Декларация по налогу на имущество за 2022 в 1С (27.03.2023)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация по налогу на имущество за 2022 в 1С (27.03.2023)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Просто так продать основное средство организация не сможет. Сначала необходимо произвести важную учетную операцию: перевести продаваемое ОС в соответствующий раздел баланса, то есть в необоротные активы, предназначенные к продаже.
К группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ.
Сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Фундаменты под ними входят в состав данных сооружений.
Такие объекты, как оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования. По мнению Минпромторга, факт установки такого оборудования на специальный или общий фундамент не влияет на этот вывод и не относит подобные объекты к сооружениям.
Порядок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество и сдачи отчетности
За налоговый период по налогу на имущество принят год.
Первый квартал, полугодие, девять месяцев считаются отчетными периодами.
Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в сроки установленные законодательством.
Налог уплачивается:
- для российской организации — в бюджет по местонахождению данной организации;
- для иностранной организации — в бюджет по месту регистрации российского представительства или по месту нахождения недвижимого имущества, указанного в статье 375 НК РФ;
- для обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, в бюджет субъекта по местонахождению каждого подразделения.
Налоговая декларация предоставляется по истечении всех отчетных и налоговых периодов.
Итоговая годовая декларация подается до 30 марта следующего года.
Объекты налогообложения
Для российской организации объектом обложения является:
1) недвижимость, которая учитывается на балансе как основное средство, если налоговая база в отношении неё определяется как среднегодовая стоимость. Облагать эту недвижимость нужно, даже если она:
- передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
- передана в доверительное управление (кроме передачи в ПИФ);
- внесена в совместную деятельность;
- получена по концессионному соглашению;
- получена вами как управляющей компанией ПИФ;
2) недвижимость, находящаяся в РФ и по общему правилу принадлежащая организации на праве собственности (праве хозяйственного ведения), полученная по концессионному соглашению, если налоговая база в отношении неё определяется как кадастровая стоимость .
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которую использует представительство. Налог они уплачивают в тех же случаях, что и российские организации .
Если недвижимость к деятельности представительства не относится, то она будет объектом обложения в тех же случаях, что и у иностранных организаций, у которых нет представительств в РФ.
Вопрос: Является ли жилье, которое не числится как ОС, объектом обложения налогом на имущество для иностранной организации с представительством в РФ?
Ответ: Да, является, если по общему правилу:
- недвижимость находится в РФ и принадлежит организации на праве собственности (получена по концессионному соглашению);
- налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.
Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которая по общему правилу:
- находится на территории РФ и принадлежит таким организациям на праве собственности;
- получена по концессионному соглашению;
- налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.
Что такое недвижимость и как она облагается налогом
Недвижимое имущество — это участки земли, недр и все, что построено на этих участках и неразрывно с ними связано: различные здания, сооружения, незавершенное строительство, а также их части — отдельные помещения, употребляемые под жилье, магазины, офисы, машиноместа и т. д. Переместить их без несоразмерного ущерба невозможно.
Владение таким имуществом подлежит обязательной регистрации в ЕГРН. В этом реестре учтены размеры всех жилых и нежилых помещений и есть подробное техническое описание в кадастровых планах.
Суда — воздушные, морские, внутреннего плавания — тоже входят в перечень недвижимости и должны быть зарегистрированы в госорганах.
Если НДИ относится к ОС, оно является объектом налогообложения по НИО. Если у компании есть жилая недвижимость, не учтенная на балансе в составе ОС, или иная недвижимость, налог платится с кадастровой стоимости в случае принятия регионального решения об этом. Это относится к фирмам с основным налогообложением и спецрежимами.
Льготы в отношении движимого имущества
Налоговые льготы по налогу на имущество установлены ст. 381 НК РФ. Льготы установлены как в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, так и в отношении определенного имущества.
С 1 января 2015 г. расширен перечень льгот в отношении движимого имущества, освобождаемого от налогообложения.
Согласно новой редакции п. 25 ст. 381 НК РФ (в ред. Закона № 366-ФЗ) с 1 января 2015 г. освобождению от налога на имущество подлежит движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в составе основных средств. Можно ли рассматривать новую редакцию как автоматическое перемещение старых норм подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в ред. Закона № 202-ФЗ) в разряд льготных операций?
Во-первых, в определенных ситуациях налоговая льгота не работает. Так, если основные средства получены в результате реорганизации, ликвидации организации либо от взаимозависимых лиц, то начиная с налоговой отчетности за I квартал 2015 г. они облагаются налогом на имущество на общих основаниях.
Причиной введения на законодательном уровне данного ограничения явились факты злоупотребления налогоплательщиками освобождением. Так, на практике имело место перераспределение имущества внутри группы взаимозависимых лиц, а также путем реорганизации, ликвидации организации.
Напомним, что взаимозависимыми признаются лица в случае, если их отношения могут оказать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). В пункте 2 ст. 105.1 НК РФ приведен перечень таких оснований. Например, одним из оснований взаимозависимости является доля участия одной организации в другой организации. Если эта доля составляет более 25%, то организации признаются взаимозависимыми.
И если организация получила движимое имущество в 2013—2014 гг. от реорганизованной либо ликвидированной организации, а также от взаимозависимых лиц, оно исключалось из налоговой базы по налогу на имущество.
Причем против подобной имущественной налоговой оптимизации не возражали и представители финансового ведомства (см. письма Минфина России от 13.11.2013 № 03-05-05-01/48376, от 25.09.2013 № 03-05-05-01/39723, от 12.08.2013 № 03-05-05-01/32638, от 05.08.2013 № 03-05-05-01/31412, от 03.07.2013 № 03-05-05-01/25477, от 14.05.2013 № 03-05-05-01/16580, от 03.04.2013 № 03-05-05-01/10876).
Теперь взаимозависимое лицо либо правопреемник реорганизованной, ликвидированной организации не освобождается от уплаты налога на имущество как по ранее полученному движимому имуществу в результате реорганизации, ликвидации организации, от взаимозависимых лиц, так и по вновь приобретенному имуществу в этих случаях в 2015 г., за исключением имущества, относящегося к I—II амортизационным группам. Однако в этом случае у организации отсутствует обязанность представлять уточненные декларации по налогу на имущество за прошлые налоговые периоды (2013—2014 гг.), поскольку принятая норма, ухудшающая положение налогоплательщика, обратной силы не имеет (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Во-вторых, для остальных налогоплательщиков введенные поправки не только сохраняют ранее действовавшие преференции, но и добавляют новые в виде выведения из-под объекта налогообложения движимого имущества I—II амортизационной группы, принятого к учету до 1 января 2013 г.
Федеральным законом от 29.11.2014 № 379-ФЗ введен новый п. 26 в ст. 381 НК РФ, который касается имущества, учитываемого на территории Крымского федерального округа, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Так, с 1 января 2015 г. освобождается от налогообложения имущество организации, учитываемое на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенное на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
Отметим, что законами субъектов РФ, как правило, предусматриваются дополнительные налоговые льготы для определенной категории налогоплательщиков. Так, Законом Челябинской области № 155-ЗО от 23.06.2011 «О налоге на имущество организаций» снижена ставка налога на имущество в случае приобретения (создания) организацией в налоговом периоде основных средств, используемых в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг стоимостью не менее 8 млн руб.
При этом пониженная ставка рассчитывается по специальной формуле, и льгота по налогу на имущество распространяется только на созданные и (или) подвергшиеся достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекты основных средств, а не на все имущество предприятия.
Кто платит налог на имущество в лизинге
Согласно общему правилу, установленному в подпункте 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, платить налог на имущество по договору лизинга обязан только балансодержатель предмета финансовой аренды. Исключением выступает облагаемое по кадастровой стоимости недвижимое имущество организаций. В лизинге оно или нет, но налог будет платить собственник или владелец с правами хозяйственного ведения (подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
Следует помнить, что сами стороны договора финансовой аренды решают, кто примет предмет лизинга на баланс. Такое их право предусмотрено Методическими указаниями по ведению бухучета, утвержденными приказом Министерства финансов РФ №91н от 13.10.03 г. (пункт 50).
Иными словами балансодержателем и плательщиком налога может быть и лизингодатель, и лизингополучатель, в зависимости от того, к какому соглашению они придут. Данное решение обязательно должно быть зафиксировано в договоре.
Спорные вопросы у владельцев организаций возникаю по поводу льгот и нюансов в их получении.
Как бы с одной стороны объекты движимого имущества третьей амортизационной группы под налогообложение попадают. Но с другой стороны – учреждения налогом не облагаются, а получают льготу и лишаются ежегодной пошлины.
Эта информация сбивает с толку множество опытных бухгалтеров, которые сомневаются об включении транспорта принадлежащего организациям в сумму общего налога на имущество. Ведь компании, в отличие от физлиц сами себе рассчитывают налоги.
Все налогоплательщики делятся на две группы – физические и юридические лица. Касательно первых, то они полностью освобождены от уплаты пошлины на движимое имущество за исключением наличия зарегистрированных на себя реактивных ракет и космических кораблей.
Для юридических лиц ситуация несколько посложнее. Это связанно с путаниной около законов и поправок в Налоговом кодексе.
Делаем вывод о том, что организации не платят налог на движимое имущество относящиеся к 1 и 2 классификационной группе, а касательно третьей получают льготы.
Как вернуть транспортный налог пенсионеру, рассматривается в статье: как вернуть транспортный налог.
Срок уплаты транспортного налога в 2020 году физическими лицами найдете на странице.
Облагаются ли транспортные средства налогом на имущество?
В гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ нет специальных положений, которые были бы посвящены вопросам обложения или освобождения от налогообложения исключительно объектов транспортных средств.
Мы рассказывали в отдельном материале, что с 01.01.2018 в порядок налогообложения движимого имущества были внесены изменения.
С 2020 года движимое имущество (в т.ч. транспортные средства), принятое на учет с 01.01.2013, не облагается налогом на имущество, только если законом субъекта РФ такая льгота установлена (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). К указанному имуществу законом субъекта РФ может быть также предусмотрено не полное освобождение, а лишь предоставление определенных налоговых льгот, например, пониженной ставки (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).
Но даже если законом субъекта РФ движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 не освобождено от налогообложения, такое имущество в 2020 году облагается налогом по ставке не более 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).
Данное исключение не касается движимого имущества, которое было принято на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации организаций;
- передачи имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.
При ответе на вопрос, облагаются ли налогом на имущество организаций транспортные средства, нужно учитывать и иные льготы, предусмотренные ст. 381 НК РФ и региональным законодательством. Например, не облагаются налогом на имущество транспортные средства, как и любое иное имущество, организаций-«сколковцев» (п. 20 ст. 381 НК РФ). А, скажем, в Москве не облагаются налогом на имущество также транспортные средства, зачисленные в штаты автоколонн войскового типа организациями грузового автомобильного транспорта, которые выполняют государственный оборонный заказ (пп. 17 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64).
Если в отношении транспортных средств конкретной организации не предусмотрено предоставление налоговых льгот ни НК РФ, ни региональным законодательством, такие транспортные средства облагаются налогом на имущество в общем порядке по ставке 2,2% (ст. 380 НК РФ).
Налог на имущество на автомобиль для юридических лиц
Налог на имущество на автомобиль для юридических лиц обязателен к уплате, если имущество было оформлено до 1 января 2013 года. В связи с принятием поправок в законодательстве после указанной даты многие организации пытались уклониться от уплаты имущественного налога путем прекращения использования техники, приобретенной ими до января 2013 года. Однако налоговые инспекторы решительно пресекают такие попытки.
С физическими лицами в данной ситуации дело обстоит намного проще. После принятия поправок в законодательство, произошедших в январе 2013 года, с них снята обязанность уплачивать имущественный налог за транспорт.
У юридических лиц по этому поводу возникают много вопросов. Согласно 374 ст. НК РФ, движимое имущество, принятое на баланс основных средств предприятия после 1 января 2013 года пошлиной не облагается.
В 2020 году в налоговом кодексе вновь произошли изменения. Теперь в 374 ст. НК РФ есть указание, что под налогообложения не попадают транспортные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам.
После данных изменений можно смело утверждать, что движимое имущество организаций не попадает под обложение имущественным налогом.
Касательно налогообложения 3-й амортизационной группы действует положение ст. 381 НК РФ. Данный вид транспорта попадает под обложение налогом на льготных условиях. Фактически налог за него обязателен к уплате, но он не выплачивается из-за предоставления льготных условий налогообложения, прописанных в федеральном законодательстве.
Таким образом, всё движимое имущество, которое было приобретено организацией после 1 января 2013 года, налогом не облагается.
Читайте о налоге на имущество на баню.
Какая ставка налога на движимое имущество организаций? Смотрите .
Так что относится к категории движимого имущества, которое не попадает под действие налогового законодательства?
Разумеется, в первую очередь сюда относят транспортные средства и офисную мебель, компьютерное оборудование и прочие инструменты, необходимые компании для ведения ее деятельности. Дата ввода конкретного имущества в эксплуатацию обязательно должна быть полностью отражена в его инвентарной карте.
А потому опытные юристы советуют сразу же разделять всю инвентаризируемую отчетность на два класса: недвижимость и движимое имущество, попадающее под действие налога, а также движимое имущество, которое им уже не облагается. Для этого к счетам 01 и 08 открываются дополнительные субсчета. Это не только значительно сократит затрачиваемое на выполнение подобных операций время, но и поможет избежать множества неприятных ситуаций.
Переходные положения
Закон № 382-ФЗ предусматривает переходные положения. Согласно им, правила налогового и бухгалтерского учета, применяющиеся на сегодня, будут действовать в отношении лизинговых договоров, заключенных до даты вступления в силу Закона № 382-ФЗ, до окончания срока их действия.
При этом в Законе № 382-ФЗ нет указания на то, что для старых договоров будет применяться ранее действовавший порядок бухгалтерского учета исключительно для целей налога на имущество. Подобная формулировка не дает однозначного ответа на вопросы об исчислении налога на имущество по старым договорам, что может спровоцировать самые разные трактовки, особенно ввиду начала применения ФСБУ 25/2018 (Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н).
Учитывая указанное несоответствие, полагаем, что налогоплательщикам нужно будет ждать разъяснений Минфина РФ, внесения поправок в Налоговый кодекс РФ, а в случае возникновения споров по поводу исчисления налога на имущество обращаться в суд.
Основным и главным инструментом проводимой политики государства в экономике были, и ещё долгое время будут оставаться, налоги. Налог на имущество организаций является важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в современной России[4]. Он входит в группу прямых региональных налогов, является обязательным и пропорциональным. Такая позиция является финансовым рычагом влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятий и, соответственно, источником финансирования бюджетов субъектов России и бюджетов органов местного самоуправления[5]. Именно региональные налоги и сборы наиболее маневренны по той причине, что полностью зависят от нормативно-правовых актов, принятых законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, регулировать льготы, регламентировать порядок уплаты авансовых платежей (при их наличии), всё это играет существенную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, а также формирования инвестиционной привлекательности региона с целью его дальнейшего экономического развития[6].
Основополагающим документом, который устанавливает и регулирует налоговую систему нашей страны, все формы налогообложения, порядок исчисления налогов — это Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 1 НК РФ устанавливается 4 уровня всей системы законодательства о налогах и сборах, которые производят основное и базовое правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации, а именно:
— Налоговый кодекс Российской Федерации (является основополагающим нормативно-правовым актом в области налогообложения);
— федеральные законы о налогах и сборах, которые приняты в соответствии с Налоговым кодексом России;
— законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов России, принятые законодательными (представительными) органами субъектов России в соответствии с НК РФ;
— нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ[7].
Нормативы и перечень отчислений в региональные бюджеты подвержены изменениям на федеральном уровне, которые зависят от проводимой налоговой и экономической политики государства в целом, от поставленных целей и выбранных методов достижения[8].
Выше было отмечено, что региональные налоги применяются в действии, а также прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 12 части I НК РФ и соответственными законами субъектов Российской Федерации о налогах[9]. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов представлено нами на рисунке 1.1.
Путем регулирования отдельных составных элементов, применения системы льгот, а также применяя инвестиционное налоговое кредитование, субъекты Российской Федерации смогут проводить активную экономическую политику, оказывая влияние на экономическую и социальную отрасли развития регионов.
Для полноты понимания порядка контроля за правильностью и своевременностью начисления и уплаты налога на имущество организаций необходимо рассмотреть и мероприятия, связанные с проверками, осуществляемыми в данной сфере. Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой существующего налогового контроля.
Итак, налоговая проверка — это не что иное, как процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Осуществляется она методом сопоставления фактических данных, которые получены в результате налогового контроля, с теми данными налоговых деклараций, которые были представлены в налоговые органы.
Исходя из предполагаемого объема проверяемой документации, а также места проведения налоговой проверки они подразделяются на выездные и камеральные[21].
Сам по себе налог на имущество организаций довольно часто является объектом налоговой проверки. Роль его в доходах региональных бюджетов в сравнении с другими имущественными налогами достаточно значительна по причине того, что он зачисляется в региональные бюджеты и в значительной степени обеспечивает доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в здании) плательщика данного налога на основании вынесенного решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа[22].
В том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проходить по месту нахождения налогового органа.
Само решение о намерении проведения выездной налоговой проверки выносится налоговый орган по месту нахождения организации или же по месту фактического жительства физического лица[23].
Предметом выездной налоговой проверки является правильность отражения, исчисления и своевременность уплаты налогов.
В ходе выездной налоговой проверки может быть рассмотрен период, который не превышает три календарных года, которые предшествуют году, в течение которого вынесено решение о проведении проверки.
Не вправе налоговые органы проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период. Так же они не вправе проводить в отношении одного и того же плательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением тех случаев, когда по этому принято решение руководителем федерального органа исполнительной власти, который уполномочен по контролю и надзору в данной области[24].
По сроку проведения выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. По необходимости и по решению уполномоченных лиц данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях уже до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки необходимо считать уже со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления сводной справки о результатах проведенной проверки.
В случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых контролирующим органом при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в указанные сроки, признаётся налоговым правонарушением и влечет административную ответственность в соответствии со статьей 126 Налогового Кодекса РФ[25]. В самом процессе проведения проверки проверяющие органы не вправе требовать у проверяемого лица документы, которые были ранее представлены в налоговые органы при проведении камеральных или же выездных налоговых проверок указанного проверяемого лица. Данное ограничение распространяется не на все случаи, например, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде оригиналов, которые впоследствии были возвращены проверяемому лицу, или на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены по причине непреодолимой силы.
В процессе проведения выездной проверки имеют место проведение следующих мероприятий контроля:
— выемка предметов и документов;
— осмотр предметов и документов;
— проведение экспертизы;
— осуществление инвентаризации имущества;
— привлечение к участию в проверке специалистов, переводчиков, а также понятых;
— привлечение к участию свидетелей в ходе проведения выездной налоговой проверки[26].
Результатом выездной налоговой проверки должен быть составленный в установленной форме акт налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов, который оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[27].
Теперь необходимо рассмотреть иной способ проведения проверок правильности и своевременности исчисления и уплаты налога на имущество организаций, который проводится по инициативе контролирующих органов и носит, как правило, плановый порядок – камеральная проверка.
Под камеральной проверкой, согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации, понимается проводимая по месту нахождения налогового органа проверка налоговых деклараций представленных налогоплательщиком в налоговый орган, а также данных бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов[28].
Проводится проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в рамках их служебных обязанностей (без необходимого специального решения руководителя налогового органа) в течение 3 месяцев со дня фактической даты представления соответствующих документов проверяемым. Указанная дата является началом проверки.
При данном виде проверки проверяется полнота и правильность заполнения всех реквизитов, полнота расчетов представленной отчетности (декларации), которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. При отсутствии информации в необходимом объеме налоговые органы имеют право запросить у налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) дополнительные необходимые сведения, получить объяснения и документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов[29]. Лицо, которому выписано требование о представлении документов, будет обязано направить или предоставить их налоговому органу в пятидневный срок (статья 93 НК РФ)[30]. В случае отказа налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления необходимых документов или их непредставление в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную статьёй 126 НК РФ.
В процессе проведения проверки налоговые органы могут вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) уведомлением в письменной форме в налоговые органы для предоставления необходимых пояснений (статья 31 НК РФ)[31]. Более того, в случае если необходимо получить дополнительно информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, контролирующий орган имеет право потребовать у этих лиц документы, относящиеся непосредственно к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (это называется встречной проверкой).