Что такое ОДН по водоотведению в квитанциях 2023: нормативы, расчет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ОДН по водоотведению в квитанциях 2023: нормативы, расчет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная ещё с января вступили в силу изменения в ЖК РФ, установившие систему расчета за использование общих помещений по нормативам. Данные нормативы должны были быть приняты властями в каждом регионе самостоятельно с учетом последних изменений.
Что такое ОДН и что в них входит
ОДН — это общедомовые нужды, то есть плата за коммунальные услуги, которые расходуются в конкретном доме и в интересах его жильцов, но за пределами их личных квартир.
По российскому Жилищному кодексу, к ОДН относится плата за обслуживание всех помещений и служб многоквартирного дома. Среди них:
- чердаки, подвалы, технические этажи, лифтовые шахты и другие служебные помещения;
- крыши, ограждения, несущие конструкции дома;
- оборудование для доступа в дом людей с инвалидностью;
- работы по благоустройству и озеленению на земле, относящейся к дому, и построек на ней;
- технологические потери, например утечки воды из общей трубы;
- иные общественные помещения дома, услугами которых пользуются жильцы.
Основным нормативным документом в части водоснабжения и водоотведения домов является Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ . Он регламентирует порядок оказания услуги населению и организациям соответствующими компаниями.
Указанным законом регулируются следующие принципы и цели в рамках подачи воды и ее отведения:
- полномочия органов власти всех уровней в данном вопросе;
- порядок снабжения горячей и холодной водой и ее отведения;
- обеспечение и контроль за качеством подаваемой воды;
- принципы сохранения окружающей среды в этой сфере деятельности;
- регулирование вопроса применения тарифов.
Порядок, которым коммунальные службы руководствуются при оказании услуг населению, прописан в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года. В нем же определены услуги по снабжению и отведению воды в многоквартирные и частные дома.
Определение платы за коммунальные услуги на ОДН по видам услуг
- Должна ли начисляться плата за ГВС на ОДН с собственника, если он поставил заглушку на горячей воде, и пользуется только электрообогревателем используя только холодную воду?
- Какова правовая оценка начислений ГВС на ОДН в квартирах с индивидуальным отоплением (котлами) в домах с центральным отоплением и центральным горячим водоснабжением.
- Как будет начисляться плата за ОДН, если услуга оказывается, но забор воды производится из квартиры собственника, имеющего прибор учета?
- МКД с мансардами, отопление 1-5 этажи централизованное, а в мансардах (6 этаж) установлены индивидуальные отопительные системы, то есть жильцы верхних этажей покупают холодную воду и газ.
- Как оплачиваются общедомовые расходы по всем видам коммунальных услуг в многоквартирных домах с непосредственным управлением?
- На общедомовые нужды берется только ХВС, а куда отнести ГВС?
- В сентябре месяце начислено всему жилфонду, но часть домов приняли решение мыть лестничные клетки 1 раз в месяц в летний период, т.е. вода на мытье, в т.ч. промывку расходуется только в летний период, как поступать управляющей организации в зимний период?
- Как будет начисляться плата за ОДН, если услуга не оказывается (мытье лестниц)?
- Как рассчитать водоотведение на общедомовые нужды? Не вся вода на общедомовые нужды попадает в систему водоотведения, например, используется на полив газона, технологические потери.
- Если проектом дома предусмотрена система отопления в подъездах, но вышла из строя. Взимается ли плата за отопление на ОДН в указанном случае?
- Если в подъездах отсутствует система отопления, взимается ли плата за ОДН с потребителей? Основание?
- Как производится начисление квартиросъемщику за отопление на квартиру и общедомовые нужды, если нет теплосчетчика на доме и тепловая энергия идет транзитом, но имеется теплоузел на несколько домов?
- Начисляется ли на лестничные клетки в многоквартирном доме плата за отопление, если в доме нет общедомовых приборов учета? Как определить объем в Гкал приходящийся на отопление лестничных клеток?
- Как определяется плата за ОДН по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения?
- Как определяется количество Гкал для приготовления 1 куб.метра горячей воды при открытой схеме теплоснабжения при отсутствии общедомового прибора учета?
- Как производить расчет платы на ОДН по тепловой энергии в квартирах с индивидуальным отоплением в МКД, оборудованных (не оборудованных) ОПУ тепловой энергии?
- Необходимо ли производить корректировку ОДН и как часто это нужно делать?
- На доме установлен общедомовой прибор учета горячего водоснабжения. Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения на доме отсутствует. Правомерно ли считать ГВС по общедомовому счетчику, а ХВС по нормативу? Как считать водоотведение?
- Как рассчитывается плата за водоотведение ОДН в МКД, оборудованных коллективными приборами учета на холодную и горячую воду (при отсутствии коллективного прибора учета на водоотведение)?
- Как рассчитать размер платы на ОДН по водоотведению? В доме два ОПУ: один – на горячую воду, второй – на холодную воду?
Должна ли начисляться плата за ГВС на ОДН с собственника, если он поставил заглушку на горячей воде, и пользуется только электрообогревателем используя только холодную воду? |
---|
В данном случае можно воспользоваться аналогией п. 96 Правил № 354, согласно которому в случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, подтверждающих временное отсутствие. То есть, если потребитель не намерен пользоваться услугами ГВС в его жилом помещении и поставил заглушку на сетях ГВС, то неначисление платы за услуги ГВС, потребленные в жилом помещении, для такого потребителя возможно при условии, что заглушка горячей воды опломбирована исполнителем и исполнитель регулярно осуществляет проверку сохранности такой пломбы. Плата за услуги ГВС, потребленные на ОДН, указанному потребителю начисляется в обязательном порядке, поскольку любые коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат оплате всеми потребителями независимо от факта и объема потребления соответствующих услуг в жилых и нежилых помещениях МКД. Наверх |
Общие нормативы по электроэнергии
По РФ не установлена единая норма.
Чтобы подсчёты были более точными и достоверными, в учёт берётся целый ряд показателей:
- Сколько этажей в доме;
- Есть ли в доме и на придомовой территории освещение, имеется ли лифт;
- Установлены ли общие счётчики на дом.
В среднем по России за один норматив израсходованного электричества граждане уплачивают от 0,6 до 7 кВт/ч. Результаты в разных городах и областях всегда существенно различаются.
Вместе с тем жильцы сами могут повлиять на снижение итоговой суммы в платёжке.
Для этого им требуется:
- Собрать средства и установить общедомовой прибор учёта. В среднем его стоимость начинается от 20 тысяч рублей, что окупается за 3-4 месяца;
- Регулярно передавать текущие показания индивидуальных счётчиков. Если их не будет, управляющая компания будет брать за основу установленные нормы;
- Инициировать замену старой и уже пришедшей в негодность проводки, которая избавит от потерь электроэнергии «в никуда»;
- Контролировать работу ЖЭК и УК.
Период с 01 июля по 31 декабря 2020 года
Период с 01 июля по 31 декабря 2020 года
После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2020 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями в пользу РСО, и в первом полугодии 2020 года острота вопроса стала спадать.
Однако уже 29 июня 2020 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей .
Хочется отметить, что причиной внесения указанной поправки может быть (и иных вариантов просто невозможно придумать!) исключительно желание обязать ИКУ вносить в пользу РСО оплату «водоотведение на ОДН», тем самым увеличивая доходы соответствующих РСО. Через некоторое время после вступления в силу изменений Минстрой России письмом от № 28483-АЧ/04, подписанным лично А.В.Чибисом, разъяснил, что объем водоотведения многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии ОПУ сточных вод и при наличии ОПУ ХВС и ГВС определяется как сумма показаний ОПУ ХВС и ГВС. То есть фактически Минстрой попытался вопреки ранее сложившейся судебной практике вернуть оплату «водоотведения на ОДН» от ИКУ в пользу РСО. Примечательно, что соответствующие поправки в Правила 354, регулирующие отношения исполнителей с потребителями, не вносились. То есть Минстрой России намеренно ухудшал положение УО/ТСЖ/ЖСК, попытавшись обязать их оплачивать в пользу РСО услугу, не подлежащую оплате потребителями в пользу ИКУ.
Однако, Минстрой России уже традиционно (как показывает практика) при подготовке проекта Постановления Правительства РФ не счел нужным проводить комплексный анализ норм законодательства, не стал разбираться в своем же творчестве, а просто изменил ту норму, на которую ссылались суды, признавая отсутствие «водоотведения на ОДН». Но оказалось, что не только подпункт «в» пункта 21 Правил 124 регулировал так интересующий Минстрой вопрос оплаты «водоотведения на ОДН».
Из комплексного анализа жилищного законодательства РФ вытекает следующее:
Правительством РФ принято Постановление от № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает: «2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением: … б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».
Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает: «4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».
Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.
Абзац 2 пункта 13 Правил 354 устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».
Как же рассчитывается плата за ОДН в 2020 году? Существует два варианта расчетов. Основной критерий это наличие/отсутствие общедомового прибора учета в МКД.
В обоих случаях сначала рассчитывается объем израсходованных на общедомовые нужды ресурсов, а затем полученное значение распределяется по лицевым счетам жилых и нежилых помещений.
Если МКД оснащен счетчиком, то величина ОДН рассчитывается как разница между показаниями общего и индивидуальных счетчиков.
Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир.
Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.
Когда в МКД нет общедомового прибора учета, то объем ОДН определяется посредством умножения установленного местными властями норматива на общую площадь здания.
Применяемые нормативы могут отличаться в зависимости от региона. Из нюансов нового порядка нужно отметить то, что теперь управляющие организации обязаны самостоятельно оплачивать перерасход ресурсов.
Это приведет к тому, что УК будут более заинтересованы в своевременном устранении аварий и станут более тщательно следить за перерасходом.
Снова о водоотведении на ОДН
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 №344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп.«в» п.4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от 16.04.2022 №344 с 27.04.2022 из п.29 Правил 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2022 года. Таким образом, с 01 июня 2022 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е. равен нулю. При этом подпункт «в» пункта 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности — Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.
Способы уменьшить сумму
Начисление ОДН регулирует Постановление Правительства под №354 (вступившего в силу 6 мая 2011). Подогрев воды, отопление, поставка ГВС по квартирам – все эти работы требуют значительного расхода тепловой энергии. И поэтому данная графа в счет-квитанции всегда состоит из большой суммы.
Но можно ли как-то уменьшить платеж, не уменьшая комфорт проживания в доме и качество его обслуживания? Есть несколько способов добиться экономии семейных финансов:
- Первым делом следует установить приборы учета на ГВС. Идеальный вариант – ИПУ в квартирах и общедомовые счетчики, которые помогут точно высчитать расход горячей воды на потребности всего дома. Нужно только выяснить, за чей счет будет установлен прибор.
- Рекомендуется утеплить подвал и другие места общего пользования.
- Поможет и замена старых металлических труб на полипропиленовые.
- Чтобы ГВС на общедомовые потребности рассчитывалось правильно и по показателям счетчика, данные прибора учета нужно передавать во время. В противном случае расчетный отдел будет делать начисление по нормативам (с последующим перерасчетом при получении показателей счетчиков).
- Контроль над работой Управляющей компании и поставщиков ресурсов – также метод экономии. Представитель дома может проверять снятые показатели счетчиков, проверить соответствие начислению за месяц.
Нужно учитывать, что платежи, которые зависят от количества проживающих в квартире, могут и увеличиваться. Если в квартире без ИПУ больше 5 дней живет лицо не приписанное, Управляющая компания имеет право начислять на такого человека платежи по нормативам.
Достаточно для этого, чтобы Совет дома зафиксировал факт проживания такого лица и подал соответствующий акт в расчетный отдел.
Монтаж общедомового прибора учета позволяет выявить утечки ресурса. Объем утечки должен отниматься от общего расхода ГВС на ОДН. Устранение проблем с утечками – это ответственность обслуживающей компании. В МКД без счетчиков именно жильцы оплачивают пустые потери воды.
Что такое водоотведение в квитанции коммунальных платежей ЖКХ
Рассчитываются исходя из параметров жилого помещения (наличия ванны, душа и т. д.). Затем норматив в кубометрах умножается на количество проживающих в доме или квартире человек и на соответствующий тариф. Далее местный центр начисления коммунальных платежей проверяет и вносит полученные суммы в квитанцию на оплату.
В итоге водоотведение – это не менее важный пункт в квитанции на оплату, чем горячая и холодная вода. Ведь огромную массу загрязнённой израсходованной воды необходимо транспортировать, прогонять через очистные сооружения и обеззараживать, прежде чем спускать в природные водоемы либо использоватьснова в технических нуждах.
Горячая вода одн по жкх
Вот все это фактически и признал председатель комитета ЖКХ и энергетики ЗСО Геннадий Антонцев, до последнего времени упорно твердивший о каких-то убытках, которыми реформа платежей за ресурсы на ОДН угрожает якобы управляющим компаниям. На прошлой неделе Антонцев заявил в одной из газет: «Если у вас нет точек разбора воды в МОП (местах общего пользования. — «СК»), надо писать в управляющую компанию, чтобы не начисляли плату за водоснабжение в МОП».
При этом если до 2022 года платеж за ОДН выставлялся по нормативам потребления, то с начала 2022 года действуют новые нормативы потребления. Сами же управляющие компании рассчитываются с ресурсоснабжающими компаниями по показаниям общедомовых счетчиков. Проще говоря, жильцы не могут платить по ОДН больше учрежденных нормативов.
Что Входит В Одн По Горячей Воде
Что такое общедомовые нужды, как рассчитывается потребление воды на весь дом, почему такие высокие цифры в платежках? На эти вопросы отвечают чиновники администрации и коммунальных служб Омска, одного из тех городов, где новые правила оплаты общедомовых нужд вступили с 1 сентября.
— А что значит « предложит»? В законодательстве прописано, что эти работы проводятся за счет жителей — собственников квартир, поэтому стоимость счетчика будет делиться на каждую квартиру. Если он будет стоить 20 тысяч, то в 100-квартирном доме, например, с квартиры надо будет собрать в среднем по 200 рублей. Думаю, это не очень большая сумма. Выберете ли вы подрядчика сами или будете ждать, когда прибор учета в доме установит Водоканал, — правила едины: затраты по установке счетчиков несут жильцы. Но поскольку вы квартирные приборы учета уже установили, ваши расходы будут ниже, чем у тех, кому надо установить и индивидуальный, и общедомовой счетчик.
Можно ли законно не платить за водоотведение
Водоотведение — самостоятельная услуга наравне с водо- и газоснабжением, отоплением. Формально от них можно отказаться — если не пользоваться водой, газом, батареями и доказать это при помощи счетчиков в квартире. При этом отказ от них не должен нарушать права других жителей дома. Однако отключить перечисленные коммунальные услуги в отдельно взятой квартире и не затронуть остальных жильцов технически сложно или невозможно. Потому на практике отказаться от них не получится.
Кроме отказа от услуги, другие основания, чтобы не платить за водоотведение, отсутствуют. Если гражданин не вносит ежемесячную плату за водоотведение, управляющая компания начисляет пени. Когда накопится большая сумма, организация вправе обратиться в суд для взыскания долга в принудительном порядке.
Недоработки в правилах оплаты
Действительно, так ли уж правильно распределять положительный объем по общедомовому водоотведению на всех одинаково? Ведь перерасход происходит из-за превышения расхода воды только в квартирах, не имеющих счетчиков. Было бы намного логичнее, если бы общедомовые нужды оплачивали только те, у кого отсутствуют счетчики, а те, у кого они есть, были бы освобождены от этого. Но, допустим, произошла авария. Тогда перерасход воды в помещении, где нет счетчика, отдельно подсчитать невозможно. Возможно лишь вычисление суммы всех значений, входящих в соответствующую формулу. Тогда можно было бы при отсутствии аварийной ситуации, которые случаются не так уж и часто, распределять перерасход только по лицевым счетам жильцов, не имеющим приборов учета в своих квартирах. Многие потребители считают, что в этом плане авторы постановления не доработали его, уравняв всех собственников помещений.
Расчет стоимости водоотведения на ОДН
Таким образом, из системного толкования рассмотренных норм следует, что объём коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учёта горячего и холодного водоснабжения, но не оборудованных общедомовыми приборами учёта коммунальной услуги по водоотведению, рассчитывается исходя из установленного норматива, в соответствии с ПП 354. А поскольку норматив водоотведения на ОДН не установлен (т.е. равен нулю), и само понятие «водоотведение на ОДН» из ПП 354 исключено, предъявление к оплате стоимости коммунальной неправомерно.
Разницей между результатами, полученными этими двумя методами, как раз и является объём водоотведения на ОДН. И по вопросу правомерности взимания стоимости этого объёма с исполнителей коммунальных услуг уже складывается судебная практика, причём довольно-таки противоречивая.