Положение о постоянном повышении профессионального уровня

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о постоянном повышении профессионального уровня». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.

Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?

Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.

Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:

  • средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
  • высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
  • специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
  • научные центры (НИИ, лаборатории).

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.

Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)

Обучение проходит дистанционно.

  • Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
  • Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
  • Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.

Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.

Пройдя профессиональную переподготовку Вы получаете диплом равный по статусу второму высшему или второму средне-специальному образованию. Если слушатель проходит курс переподготовки на базе диплома о высшем профессиональном образовании, то в итоге он получит диплом о переподготовке равный по статусу диплому о втором высшем образовании. Точно такая же ситуация обстоит в случае, когда слушатель получает диплом о переподготовке на базе среднего профессионального образования – диплом равный по статусу второму среднему специальному образованию.

Переподготовка позволяет поменять не просто специальность в какой-либо области профессиональной деятельности, а полностью сменить профессию. При этом не нужно получать второе высшее образование. Второе высшее необходимо в том случае, когда специалист желает заниматься научной деятельностью по новой профессии.
Получить новую профессию на курсах переподготовки можно за 5-6 месяцев, а при втором высшем – от 3 лет и более.

1.1. Настоящее Положение определяет порядок повышения профессионального уровня членами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (далее — ИПБ России) и территориальных институтов профессиональных бухгалтеров или палат профессиональных бухгалтеров (далее — ТИПБ).

1.2. В соответствии с Уставом ИПБ России, Положением о членстве в ИПБ России целями системы постоянного повышения профессионального уровня в рамках ИПБ России являются:

  • поддержание и повышение членами ИПБ России уровня специальных знаний и профессиональных навыков;
  • помощь членам ИПБ России в применении новых методов бухгалтерского учета и специальных дисциплин, в понимании экономических процессов и оценке их влияния на клиентов, работодателей и на свою собственную работу, а также в выполнении своих обязанностей в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
  • предоставление заинтересованным лицам/сторонам, обществу в целом разумных гарантий того, что профессиональные бухгалтеры — члены ИПБ России обладают специальными знаниями и навыками, необходимыми для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Читайте также:  Размер единого пособия на детей до 17 лет с 1 января 2023 года (таблица)

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Согласно ФЗ № 76 как переподготовка, так и повышение квалификации производится в соответствии с решением нанимателя. Такое указание содержит Трудовой кодекс РФ. В статье 196 ТК РФ также прописано, что необходимость прохождения оценки уровня образования определяет лицо или организация, нанимающие сотрудника на службу. Второй абзац той же статьи уточняет, как это происходит. Первоначальное установление реальной компетентности производится исключительно с письменного согласия самого персонала.

Конкретные порядки могут быть определены:

  • коллективным договором;
  • контрактом с определенным человеком;
  • дополнительными соглашениями, регулирующими такую область взаимодействия.

Дополнительные положения

Повышение квалификации должно быть закреплено финальной аттестацией (проверкой знаний, полученных обучаемыми). Как именно это тестирование будет происходить, определяется структурой, занимающейся образовательными услугами. Никто не вправе регулировать условия прохождения аттестаций. В итоге освоившим весь объем программы повышения профессиональных навыков должно быть дано удостоверение надлежащего образца.

Повышение квалификации может организовываться в различном порядке. Если такое обучение производится в основное рабочее время, за командированными работниками сохраняют заработную плату и находят на их место временных исполнителей.

Естественно, любой наниматель стремится минимизировать подобные случаи, а потому очные курсы повышения квалификации используются нечасто. В большинстве случаев стараются использовать для подготовки и освежения навыков вечерние часы или выходные дни. Альтернатива — дистанционная подготовка, которая может происходить в самое комфортное для сотрудников время.

Классическое очное повышение квалификации — самый дорогой вариант. Потребуется:

  • подыскать педагогов и практиков;
  • подобрать помещение;
  • использовать технику и учебные пособия.

Живое обучение позволяет специалисту завязать новые контакты в профессиональной среде. На практике уверенно отрабатываются сложные и неоднозначные ситуации. Можно задать любой интересующий вопрос или уточнить ряд дополнительных нюансов, чтобы затем спокойно действовать в обычной рабочей обстановке.

Очно-заочная подготовка оказывается несколько удобнее для фирм. Она минимизирует требования к организации обучения и позволяет обойтись более редкими занятиями. Упор делается на самостоятельную работу учащихся. Профессионалы только контролируют основные этапы и итоговый результат.

Всё большее распространение получает дистанционный способ повышения квалификации. С точки зрения собственников компаний он максимально экономный и не требует ни выделять комнаты или залы, ни привлекать обучающих очно. Однако:

  • невозможно применить такой режим обучения в ряде сфер профессиональной деятельности;
  • качество программ образования на удаленке сложнее контролировать;
  • даже при высоком уровне преподавания итог критически зависит от дисциплинированности обучаемых и их мотивации;
  • частота процедуры не зависит от того, в каком формате она идет — так установлено по закону.

ФЗ разрешает самостоятельно выбирать компаниям и другие формы повышения квалификации.

Можно не направлять сотрудников на прохождение занятий в образовательной структуре, а использовать тренинги и конференции, лекционные занятия, деловые игры, в зависимости от специализации. Руководящий персонал может получать ряд дополнительных новых знаний и умений в режиме кейс-студии или по баскет-методу. Но на частоте переквалификации такие порядки не сказываются: если подошел предписанный год переподготовки, значит, она должна быть произведена по полной программе образования с отображением в официальном документе.

Читайте также:  Ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет в Ростове-на-Дону в 2023 году

Длительность обучения для педагогов и медсестер

В целом, требования к продолжительности курсов повышения квалификации для преподавателей и медицинских сестер не отличаются от общепринятых. Их минимальная продолжительность — 16 академчасов, а максимальная длительность не установлена.

Разница заключается в периодичности получения дополнительного образования. Педагоги обязаны повышать квалификацию раз в 3 года, а медработники — раз в 5 лет. Однако для этих профессий существуют и другие нюансы, связанные с регулярным переобучением.

Так, если медсестре для работы понадобится освоить принципиально новый навык или получить новые знания, она обязана пройти стажировку вместо повышения квалификации. То есть, стажировка необходима для допуска к работе в новых условиях, но повышение квалификации все равно придется пройти.

Бывают ситуации, когда образование медработника по каким-то пунктам не соответствует квалификационным требованиям, но у него имеется непрерывный многолетний стаж по специальности. Если стаж такого сотрудника более 10 лет, то продолжительность повышения квалификации, независимо от формы обучения, должна быть от 100 до 500 академчасов. В данном случае подойдут только долгосрочные курсы (один или несколько).

В переобучении педагогов также есть особенности, связанные со сроками. Их деятельность регулируется, в частности, ФГОС. Это значит, что для каждого учебного предмета и на каждую категорию обучающихся существуют отдельные образовательные стандарты. В свою очередь, по каждому стандарту, с которым связана работа педагога, нужно проходить отдельную программу переобучения.

Например, у учителя начальных классов обычной общеобразовательной школы среди учеников есть один ребенок-инвалид. В данном случае учитель должен раз в 3 года проходить не только курсы, связанные с преподаванием в начальной школе, но и программу по работе с детьми-инвалидами. То есть, минимальная продолжительность повышения квалификации увеличивается вдвое — 32 часа.

Такое же требование распространяется и на учителей-предметников, которые преподают по несколько дисциплин (например, математику и физику).

При получении удостоверения об окончании курсов повышения квалификации следует убедиться, что в нем указано точное количество часов пройденного обучения.

Дополнительное образование дистанционно.

Как часто нужно проходить курсы повышения квалификации

Периодичность прохождения соответствующих курсов может различаться в зависимости от должности, характера работы и профессиональных обязанностей сотрудника.

Согласно действующему российскому законодательству в области трудового права, повышение квалификации должно проходить «по мере необходимости», однако не реже, чем раз в пять лет на протяжении трудовой деятельности. Периодичность прохождения соответствующих курсов отдельными сотрудниками работодатель имеет право устанавливать самостоятельно.

Стоит отметить, что профессиональное обучение в области закупок рекомендуется проходить достаточно часто – не менее, чем раз в три года – и это правило касается всех категорий обучающихся.

Что касается программ дополнительного профессионального образования, то они разрабатываются и устанавливаются образовательными учреждениями самостоятельно, при условии учета законодательных требований к уровню подготовки специалистов различных направлений. Также следует учитывать то, что образовательные учреждения ориентируются на объективный уровень и потребности заказчиков, которые отправляют к ним на обучение сотрудников.

Кому и зачем повышать квалификацию

Прежде всего, стоит упомянуть о том, что курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка — это разные вещи, хотя многие путают данные понятия. Профессиональная переподготовка предполагает освоение новой профессии, зачастую — смежной с основной. Такие курсы обычно долгосрочные (до 6 месяцев и более) и завершаются выдачей диплома государственного образца.

В отличие от переподготовки курсы повышения квалификации проходят не для приобретения новой профессии, а для расширения и совершенствования имеющихся знаний и умений. Повышение квалификации занимает меньше времени, чем переподготовка (от нескольких дней), и после прохождения курса выдается не диплом, а свидетельство или удостоверение.

В большинстве случаев курсы повышения квалификации — дело добровольное. Они повышают ценность работников на рынке труда, позволяют осваивать современные методики и работать эффективнее, поэтому многие работодатели отправляют сотрудников на подобные курсы — это идет на пользу и работнику, и компании.

Однако следует помнить, что в некоторых сферах повышение квалификации является обязательной мерой, которая прописана в законодательстве РФ. Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам — 1 раз в три года, главным бухгалтерам — 1 раз в 5 лет и т.д.

Читайте также:  Отчет о финансовых результатах

Необязательно, но желательно проходить такие курсы и после длительного перерыва в работе, а также в тех случаях, когда работник хочет повысить категорию или разряд, занять должность рангом выше, освоить новую технологию или обучиться работе с самым современным оборудованием.

Очевидно, что дополнительные курсы повышения квалификации открывают перед работником прекрасные карьерные перспективы — они дают возможность расширить и углубить свои знания, повышают шансы на быстрое продвижение по служебной лестнице и позволяют претендовать на более высокую зарплату.

Какие учреждения могут осуществлять повышение квалификации работников?

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона об образовании осуществлять повышение квалификации работников вправе учреждения дополнительного образования, к которым, в частности, относятся (п. 8 Типового положения):

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Указанные учреждения должны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (далее — Положение N 174)).

В соответствии с Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности и их филиалы, учреждения дополнительного профессионального образования, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их филиалы получают право на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам с момента лицензирования соответствующих образовательных программ.

Право на выдачу документов государственного образца «Диплом о дополнительном (к высшему) образовании», удостоверяющих присвоение дополнительной квалификации, возникает у образовательных учреждений после прохождения в установленном порядке аттестации и государственной аккредитации соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программы (Письмо Рособрнадзора от 19.11.2004 N 01-222/05-01 «О лицензировании образовательных учреждений по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения дополнительных квалификаций»).

В соответствии с п. 28 Типового положения государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — лицам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации приведены в Постановлении Госкомвуза РФ от 27.12.1995 N 13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам».

Обязанности сотрудника, работающего в сфере госзакупок

Получить образование – это полдела. Для работы требуются еще практические навыки. Функции специалиста по проведению госзакупок следующие:

  • работа с документацией – сбор, архивирование;
  • работа с базами данных;
  • работа в Единой информационной системе;
  • работа с вычислительной техникой;
  • анализ замечаний в ходе общественного обсуждения закупок;
  • формирование НМЦК;
  • обоснование стоимости закупки;
  • анализ заявок;
  • оценка результатов торгов;
  • выбор способа определения поставщика;
  • составление отчетности;
  • разработка проектов контрактов, типовых условий контрактов;
  • составление планов-графиков.

Курсы повышения квалификации

Это учебное мероприятие обычно проводится в специально отведенном месте. Большим преимуществом прохождения таких курсов является то, что, как только обучение будет завершено, ваши навыки не только повысятся, но и будут задокументированы.

В этом типе курса занятия проводятся в небольших группах, максимум от 5 до 30 человек. Также могут быть частные уроки. Они встраиваются в обучение по программе профессионального развития, предназначенной для увеличения и расширения диапазона знаний и навыков, уже имеющихся у человека.

Следует отметить, что пройти курсы повышения квалификации могут только те работники, которые уже имеют диплом о среднем профессиональном образовании или выше. Выбор подходящего учебного центра следует делать, исходя из следующих показателей:

  • состав преподавателей;
  • как давно работает центр;
  • стоимость курсов;
  • отзывы тех, кто уже прошел обучение.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *