в некоторых случаях это и вовсе невозможно [34, с. 108].
Таким образом, защита нематериальных благ осуществлялась иными отраслями права – административным и уголовным правом. В настоящее время, с учетом текущего развития общественного строя, вопрос защиты нематериальных благ урегулирован нормами ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Исходя из смысла нормы данной статьи, следует заключить следующее. Так, как нематериальные блага как объекты гражданских прав имеют особый статус среди прочих объектов гражданских прав, то гражданское законодательство не регулирует отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, а обеспечивает их защиту.
1. Шевчук Д.А. Ипотека: просто о сложном. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
2. Шевчук Д.А. Квартира в кредит без проблем. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
3. Шевчук Д.А. Кредиты физическим лицам. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
4. Шевчук Д.А. Покупка дома и земельного участка: шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
5. Шевчук Д.А. Автокредит: технологии получения. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
6. Шевчук Д.А. Как составить бизнес-план: первый шаг к своему бизнесу. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
7. Шевчук Д.А. Корпоративные финансы. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
8. Шевчук Д.А. Мастер продаж. Самоучитель эффективной работы с клиентами. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009.
9. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать?: все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009.
10. Шевчук Д.А. Экономическая журналистика. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
11. Шевчук Д.А. Оффшоры: инструменты налоговой оптимизации. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.
12. Шевчук Д.А. Оффшоры: инструменты налогового планирования. Изд.2. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
13. Шевчук Д.А. Банковские операции. Принципы. Контроль. Доходность. Риски. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.
14. Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.
15. Шевчук Д.А. Ценообразование. Учебное пособие. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
16. Шевчук Д.А. Управление качеством. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
17. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб-метод. пособ. – М: Финансы и статистика, 2006.
18. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006.
19. Шевчук Д.А. Страховые споры: практическое пособие. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
20. Денис Шевчук. Психолингвистика. Техники убеждения. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
21. Д.А. Шевчук. Источники финансирования бизнеса. – М.: Финансовая газета, 2008. – 48 с.
22. Шевчук Д.А. Оценка недвижимости и управление собственностью. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
23. Шевчук Д.А. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
24. Шевчук Д.А. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
25. Шевчук Д.А. Основы банковского дела: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
26. Шевчук Д.А. Основы банковского дела: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
27. Шевчук Д.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
28. Шевчук Д.А. Учет в банках: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
29. Шевчук Д.А. Учет в банках: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
30. Шевчук Д.А. Основы банковского аудита: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
31. Шевчук Д.А. Основы банковского аудита: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
32. Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
33. Шевчук Д.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
34. Шевчук Д.А. Экономика недвижимости: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
35. Шевчук Д.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
36. Шевчук Д.А. Банковские операции: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
37. Шевчук Д.А. Банковские операции: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
38. Шевчук Д.А. Гражданский процесс: Учебное пособие – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
39. Шевчук Д.А. Семейное право: Учебное пособие – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
40. Шевчук Д.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
41. Шевчук Д.А. Международная финансовая система: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
42. Шевчук Д.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
43. Шевчук Д.А. Экономика организации: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
44. Шевчук Д.А. Экономика организации: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
45. Шевчук Д.А. Деловое общение: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
46. Шевчук Д.А. Рекламное дело: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
47. Шевчук Д.А. Международный учет: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
48. Шевчук Д.А. Бухгалтерский учет и аудит: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
49. Шевчук Д.А. Мировая экономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
50. Шевчук Д.А. Биржевое дело: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007.
51. Шевчук Д.А. Английский язык. Ускоренный курс: средний уровень. – М: Аст: Восток – Запад, 2007.
52. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 128 с.
53. Шевчук В.А., Шевчук Д.А. Банковское право: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 73 с.
54. Шевчук В.А., Шевчук Д.А. Финансы и кредит: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2006.
55. Шевчук В.А., Шевчук Д.А. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2006.
56. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Банковское дело. Второе издание: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2006.
57. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Финансы и кредит: Шпаргалка. – М.: Издательство РИОР, 2007.
Изображение гражданина
Частным случаем права на неприкосновенность частной жизни является право на изображение гражданина. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в Гражданский кодекс РФ была дополнительно введена ст. 152.1, озаглавленная «Охрана изображения гражданина». Согласно указанной статье обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Законодатель разместил ст. 152.1 в главу 8, озаглавленную «Нематериальные блага и их защита». Тем самым он отнес право на изображение к числу личных неимущественных прав, а само изображение — к числу нематериальных благ.
Словарь С.И. Ожегова определяет изображение как зрительное воспроизведение чего либо. В данном случае речь идет о зрительном воспроизведении физического лица, которое обладает неповторимыми индивидуальными характеристиками.
Такое воспроизведение может осуществляться с помощью различных способов. Традиционным является зрительное воспроизведение облика физического лица средствами живописи. Недостатком этого способа является то, что сходство с оригиналом зависит от мастерства художника. Частным случаем этого способа является составление так называемых словесных портретов, когда изображение преступников делается со слов потерпевших или свидетелей.
Однако в настоящее время в большинстве случаев изображение физических лиц делается с помощью фотографии, видео- и киносъемки.
Особое значение вопрос правовой охраны изображения физического лица приобрел в связи с развитием информационных технологий и прежде всего сети Интернет. Всем известны случаи, когда изображения различных персон (как известных, так и не очень) размещаются в киберпространстве без согласия этих персон. При этом особую ценность представляют фотографии, изображающие их в неприглядном виде (например, в состоянии алкогольного опьянения).
В некоторых случаях на камеру фиксируются совершаемые преступления и в сети появляются изображения жертв таких преступлений.
После смерти изображенного гражданина право на использование его изображения переходит его детям и пережившему супругу, а при их отсутствии — родителям.
Защита изображения гражданина осуществляется с помощью способов защиты нарушенных гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК, важнейшими из которых являются пресечение действий, нарушающих право, и компенсация морального вреда.
В то же время ст. 152.1 ГК предусматривает дополнительные способы защиты. Так, согласно п. 2 указанной статьи, изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
А в п. 3 указанной статьи сказано, что, если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением, распространено в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Нематериальные блага — это все, что не имеет физической формы, но вносит ценность в жизнь людей. Это включает в себя такие аспекты, как знания, опыт, социальные связи, здоровье, время и культурные ценности. Примеры нематериальных благ могут варьироваться от образования и талантов до семейных отношений и счастья.
Нематериальные блага играют значительную роль в самореализации и развитии личности. Они предоставляют возможность обучаться и развиваться, приобретать новые навыки и расширять свой кругозор. Нематериальные блага также помогают укреплять социальные связи и создавать долговременные отношения с другими людьми.
Здоровье и время также являются важными нематериальными благами. Хорошее физическое и психическое состояние, а также свободное время для отдыха и развлечений, вносят свой вклад в общее благополучие и счастье людей. Кроме того, культурные ценности, искусство и наслаждение природой также являются значимыми аспектами нематериальных благ, которые придают смысл и ценность жизни.
Как энергия влияет на наше материальное положение?
Для тех, кто считает, что всем материальным можно пренебречь, рекомендуется поинтересоваться свойствами самой первой чакры в энергетическом теле человека. Именно муладхара-чакра отвечает за базовые потребности человека и, в том числе, за материальное благополучие. И если у человека с этим проблемы, но вместе с тем он заявляет, что он духовно развивается, то это, скорее всего, лукавство. Это типичный защитный механизм, о которых так много говорят психологи.
И чаще всего проблема кроется в том, что хронические неудачи в материальной сфере заставляют человека глубоко погружаться в духовность, стараясь убедить себя и окружающих, что у него нет никаких проблем, просто он святой человек и ему ничего не нужно. Но не стоит забывать, что в мире нет ничего плохого или хорошего и всё является инструментом.
И говорить о том, что деньги — зло, могут либо религиозные фанатики, оторванные от реальной жизни, либо опять-таки те, кто убегает от реальности в духовное развитие. Впрочем, чаще всего это одно и то же.
Достижение баланса и гармонии в использовании духовных благ
Духовные блага — это нечто особенное и ценное для каждого верующего человека. Они могут помочь найти ответы на вопросы о смысле жизни, о пути к духовному развитию и самосовершенствованию.
Однако, как и любое другое благо, духовные блага также могут использоваться неумеренно и не в той степени, которая будет способствовать духовному росту.
Достижение баланса и гармонии в использовании духовных благ необходимо для того, чтобы они не стали объектом желаний и просто пустым знанием. Важно использовать их в правильной мере, достигая лучшего понимания и развития своей духовности.
Для этого необходимо следовать основным принципам использования духовных благ, таким как:
- Уважение и благодарность — это основные принципы использования духовных благ. Благодарность помогает проявлять уважение к данному знанию и к своей духовности, вырабатывая у человека чувство благодарности и ответственности перед высшими силами и окружающим миром.
- Неумеренность — это еще один принцип использования духовных благ. Многие, забывая про уважение и благодарность, используют духовные знания ради забавы и выгоды, что приводит к их развращению.
- Использование знаний на благо — главная цель использования духовных благ заключается не только в совершенствовании своей духовности, но и в помощи другим людям, помогая им достичь баланса и гармонии.
Выбирая путь духовного развития, важно понимать, что использование духовных благ — это ответственность, которую необходимо нести перед собой и окружающим миром. Оно помогает добиться цели, повышению качества жизни, чувства умиротворенности и благополучия.
Что такое благо и как его достичь
Тут кто-то может возразить: благо – это то, что даётся, зачем его достигать?
Попробуем в этом разобраться.
Бог есть наивысшее благо. Он — причина и начало всего существующего. Бог неотделим от блага, и всякая благость из Него исходит.
Слово «благо» по наивысшему смыслу означает высшее добро, блаженство, наивысшую чистоту — или святость. Благо одна из составляющих Бога, а благость – это бескорыстная безусловная любовь и отдача, чистое милосердие. Это дыхание Бога, дары миру от Всевышнего и плоды Святого Духа.
Благо — это великолепие творения Всевышнего, настоящая и вечная красота. Это то, что показывает и составляет духовность. Понимание чувства прекрасного отражается в нашем духовном сердце — точке, которая от Бога. Красота человеческих поступков исходит оттуда из этой «точки в сердце».
Красота – это необходимость для духовной жизни. Истинная красота в человеке заключается в потребности жить благочестивой жизнью, не разрушая великолепие мира, относиться ко всему творению бережно и с любовью. Благочестие – это смирение, принятие и почитание Бога и всего творения. Это следование зову духа в сердце и исполнение воли Всевышнего.
Бог — источник жизни всего существующего, всех благ бытия, наибольшее же благо ощущается только в духовном.
С оторванностью от Бога в нашей жизни уходит руководство духа и благодать: сначала перестаёт всё поддерживаться, а затем происходит разрушение. Так же происходит и с растением: если лишить его источника жизни — солнечного света, оно увядает и погибает.
Причиной нашего страдания являемся мы сами.
Любовь — основа нашей жизни, как солнечный свет – основа жизни растения.
Бог есть любовь, и любовь – есть Бог. Любовь и Бог одно неразделимое целое. Бог есть вечность, и Любовь имеет вечную природу, и является источником всего существующего.
Любое начинание без Любви уже обречено на ветхость, конечность. Оно увядает, а затем умирает. Без Любви мы на всё накладываем покрывало эгоизма, тем самым закрываем от источника Вечности и делаем всё сиюминутным, недолговременным. Под покрывалом эгоизма, самости и гордыни растёт греховность: корысть, выгода, зависть, ложь.
Творец проявляет заботу, опеку надо всем, что сотворил. Как хороший садовник, с любовью ухаживает за своим садом. Бог благ и дает благо (благодать) всему существующему.
Но это благо надо получить.
Если человек под покрывалом, то понятно, что блага, которые уготовил Господь Бог для нашей жизни, никак не могут войти, проявиться в ней. Истина заключается в том, что только любовь спасет мир от хаоса и страданий.
Для того, чтобы иметь благодать, надо достичь состояния любви, а это возможно только с Богом и в Нём.
Итак, Бог есть наивысшее благо, и все блага исходят от Него;
благо есть великолепие творения Его;
благо неразрывно связано с любовью;
любовь – это основа жизни, необходимое условие, при котором получается и воспринимается благо и приходит настоящее благополучие, не связанное с временным прахом земным;
любовь – в Боге, и устремляясь к Творцу, мы получаем любовь как благо, благо в любви и жизнь в благодати.
Для развития человека как существа земного и при этом духовного Творцом создана система обучения и воспитания, в которой всё даётся, но это надо постичь, а значит, — достичь. Не в смысле урвать, отхватить, присвоить, а в смысле совершенно противоположном – научиться получать в любви и отдаче. Какое в этом наслаждение, узнают только те, которые постигли. Кто они и где они? Надеюсь, тем, кто до сих пор дочитал, говорить не нужно?