Закон о банкротстве юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о банкротстве юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.

Упрощенная процедура банкротства

Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Последствия банкротства юридического лица

Официальное признание банкротом юридического лица влечет за собой исключение компании-должника из Единого госреестра (ЕГРЮЛ) с полным завершением финансово-хозяйственной деятельности. В процессе банкротства применяются действия по финансовому оздоровлению с целью реанимации компании, погашения долгов и возврата к прибыльному функционированию.

К основным последствиям признания банкротом юридического лица можно отнести:

  • Соразмерное погашение предъявленных кредиторами требований;
  • Полное списание оставшихся долгов при отсутствии средств для их погашения;
  • Ликвидацию фирмы из ЕГРЮЛ.

Что регулирует закон о банкротстве юридических лиц

Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.

Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.

Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).

Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.

Последствия банкротства юридического лица

Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:

  • потеря финансов;
  • утрата репутации надежного бизнес-партнера;
  • пристальный надзор со стороны органов правосудия.

Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.

В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.

Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:

  • учредители;
  • генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
  • лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.

Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.

Вначале необходимо определиться с понятием и признаками банкротства. В этом нам поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1. Так, несостоятельность (банкротство) – ​это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам перед контрагентами, работниками, бюджетом. Данный факт должен быть признан арбитражным судом.

Читайте также:  Техосмотр в 2023 году: нужно ли проходить и кому

Суд, прежде чем признать юридическое лицо банкротом, выясняет обстоятельства дела и наличие возможности у компании погасить долги, чтобы воспрепятствовать фиктивному банкротству. Как правило, это происходит в период временного наблюдения, которое вводится по решению суда на основании поданного кредитором или руководителем юридического лица заявления о банкротстве.

Неспособность погасить долги не возникает просто так. Этому предшествуют различные обстоятельства. Определить признаки банкротства также помогает Закон о банкротстве. В частности, признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (то есть просрочка платежа более чем на 3 месяца).

Однако в условиях, когда неплатежи являются одной из форм кредитования бизнеса, просрочки допускают и финансово состоятельные компании, не являющиеся банкротами. Поэтому и Закон о банкротстве, и судебная практика обращают внимание на такие признаки, как недостаточность имущества и неплатежеспособность.

Под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств над стоимостью имущества (активов) должника, а под неплатежеспособностью – ​прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.

Получается, чтобы сказать, является юридическое лицо банкротом или нет, важно определить причины просрочки платежей свыше 3 месяцев – ​это бизнес-решение, позиция или объективная невозможность погасить долг.

В 2017 г. Верховный суд РФ ввел именно такой термин – «объективное банкротство», то есть момент, «в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов» (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

Работа с арбитражным управляющим

Работа с арбитражным управляющим – ​это в первую очередь добросовестные действия по передаче ему сведений и документов, необходимых для оценки финансово-хозяйственной деятельности компании, на основании которых он должен сделать вывод: банкрот компания или нет, носит ли банкротство умышленный характер или нет.

Выполнить это необходимо при введении процедуры наблюдения не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего. К тому же руководитель должника должен ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Следует помнить, что при введении наблюдения полномочия органов управления юридического лица существенно ограничиваются. Фактически можно платить зарплату работникам, налоги в бюджет и совершать сделки, стоимость которых не более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения. Все остальные действия нужно согласовывать с арбитражным управляющим.

При введении процедуры конкурсного производства полномочия всех органов управления прекращаются. Руководителем должника становится арбитражный управляющий, который вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ, и ему должны быть переданы бухгалтерская и иная документация должника, печати, штампы, материальные и иные ценности.

Во вторую очередь необходимо занимать активную позицию по вопросу взаимодействия с арбитражным управляющим на любой стадии банкротства: согласовывать действия, фиксировать обращения, соблюдать сроки, требовать разъяснений и обжаловать незаконные действия.

Назначение арбитражного управляющего не означает, что должник остается с ним один на один. Деятельность управляющего контролируется:

  • саморегулированной организацией, в которой он состоит;
  • судом, который назначил его управлять данной процедурой банкротства;
  • Росреестром.

Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.

Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.

Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.

Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.

Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.

Читайте также:  Как поменять поликлинику при лечении по ОМС?

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:

  • установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
  • предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
  • введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
  • создании системы мер для возрождения бизнеса;
  • создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
  • создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  • ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
  • сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
  • создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.

Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.

Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве приведены в ст.27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Ведущая роль в принятии решений о судьбе банкрота отводится собранию кредиторов (ст.15 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам (п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Организация и проведение собрания кредиторов, а также работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих назначает Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве.

Какие бывают банкротства

Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.

  1. Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
    • реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
    • временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
  2. Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
    • рядовых граждан;
    • ИП-физлиц;
    • юридических лиц.
  3. Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
    • истинное банкротство – см. реальное;
    • преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
    • фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).
Читайте также:  Программа «Жилище» в Уфе в 2023 году

Цели и виды банкротства

Банкротство является единственным законным способом избавиться от долгового бремени, когда нечем платить по счетам и нет никаких перспектив, что ситуация изменится в лучшую сторону. Это не панацея для тех, кто решил набрать кредитов, а потом объявить о банкротстве, зная, что закон все спишет. За такое видение сущности банкротства можно попасть за решетку на срок до шести лет.

Закон о банкротстве дает должнику шанс расплатиться, изменив в более мягкую сторону условия займов, привлекая инвесторов, проведя реорганизацию компании и прочими доступными методами. На время прохождения этапов банкротства должник защищен от претензий кредиторов и приставов с коллекторами, штрафы за просрочку не начисляются, а проценты по кредитам снижаются до размера ставки рефинансирования Центробанка РФ. Это существенно облегчает положение разорившегося собственника, дает ему возможность перевести дух, собраться с мыслями и найти источники финансирования в спокойной обстановке.

Эксперты различают несколько видов банкротства:

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • Реальное (настоящее) банкротство: объективно у фирмы нет никаких средств на оплату астрономических счетов.
  • Условное (временное) банкротство: ООО накопило много активов, а с пассивами большие проблемы. К примеру, когда склады завалены изготовленной продукцией, а сбыть ее некуда или невозможно (слишком завышены, ценники, товар не востребован в данном регионе и пр. причины).
  • Банкротство фиктивное (ложное): когда руководитель обманывает кредиторов и арбитражный суд, деньги и имущество есть, чтобы расплатиться по счетам, а он хочет списать долги по банкротству, и остаться в шоколаде.
  • Банкротство умышленное (преднамеренное): когда компанию банкротят сознательно, только чтобы заработать на этом за счет аннулирования долгов.

Арбитражному суду придется разбираться с мотивацией каждого конкретного банкротства в самом начале, как только он примет заявление на банкротство от должника или его кредиторов.

Упрощенное банкротство юридических лиц

Банкротство по стандартной схеме занимает слишком много времени и совсем не дешево, как может показаться изначально. Бывают случаи, когда нет смысла проходить все этапы банкротства: никакая санация и внешнее управление объективно не смогут спасти должника. Для таких случаев законодатели предусмотрели упрощенную процедуру банкротства для юридических лиц.

Для старта дела о банкротстве по упрощенному сценарию нужно, чтобы соблюдались следующие условия:

  • должник не располагает деньгами и даже если распродать все записанное на него добро, образовавшийся долг покрыть не удастся;
  • руководство уже приняло решение о ликвидации компании.

При таком раскладе, когда о восстановлении работы фирмы речи не ведется, проще сразу перейти к банкротству и торгам. По закону «О банкротстве» упрощенка может занять до полугода, не более того. По сравнению с несколькими годами стандартной схемы банкротство, это хорошая панацея.

Когда принят закон и поправки в отношении физических лиц?

Федеральный закон о банкротстве физических лиц и организаций принят 27 сентября, подписан президентом РФ 26 октября и вступил в силу 2 декабря 2002 года. Однако изначально его применяли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Процедура банкротства гражданина была введена Х главой 127-ФЗ 1 октября 2015 года. С этого момента, согласно принятой части закона, физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда.

1 сентября 2020 года приняли изменения в главе Х: появился параграф об упрощённом банкротстве физических лиц в рамках внесудебной процедуры. Новую часть закона можно применить при соблюдении определенных условий.

Юридические последствия банкротства

Объявление себя несостоятельным влечёт для человека как положительные, так и отрицательные последствия. Самый главный плюс – в том, что должник освобождается от кредитного бремени. Что касается негативных последствий, то они сводятся к следующим:

  1. В течение 5 лет с момента объявления гражданина несостоятельным он при заключении кредитных договоров обязан указывать на факт своего банкротства. Разумеется, это снижает до минимума шансы получить кредит.
  2. Если человек был признан банкротом по иску кредитора, в течение 5 лет после этого он не может самостоятельно подать заявление о своём банкротстве.
  3. Банкрот не вправе быть участником или учредителем юридического лица на протяжении 3 лет.
  4. На период проведения процедуры банкротства гражданина могут лишить некоторых личных прав, например, запретить выезд за границу.

Итак, объявить себя банкротом не так-то просто. Наряду с подачей заявления в суд должник должен подтвердить свою неплатёжеспособность. Далее события могут развиваться по двум направлениям: реализация имущества или реструктуризация задолженности. Не стоит забывать и о том, что за признание несостоятельным придётся заплатить, и порой стоимость достигает очень значительных цифр.

Таким образом, для одних банкротство является реальным избавлением от долгов, а для других – это вовсе не нужная и дорогая процедура, которую лучше заменить исполнительным производством. Кроме того, человеку, не компетентному в этой сфере, будет довольно сложно организовать процесс банкротства самостоятельно. Здесь нужны профессионалы, которые смогут грамотно подготовить документы, верно выбрать СРО, проанализировать возможные перспективы и последствия. Привлечение юристов, конечно, увеличит расходы должника, но и в разы повысит шансы на успешный исход дела.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *