Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Недавно в ст. 69.2 БК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ (далее — Закон N 252-ФЗ). Суть их состоит в том, что на уровне Бюджетного кодекса прописаны основополагающие требования к составлению перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями.
Структура разделов, порядок формирования
В соответствии с ПП РФ № 640, форма государственного задания состоит из нескольких частей — отдельного раздела по каждой госуслуге и общих разделов. Структура госзадания такова:
- Часть 1. Сведения об оказываемых государственных услугах.
- Часть 2. Сведения о выполняемых работах.
- Часть 3. Прочие сведения о госзадании.
Так как госзадание — это свод нормативов и расчетов по госуслугам, в него, помимо основных сведений, необходимо включить:
- критерии предоставления госуслуги (потребители, перечень услуг с кодировкой, показатели качества и объемов, допустимые отклонения и т. д.);
- порядок контроля выполнения (основания досрочного прекращения, формы и сроки контроля, требования к отчетности о выполнении и прочие условия контроля).
Этапы составления и контроля за выполнением задания
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Определение предмета задания - перечня оказываемых услуг (работ) ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
--------------------------------------+-----------------------------------¬
¦ Установление требований к качеству услуг (работ) ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
--------------------------------------+-----------------------------------¬
¦ Выделение финансового обеспечения для выполнения задания ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
--------------------------------------+-----------------------------------¬
¦ Контроль за выполнением государственного задания ¦
L--------------------------------------------------------------------------
Поясним представленные на схеме этапы. Любое задание начинается с конечной цели, которую планируется достигнуть. В части государственного задания — это оказание услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам. Поэтому следует определиться с теми услугами (работами), которые станут предметом задания учреждения. Это делается в два этапа. Сначала федеральные министерства утверждают базовый перечень государственных услуг в своей отрасли. После этого учредители учреждений конкретизируют ведомственный перечень услуг (работ).
Далее вводятся требования к качеству услуг. Для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов главные распорядители вправе установить объем финансового обеспечения в зависимости не только от количества, но и от качества оказываемых учреждением услуг. Поэтому после решения этого вопроса учредителю предстоит разобраться с финансовым обеспечением выданного учреждению задания. Здесь нужно определить нормативные затраты, на основании которых, а также с учетом объема оказываемых услуг (выполняемых работ) планируется бюджет расходов КУ. Нельзя обойтись и без контроля за выполнением государственного задания. При этом учредителю-контролеру не следует забывать о своих обязанностях, нужно объективно рассчитывать и своевременно перечислять финансовое обеспечение на выполнение задания.
Дополнения в части контроля и ответственности
Законом N 252-ФЗ Бюджетный кодекс дополнен ст. 269.2, которой установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним: к ним относятся Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федеральное казначейство (п. 3 ст. 265 БК РФ).
Перечисленные ревизоры уполномочены на контроль не только за соблюдением бюджетного законодательства и иных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, но и за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. Можно предположить, что контролировать эти органы будут учредителей, выдавших задания своим учреждениям.
А чтобы это все не было пустым звуком, Законом N 252-ФЗ введена административная ответственность за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (новая ст. 15.15.15 КоАП РФ). В частности, на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., если будет выявлено и доказано нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания. Исключение составляет нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, за это ответственность предусмотрена отдельно (ст. 15.14 КоАП РФ).
Казенные и бюджетные учреждения: изменения в правовом статусе заказчиков
Данным законом внесены изменения более чем в 29 федеральных законов, из которых специалистов в области госзакупок интересуют в первую очередь изменения, внесенные в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
(далее — Закон № 94-ФЗ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также отдельные изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ).
В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной ) услуги необходимого качества. Государственные (муниципальные) услуги – это
«услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями»
Цели формирования задания
Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:
- Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
- Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
- Улучшение функций учреждения.
- Сокращение ненужных трат.
- Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.
Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.
Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:
- Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
- Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
- Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
- Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.
Установлена административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.
Статья 15.15.5-1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ определяет:
1. Невыполнение государственного (муниципального) задания —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Основные аспекты субсидирования
Сегодня органы государственной власти поддерживают муниципалитеты материальными отчислениями. Деньги нужны для выполнения социально значимых и экономически обоснованных мероприятий. Действия реализуются некоммерческими организациями, непосредственно курируемыми исполнительными органами.
Важно! При этом финансирование не ограничивается денежными отчислениями. Уполномоченные структуры также наделены и контрольной функцией
Работники отслеживают целевое расходование преференций.
Иногда зарезервированного бюджета учреждения не хватает на год. При этом поставленные задачи выполняются не в полном объеме. Тогда организация может получить дополнительную субсидию. Таким образом, недостаток средств на реализацию задач, поставленных исполнительными органами, компенсируется денежными потоками, направляемыми сверх существующих лимитов.
Например, исследовательские институты проводят большие объемы работы, но бюджетных ассигнований для этого всегда недостаточно. Поэтому помощь от государства поступает на конкретный проект, который необходимо завершить в сжатые сроки.
Правовые особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений
Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. Одновременно внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Закон № 83-ФЗ вступает в действие с 01.01.2011. В то же время законодатель пока не внес изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ все государственные (муниципальные) учреждения разделяются на бюджетные и автономные. То есть на 01.01.2011 гражданское законодательство приведено в соответствие с бюджетным. По своей правовой основе казенное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В ПП РФ № 640 от 26.06.2015 указано, что такое госзадание: основной документ бюджетных организаций, который определяет стоимость оказанных услуг и влияет на объем финансирования. Задание бюджетной организации на очередной финансовый год (плановый период) утверждается и доводится учредителем. Расчет нормативных затрат для госзадания согласовывается и определяется учредителем. Порядок и нормативы затрат устанавливаются на тот период, на который принимается закон о бюджете.
Общий порядок формирования государственного задания для бюджетных учреждений закреплен в постановлении Правительства № 640. Госзадание для учреждений субъекта и муниципальных организаций устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Учредители бюджетных учреждений разрабатывают для подведомственных организаций:
Порядок формирования госзадания для казенных учреждений аналогичен порядку, установленному для бюджетных и автономных организаций. Но у них есть особенности, так как казенные учреждения, помимо выполнения госзадания, выполняют другие функции. Их эффективность оценивается по иным критериям.
Этапы составления и контроля за выполнением задания
—————————————————————————¬
¦ Определение предмета задания — перечня оказываемых услуг (работ) ¦
L————————————-T————————————
—————————————+————————————¬
¦ Установление требований к качеству услуг (работ) ¦
L————————————-T————————————
—————————————+————————————¬
¦ Выделение финансового обеспечения для выполнения задания ¦
L————————————-T————————————
—————————————+————————————¬
¦ Контроль за выполнением государственного задания ¦
L—————————————————————————
Поясним представленные на схеме этапы. Любое задание начинается с конечной цели, которую планируется достигнуть. В части государственного задания — это оказание услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам. Поэтому следует определиться с теми услугами (работами), которые станут предметом задания учреждения. Это делается в два этапа. Сначала федеральные министерства утверждают базовый перечень государственных услуг в своей отрасли. После этого учредители учреждений конкретизируют ведомственный перечень услуг (работ).
Далее вводятся требования к качеству услуг. Для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов главные распорядители вправе установить объем финансового обеспечения в зависимости не только от количества, но и от качества оказываемых учреждением услуг. Поэтому после решения этого вопроса учредителю предстоит разобраться с финансовым обеспечением выданного учреждению задания. Здесь нужно определить нормативные затраты, на основании которых, а также с учетом объема оказываемых услуг (выполняемых работ) планируется бюджет расходов КУ. Нельзя обойтись и без контроля за выполнением государственного задания. При этом учредителю-контролеру не следует забывать о своих обязанностях, нужно объективно рассчитывать и своевременно перечислять финансовое обеспечение на выполнение задания.
Уточнение финансового обеспечения
Немаловажным новшеством Закона N 252-ФЗ является уточнение оценки финансового обеспечения государственного задания на уровне Бюджетного кодекса. Так, в нем прописывается требование о том, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. При этом должны соблюдаться общие требования, определенные федеральными органами власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Фактически Законом введена норма, обязывающая федеральные органы установить прозрачную методику определения стоимости государственных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативных затрат на выполнение государственного задания. При этом по решению органа власти, учредителя государственного учреждения при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются значения нормативных затрат на выполнение государственных работ.
Возникает вопрос: чем работы отличаются от услуг в понимании Бюджетного кодекса, в который внесены рассматриваемые уточнения? Ни в Законе N 252-ФЗ, ни в БК РФ нет ответа. Как правило, работой считается некая деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой же считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Такие понятные определения даны в п. п. 4, 5 ст. 38 НК РФ, и ими вполне можно воспользоваться для понимания отличий работ от услуг. Первые имеют материальное выражение и их можно измерить в натуральных показателях (характеристиках), вторые же не всегда имеют материальный результат, поэтому их сложнее измерить (как в натуральных, так и в стоимостных показателях) и проконтролировать. И если услугу сложно измерить, то можно попробовать взять на вооружение показатели работ, в частности, нормативные затраты на их выполнение для оценки объема финансового обеспечения.
Хотя допустима и иная трактовка рассматриваемого новшества Закона N 252-ФЗ. А именно КУ может заниматься как оказанием услуг, так и выполнением работ. По расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг есть Методические рекомендации (Приказ Минфина России N 137н, Минэкономразвития России N 527 от 29.10.2010). В части работ такого документа нет, поэтому если КУ выполняет какие-либо работы, то для оценки объема финансового обеспечения учредителю следует просчитать нормативные затраты именно на выполнение работ (исходя из натуральных и стоимостных характеристик), а не использовать расчет нормативных затрат на оказание КУ тех или иных услуг. И в любом случае, независимо от того, чем занимается учреждение (выполнением работ или оказанием услуг), для оценки финансового обеспечения деятельности должны использоваться нормативные затраты, что четко прописано на уровне Бюджетного кодекса.
Кстати, перечисленные новшества будут применяться при расчете объема финансового обеспечения на выполнение государственного (муниципального) задания начиная с заданий на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.). Органами власти может быть установлен иной срок применения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с учетом общих требований в установленных сферах деятельности при расчете объема финансового обеспечения на выполнение государственного задания, но не позднее 1 января 2016 г.
Порядок на госзадания региональном и местном уровне
Для региональных (муниципальных) учреждений форму, порядок формирования задания и финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ или местная администрация (п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Дополнительно к заданию учредителю рекомендуют составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (раздел 6 Комплексных рекомендаций, приведенных в письме Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036). Примерная форма задания приведена в Комплексных рекомендациях из письма Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.
Требования к порядку формирования государственного задания
Порядок формирования государственного задания на оказание в 2011 г. государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных учреждений, как и ранее, определяет Правительство РФ с одним лишь уточнением: государственное задание формируется (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год — на один год, в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период — на три года (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).
Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Во исполнение приведенных норм Правительство РФ разработало Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением от 02.09.2010 N 671 (далее — Порядок формирования государственного задания и Постановление N 671). Постановление начнет действовать 01.01.2011 , за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки. В частности, п. п. 2 — 7 Постановления N 671 применяются со дня его официального опубликования — 13.09.2010 .
К сведению. Ранее в соответствии со старой редакцией п. п. 3 и 4 ст. 69.2 БК РФ Правительство РФ приняло Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденное Постановлением от 28.12.2008 N 1065. Установленный данным документом порядок формирования государственного задания действует с 15.05.2009 по 31.12.2010.
Пример составления государственного задания
Уместно привести пример реализации теоретических основ на практике. Алгоритм действий при составлении госзадания для школы, ПТУ или университета выглядит следующим образом.
- Изучение Бюджетного кодекса РФ, приведённой в Постановлении № 640 от 26.06.2015 стандартизированной формы 0506001.
- Заполнение пунктов «назначение», «пользователи», «основные требования».
- Составление перечня потенциальных потребителей услуг.
- Заполнение пункта «порядок предоставления услуг».
- Указание минимального и максимального уровня стоимости услуг и работ.
- Составление перечня критериев для оценки качества услуг и работ (в соответствии с требованиями).
- Перечень методов и правил контроля за выполнением задания — время отправки плановых отчётов, мероприятия профилактического характера.
- Условия досрочного аннулирования госзадания.
- Список итоговой отчётности.
- Порядок взаиморасчетов, указание сведений о источниках финансирования.