Основы формирования учетной политики некоммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы формирования учетной политики некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Цели разработки политики учета

Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Зачем нужен бухгалтерский учет при применении УСНО?

Организация, применяющая УСНО, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) освобождается от ведения бухгалтерского учета. Она ведет учет доходов и расходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Основанием для внесения записей в Книгу учета доходов и расходов являются первичные документы. Однако, на наш взгляд, «упрощенцам» необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме, и, как показывает практика, многие организации, применяющие УСНО, так и поступают, в частности, по следующим причинам:

  • п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ обязывает «упрощенцев» вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете, и согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., не вправе применять УСНО. Таким образом, если предприятие работает по УСНО, то оно обязано не просто вести учет основных средств, но и отслеживать их остаточную стоимость, чтобы не превысить установленный предел;
  • организация может утратить право на применение УСНО по причинам, отличным от превышения остаточной стоимости активов (например, превышен предельный уровень доходов). В этом случае у нее с момента перехода на общий режим налогообложения возникает обязанность вести бухгалтерский учет в полном объеме. Как правило, это происходит в середине года, поэтому приходится восстанавливать бухгалтерский учет, вводить начальные остатки. На практике это создает серьезные проблемы;
  • организация осуществляет расчеты с различными контрагентами: другими организациями, персоналом, налоговыми органами, внебюджетными фондами, учредителями и т.д. При ведении бухгалтерского учета в полном объеме у нее не возникает проблем с учетом расчетов с указанными контрагентами;
  • организация может выплачивать доходы в виде дивидендов другим организациям и физическим лицам. В этом случае «упрощенец» должен определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Поэтому организация в целях определения чистой прибыли и стоимости чистых активов обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров (Письмо Минфина России от 10.01.2006 N 03-11-05/2);
  • ведение бухгалтерского учета позволяет организации иметь полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности и имущественном положении. Без полноценного бухгалтерского учета невозможно увидеть целостную картину финансового состояния организации. Такие сведения могут быть полезны как внутренним пользователям — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации для принятия управленческих решений, так и внешним — инвесторам, кредиторам и др.

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы
Читайте также:  Льготы по транспортному налогу - что о них нужно знать?

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

  1. Гусарова Л.В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 20.
  2. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Концептуальные основы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 46.
  3. Лабынцев Н.Т., Егорова Л.В. Проблемы формирования учетной политики для некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. N 7.
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»: Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
  5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2012 N 402-ФЗ.
  6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
  7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
  8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008): Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
  10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03): Приказ Минфина России от 24.11.2003 N 105н.
  11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02): Приказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н.
  12. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н.
  13. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010): Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
  14. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011): Приказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н.
  15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010): Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
  16. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
  17. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98): Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
  18. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
  19. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000): Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
  20. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008): Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
  21. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011): Приказ Минфина России от 06.10.2011 N 125н.
  22. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01): Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
  23. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
  24. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01): Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
  25. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02): Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
  26. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02): Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н.
  27. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
  28. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02): Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н.
  29. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  30. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
  31. Трушицына А.Ю. Формирование, изменение и раскрытие учетной политики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 7.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос Ответ
Можно ли датировать приказ об утверждении учетной политики первыми числами текущего года? Нет. Согласно законодательству приказ должен быть подписан до 1 января того года, в котором учетная политика будет действовать.
Можно ли не указывать даты проведения инвентаризации? Нет. В учетной политике должны быть прописаны сроки проведения инвентаризации

Фрагмент учетной политики НКО в части раздельного учета расходов

«…Расходы административно-хозяйственного характера отражаются на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.

Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность списывается ежемесячно на финансовый результат в дебет счета 90 «Продажи».

При этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам, распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за отчетный период.

Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе некоммерческих мероприятий».

Учетная политика организации в 2021 году

Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

  • 6 % на обязательное пенсионное страхование;
  • 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,1% на обязательное медицинское страхование.

Льгота по социальным взносам для МСБ. Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.
Читайте также:  Как стать стюардессой и что для этого нужно

Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

  1. Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
  2. Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
  3. Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.

Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

Читайте также:  Декларация по УСН за 2022 год

Бухгалтерский учет благотворительной деятельности

Траты на благотворительность учитываются в составе прочих расходов. Они фиксируются на счете 91. Также потребуется, согласно Приказу Минфина №94, открыть субсчет. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ50, 51. Перечисление денег на благотворительность.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ 01, 10, 41. Передача изделий на безвозмездной основе.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ20, 29. Услуги, предоставленные в качестве благотворительности.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ60. Покупка изделий в интересах благополучателя.

Благополучатель — физическое лицо

В соответствии с Законом N 135-ФЗ благополучателями также могут быть и физические лица.

В этом случае важно определить, является ли полученная физическим лицом благотворительная помощь доходом, облагаемым НДФЛ.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат, в том числе в виде материальной помощи, осуществляемых налогоплательщикам — физическим лицам:

  • в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью. Эта льгота также распространяется и на выплаты, производимые членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств;
  • в виде гуманитарной помощи (содействия), а также благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с Законом N 135-ФЗ;
  • пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

До 2005 года в России существовала практика, по которой средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль и давало маневр для появления «серых» схем.

Сегодня компании-благотворители могут оказывать безвозмездную помощь только из средств чистой прибыли и не освобождаются от уплаты налога на прибыль.

Эксперты отмечают, что потенциальные благотворители зачастую регистрируют благотворительные фонды не в России, а в странах с лояльным налоговым режимом и отсутствием административных издержек.

Новый порядок налогообложения расходов на благотворительность

Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?

В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):

  • для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
  • для диагностики и лечения коронавируса.

Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.

При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:

  • некоммерческие медицинские компании;
  • органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.

Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:

  • в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).

Заключительные положения

Да, новый ФСБУ 5/2019 внес довольно значимые (местами революционные и долгожданные) изменения в порядок бухгалтерского учета запасов. Не исключено, что в результате бухгалтерский учет еще больше отдалится от налогового. Но не будем огорчаться, ведь при расчете отложенных налогов мы уже можем применять менее трудозатратный и более простой балансовый метод.

ФСБУ5/2019 обязателен к применению, уже начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Досрочное применение допускается. Бухгалтер-рационализатор должен обрадоваться предоставленной возможности применять новые правила с 2021 года перспективно. Скрупулезный бухгалтер-отличник может выбрать ретроспективный метод, то есть пересчитать все показатели отчетности в части запасов так, как будто новый ФСБУ 5/2019 должен был применяться уже давно.

План бухгалтерских счетов коммерческой организации на 2021 год

В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации, в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.

Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.

Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:

  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
  • Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
  • Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
  • ПБУ 1/98.

В учетной политике НКО необходимо отразить следующие моменты:

  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов;
  • состав регистров бухгалтерского учета и внутренних бухгалтерских документов;
  • в учетной политике должно быть прописано, каким образом в организации будет проводиться инвентаризация. Это касается инвентаризации, как активов организации, так и ее обязательств;
  • также нужно решить вопрос, каким образом будут оцениваться эти активы и обязательства;
  • в учетной политике необходимо прописать правила документооборота и как будет обрабатываться учетная документация;
  • каким образом будут контролироваться хозяйственные операции;
  • прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в организации.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *