Что такое земельный участок без координат границ и как их определить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое земельный участок без координат границ и как их определить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участках на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.

Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

В частности, это могут быть случаи (см. письмо Мин­экономразвития России от 19.05.2014 No ОГ-Д23-3716):

  • отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
  • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

    Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

    1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
    • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
    • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
    • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
      Читайте также:  Форма С-09-3-2. Сообщение о закрытии обособленного подразделения

      При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

      Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

      Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

      В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

      1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
      • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
      • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
      • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
      1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

      Как провести межевание земельного участка

      1. Первое, с чего нужно начать процесс межевания, — это подготовка документов на земельный участок:

      • заявление, составленное в свободной форме;
      • паспорт собственника;
      • нотариально заверенная доверенность (при обращении представителя собственника);
      • правоустанавливающие документы на земельный участок (договор дарения, купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и другие);
      • правоудостоверяющие документы (свидетельство о праве собственности на участок, выписка из ЕГРН);
      • кадастровая выписка на земельный участок;
      • кадастровый паспорт территории и справка из БТИ об отсутствии строений на участке или кадастровые паспорта (при наличии строений).

      Практически для всех земельных исков до обращения в суд заинтересованное лицо осуществляет определенные действия. Речь идет об обращении к кадастровому инженеру. Именно он в соответствии с законом осуществляет кадастровые работы. То есть готовит межевой план на земельный участок. Такое лицо определяет границы земельного участка, его точки. И суд часто требует определить эти точки еще на стадии предъявления иска в суд. В деле об установлении сервитута, к примеру, кадастровый инженер определяет границы сервитута, предварительные. Причем по иску об установлении границ земельного участка может быть назначена землеустроительная экспертиза. И в итоге границы могут “скорректироваться”.

      Обязательный досудебный порядок урегулирования спора закон не устанавливает. В то же время, необходимо выявить сам спор. Тот, кто устанавливает границы, направляет Акт согласования местоположения границ (ст. 40 Закона). Причем если собственник смежного участка его получит и не подпишет (в т.ч. промолчит), акт считается согласованным. Только письменный отказ (возражения) станут поводом для обращения в суд.

      ᐉ Может ли быть собственность без границ

      Эта работа является точной, так как для ее выполнения нужны инженерные навыки.

      В частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» среди принципов правового регулирования в сфере экономики называется неприкосновенность собственности .

      Самостоятельное ее проведение может привести к множеству проблем, поэтому лучше заказать работу в специализированной компании. На практике вместо жильцов близлежащую к дому территорию нередко используют все кто угодно и на свое усмотрение. Вместо спортивной площадки вырастает магазин, а на месте сквера – еще одна новостройка.

      Могут ли жильцы стать полновластными хозяевами придомовой территории? Установленные границы земельного участка должен знать каждый владелец недвижимости, чтобы отслеживать актуальность соблюдения своих собственнических прав.

      Обычно границы участка прописываются в межевом плане и кадастровом паспорте, но бывают ситуации, при которых такие ограничители территорий не установлены. Как уточнить границы земельного участка?

      Читайте также:  Чернобыльские выплаты по декретному отпуску и уходу за ребенком в 2023 году

      Рекомендуем прочесть: Как по интернету застраховать автомобиль

      Читайте здесь. В результате, границы на конкретный участок могут быть не установлены.

      Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

      В частности, это могут быть случаи (см. письмо Мин­экономразвития России от 19.05.2014 No ОГ-Д23-3716):

      • отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
      • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
      • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

      Сделки с земельным участком без границ

      Землю без четко установленных границ ранее можно было продать или сдать в аренду. Это относится ко всему участку полностью, а не его части.

      Чтобы продать часть участка без межевания, подписывался предварительный договор купли-продажи с перечнем условий. Главное из них – постановка на кадастровый учет и получение выписки из ЕГРН. Если нет иных указанных сроков, выполнить условия нужно было за один год. Все риски и ответственность за то, что земельный участок не отмежеван, переходили к новому собственнику земли.

      При этом было одно затруднение – это сложность при продаже. Участок не пользовался спросом у покупателей или желающих получить участок в аренду. Мало кому хочется связываться с земельным участком без границ, хотя его стоимость обычно ниже. Вдруг после проведенного межевания окажется, что фактически участок меньше по площади, чем было указано в договоре купле-продажи? Получится, что покупатель переплатил.

      Землю без межевания можно было передать другому собственнику в качестве наследства или подарка (договор дарения). И в данных случаях вся ответственность за возникшие негативные последствия лежит на новом владельце.

      Практически для всех земельных исков до обращения в суд заинтересованное лицо осуществляет определенные действия. Речь идет об обращении к кадастровому инженеру. Именно он в соответствии с законом осуществляет кадастровые работы. То есть готовит межевой план на земельный участок. Такое лицо определяет границы земельного участка, его точки. И суд часто требует определить эти точки еще на стадии предъявления иска в суд. В деле об установлении сервитута, к примеру, кадастровый инженер определяет границы сервитута, предварительные. Причем по иску об установлении границ земельного участка может быть назначена землеустроительная экспертиза. И в итоге границы могут “скорректироваться”.

      Обязательный досудебный порядок урегулирования спора закон не устанавливает. В то же время, необходимо выявить сам спор. Тот, кто устанавливает границы, направляет Акт согласования местоположения границ (ст. 40 Закона). Причем если собственник смежного участка его получит и не подпишет (в т.ч. промолчит), акт считается согласованным. Только письменный отказ (возражения) станут поводом для обращения в суд.

      Что означает формулировка «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства»

      Когда вы ставите землю на кадастровый учет нужно подать ряд документации, среди которой должен быть акт согласования границ участка, который подписывается при межевании в вашем присутствии. Но иногда этот документ забывается, либо нарочно не фиксируется (а вы не располагаете знаниями об обязательном получении этого документа) – в таком случае вы и получаете «Граница земельного участка не установлена в соответствии с законом», потому что в Росреестре нет ваших установленных границ.

      Проще говоря, эта формулировка встречается в случае, если ваша земля не прошла межевания (может она и проходила его, но акта согласования границ участка подтверждающего это нет. В случае, если есть, но и запись есть – читайте пункт «Что делать, если запись есть, но межевание точно проводилось и акт на руках?» данной статьи). Соответственно, в Росреестр не передавались сведения о ЗУ. Это означает, что сведения о наделе отсутствуют, и любая сделка оформляться не может.

      Что говорит судебная практика?

      Неустановленные границы земельного участка не препятствуют защите права собственности 20 октября 2015 года судебной коллегией Верховного суда РФ было вынесено определение по гражданскому делу о споре по неустановленным земельным участкам. Судебный орган пришел к выводу, согласно которому собственник земельного участка без установленных границ вправе требовать устранения нарушения своих законных прав от любых лиц.

      Лицо подало в суд иск с требованием обязать ответчика перенести забор и устранить препятствия в пользовании землёй. В качестве обоснования своих требований он указал, что он является собственником спорного земельного участка.

      Ответчик по делу имел в собственности смежный земельный участок. Ответчик незаконным образом перенёс по левой межевой границе забор на 1,5 метра и установил ограждения на участке истца.

      Суд первой инстанции требования истца удовлетворил. Однако вышестоящая инстанция прежнее решение отменила. Мотивировкой для принятия данного решения выступило положение, что границы земельных участков истца и ответчика не установлены в соответствии с требованиями закона. Ввиду этого, решение суда первой инстанции признано необоснованным и незаконным.

      Далее Верховный суд аргументы апелляционного суда не принял и вернул дело для рассмотрения заново в апелляционный суд.

      Обоснованием для такого вывода высшей судебной инстанции послужили следующие доводы.

      Главное об участках без границ

      Если на карте не видно границ вашего участка, то скорее всего, не проведено межевание по действующему законодательству. Это не лишает вас права собственности на него. Закон не обязывает правообладателя проводить межевание. Но продать такой участок будет сложнее. Росреестр вправе приостановить регистрацию перехода прав и тогда сделка не состоится.

      Читайте также:  История герба россии — все, что нужно знать

      Важно, что незарегистрированные границы снижают рыночную стоимость объекта, провоцируют конфликты с соседями. Вести законное строительство на таком участке невозможно. Поэтому, мы рекомендуем провести межевание границ перед сделкой купли-продажи, а также при планировании строительства.

      Если ваш участок на карте обозначен, но границы указаны неправильные, это другая ситуация. Ее надо срочно исправлять. О причинах и способах мы написали в отдельной статье.

      Участок без координат границ — что это значит?

      Формулировка, применимая к земельному наделу «без координат границ» фактически значит, что относительно данного участка не проводилась процедура межевания и установленные границы надела являются лишь приблизительными.

      То есть те поворотные точки, которые определяют проходящую межу, могут быть ошибочны и требуют процедуры определения в установленном законом порядке. Такие ситуации могу возникать, когда на участок не оформлено право собственности, надел является частью земли общего пользования (к примеру, в составе какого-либо товарищества и т.д.).

      Параллельно с этим отсутствие координат может быть связано с применявшейся процедурой определения межей по упрощенному принципу в ходе дачной амнистии. Таким участкам в обход требуемых законом процедур присваивались кадастровые номера без координат поворотных точек.

      Независимо от того, по чьей вине было допущено такое нарушение, частичная ответственность будет лежать и на собственнике участка, в результате чего может последовать необходимость оплаты штрафа.

      Земельный участок без границ и сложности при установлении границ

      Часть 2 ст. 9 Конституции закрепила возможность нахождения земли в частной собственности. Впервые определение понятие земельного участка появляется в ч. 3 ст. 1 Закона «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000г. №28-ФЗ. Границы земельного участка должны были быть описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

      Описание границ земельных участков, их отдельных частей включалось в Единый государственный реестр земель (ч. 2 ст. 14 Закона от 02 января 2000г. №28-ФЗ). Единый государственный реестр земель представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Согласно п.

      6 Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №22 от 11 января 2001г., уполномоченным органом на описание и удостоверение границ земельных участков на тот момент времени являлась Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.

      Федеральная служба земельного кадастра России организовывала на основании решений уполномоченных органов межевание земель с установлением (восстановлением) на местности и техническим оформлением границ земельных участков. Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2000г.

      №660, предусматривали присвоение кадастрового номера каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежали государственной регистрации в ЕГРП.

      Присвоение кадастровых номеров осуществлялось после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ по формированию вновь образованных земельных участков. Таким образом, по задумке законодателя кадастровый учет земельных участков в обязательном порядке сопровождался установлением и закреплением их границ.

      Возможно ли бесплатное определение границ

      В кадастровом деле есть несколько вариантов бесплатного определения границ. Проводится такое обычно в таких случаях:

      • При проведении комплексных кадастровых работ. Такое возможно, когда возникает необходимость у органов муниципалитета уточнить межи одного или нескольких кварталов.
      • В рамках соцподдержки для льготной категории населения. Например, если местные власти выдают дома или земли многодетным семьям и инвалидам, то они обязаны провести определение границ земельного участка за счет государства.
      • Другие варианты, например, если в кадастре произошла утеря или порча соответствующих документов, тогда делают повторную проверку для уточнения.

      Возможно добиться повторного межевания участка только через суд, но лишь в том случае, если сама геодезическая компания при проведении первичной процедуры сделала ошибки в измерениях.

      Отличия межевания от других мероприятий

      Многие владельцы выделенных паев путают процедуру определения границ земельного участка с другими мероприятиями. Поэтому целесообразно разобрать, какой и что из себя представляет.

      • Кадастровые работы. Это целый перечень манипуляций, проводимых по отношению к земле, в них же включено и межевание. Обычно такой комплекс выполняют для того чтобы подготовить документы на конкретный вид недвижимости.
      • Геодезия выбранной территории. Этот процесс представляет собой не только измерение, но и проектирование, а также составление чертежей с целью планирования будущего объекта на участке.
      • Землеустройство. Вид государственного мероприятия, которое проводится по отношению к земле. Обычно это выполняют при необходимости распределения земель при создании нового района.
      • Дачная амнистия. Это понятие, которое подразумевает упрощенное проведение межевание земельного участка. Процедура не бесплатная.

      В большинстве случаев распределение границ проводится отдельно и зачастую занимает несколько дней.

      Какие нужны документы?

      Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

      Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

      – ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

      – материалы лесоустройства;

      – планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

      – документы по территориальному планированию муниципальных образований;

      – проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.


      Похожие записи:


      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *