Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Без суда не обойтись?

Первое. По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговиками возможности принудительного взыскания сумм недоимки, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Второе. В силу пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта.

Третье. Вывод об утрате налоговиками возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, (в том числе и в мотивировочной части акта). Соответствующие записи должны быть исключены из лицевого счёта немедленно после вступления такого акта в силу.

Четвёртое. Обратиться в суд по данному вопросу имеют право не только налоговики, но и налогоплательщики. (См., также, Определение КС РФ от 26.05.16 № 1150-0).

Пятое. Такое заявление облагается госпошлиной применительно к пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, (то есть 6000 руб.), как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учётом положений гл. 22 АПК РФ.

Шестое. Пока судебного решения нет, налоговики обязаны выдавать справку, где отражено реальное состояние расчётов налогоплательщика с бюджетом, включая и те задолженности, возможность принудительного взыскания которых утрачена. Однако налоговики должны указать в справке на эту деталь.

ВС РФ в Определении от 02.11.16 № 78-КГ16-43 указанные выводы поддержал, а от себя добавил, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик не должен обращаться в обязательном досудебном порядке в налоговую инспекцию с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадёжными к взысканию и обязанности по их уплате прекращённой. (Согласитесь, что от налоговиков тут ничего не зависит — так зачем к ним обращаться)?

Нужно ещё отметить Постановление АС Дальневосточного округа от 21.09.16 № Ф03-4261/2016. Здесь судьи пришли к выводу, что исходя из ст. 59 НК РФ, срок для подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию, не установлен. Грубо говоря, для него не существует срока давности. А попытки налоговиков привязать сюда срок исковой давности из гражданского законодательства несостоятелен.

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи. Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

Справку могут не выдать только в двух случаях:

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Читайте также:  За какие долги не выпустят заграницу?

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Данные в справке актуальны на дату запроса налогоплательщика, поэтому сальдо меняется в течение года

Рассмотрим, почему возникает положительное или отрицательное сальдо и нужно ли с этим делать.

Положительное сальдо. Если компания или ИП на УСН регулярно вносят авансовые платежи и запрашивают справку в середине года, то в документе будет указано положительное сальдо. Оно возникает, потому что ежеквартальные переводы до сдачи декларации числятся как переплата. С этим ничего не нужно делать. Переплата пропадет после подачи декларации и начисления налога.

Еще бывает, что ИП или компания действительно переплатили налоги: например, бухгалтер использовал неправильную, более высокую налоговую ставку. В таких случаях тоже будет числиться положительное сальдо. Переплату можно вернуть или зачесть в счет будущих налогов.

Отрицательное сальдо. Отрицательное сальдо всегда означает долг перед бюджетом. Чтобы разобраться, откуда он появился, нужно заказать выписку операций по расчету с бюджетом в личном кабинете налогоплательщика или в налоговой. В отличие от справки, в ней содержится история платежей и начисленные налоги и взносы за определенный период.

В 13-м столбце указано сальдо по конкретному платежу: налогу, пене или штрафу. В 14-м — общий итог по всем платежам, поэтому ориентироваться нужно на него.

Иногда бывает, что сальдо отрицательное, а долга на самом деле нет: например, налоговая по причине не учла из платежей. В таких ситуациях сначала стоит проверить, все ли уплаченные налоги указаны в выписке. Если в ней нет отчисления, нужно отправить в налоговую платежку и попросить скорректировать данные.

Новая схема мошенничества

Источником выступают документы, предоставленные ФинЦЕРТ (подразделением Центробанка). Мошенники обнаружили брешь в системе безопасности и получили информацию о данных клиента из системы одного из банков-участников СБП. После чего они запускают мобильное приложение в режиме отладки. После проходят процедуру идентификации и выбирают сервис перевода денег. При этом злоумышленники подменяют исходный счёт, на ЛС другой кредитной структуры.

Система при переводе не проводит дополнительной проверки на принадлежность счета конкретному банку. В итоге деньги списываются с подложного счета и переводятся на лицевой счёт мошенников. Вся работа производится вручную, то есть мошенники вбивают данные без применения бота.

Сверка расчетов с бюджетом: как действовать налогоплательщику

Заявление составляется на бумаге в виде письма, где указываются реквизиты компании и дата, на которую требуется сформировать данные о задолженности. Более распространенный формат — электронный, когда запрос создается в программе обмена данными с ФНС. Ответ высылается в течение пяти рабочих дней. Инспекция не вправе отказать в предоставлении такой информации.

Запрос содержит обязательные реквизиты:

  • наименование организации;
  • ИНН, КПП;
  • юридический адрес;
  • дата формирования отчета о задолженности;
  • вид документа (выписка, справка о состоянии расчетов, справка об исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов или акт сверки);
  • Ф.И.О. и подпись руководителя;
  • печать.

Для электронного документооборота требуется лишь указать код формы ответа в соответствующем поле или выбрать вид из списка.

Конечно, любое предприятие или физическое лицо, уплачивающее налоги, может обратиться в ФНС, чтобы выполнить данную проверку. Обычно это делается по желанию. Однако нужно знать, бывают обстоятельства, при которых данная сверка является обязательной процедурой. К таким ситуациям относятся:

  1. Организация меняет ИФНС.
  2. Компания ликвидируется, соответственно, снимается с налогового учета.
  3. Крупная корпорация должна проводить ежеквартальную сверку.
  4. Налоговый инспектор обнаружил какие-то несоответствия в оплате, поэтому он может назначить принудительную сверку.

Все результаты проведенной сверки фиксируются в акте. После его заполнения документ передается плательщику налогов. Нужно знать, если налогоплательщик обратится в ФНС с такой просьбой, отказать ему не имеют право. Налоговики имеют в своем распоряжении пять рабочих дней, чтобы сделать сверку и оформить соответствующий акт. Получая документ на руки, заявитель проставляет отметку об отсутствии каких-либо разногласий. В ином случае имеющиеся разногласия указываются в акте.

В компанию ООО «Рассвет» пришел новый главбух. С целью получить максимально достоверную информацию о финансовых и налоговых делах фирмы и избежать неожиданных сюрпризов в период сдачи отчетности «новобранец» планирует провести добровольную сверку расчетов.

Работающих бухгалтеров эта идея не вдохновила. Ведь порой сверка расчетов с бюджетом отнимает больше сил и времени, чем подтверждение расчетов с контрагентами или даже годовая инвентаризация. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Читайте также:  Как составить расписку в получении денег по договору купли-продажи?

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Все, что нужно знать про сверку с налоговой инспекцией

Лектор семинара: Л. Г. Артамонова
План семинара:
1. Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам.

2. Типичные вопросы, возникшие у компании при сверке.

3. Сверка через систему ИОН.

На сегодняшнем семинаре мы рассмотрим три основные темы. Во-первых, поговорим о регламенте проведения сверки – какие существуют нормативные документы и каковы требования налоговиков и законодательства. Во-вторых, обсудим типовые ошибки, которые возникают у компаний при проведении сверки с налоговиками. Понятно, что у каждой компании свои специфические ошибки. Но я постаралась сгруппировать те, которые сейчас наиболее актуальны. И в-третьих, я подробно расскажу о системе ИОН, которая позволяет получать доступ к своему лицевому счету в двух режимах – онлайн и оффлайн. Наглядно покажу, в чем же разница.

Согласно российскому законодательству, все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать фискальные сборы в государственный бюджет. В противном случае компанию или индивидуального предпринимателя накажут рублем: выставят штрафы и пени. А за особо крупные налоговые преступления грозит уголовная ответственность.

Чтобы избежать проблем, налоговики настоятельно рекомендуют систематически контролировать текущее состояние взаиморасчетов с бюджетом. Чиновники напоминают, что даже незначительная ошибка в платежном поручении может привести к плачевным последствиям.

Например, неверно указан код бюджетной классификации в платежке — и денежные средства не дойдут по назначению. Следовательно, налог не будет считаться уплаченным, и инспекторы применят штрафные санкции. Напомним, что наказанием за несвоевременную уплату обязательств являются не только штрафы. Представители ФНС вправе:

  • самостоятельно списать деньги с расчетного счета налогоплательщика;
  • заморозить расчетные счета компании;
  • приостановить деятельность организации или предпринимателя;
  • инициировать судебное разбирательство.

Систематический контроль взаиморасчетов позволит избежать таких последствий. Провести проверку довольно просто: достаточно подать заявление на сверку с налоговой в ближайшее территориальное отделение ФНС. Но есть и другие способы.

Как провести сверку с налоговой инспекцией

Есть три способа, чтобы запросить информацию в ФНС для проведения выверки:

  1. Обратившись лично или через доверенного представителя. Для этого придется посетить ближайшее территориальное отделение ФНС. Но устного запроса недостаточно. Необходимо подготовить специальное заявление на акт сверки с налоговой (образец представлен ниже) и передать его инспектору.

ВАЖНО!

Если обращение оформляет доверенный представитель налогоплательщика, то к бланку заявления придется приложить копию доверенности, на основании которой действует поверенное лицо. Оригинал доверенности тоже потребуется предоставить инспектору ФНС.

  1. Направить запрос через личный кабинет налогоплательщика в едином сервисе Налоговой службы. Но данная процедура доступна только зарегистрированным пользователям. Чтобы пройти регистрацию в интернет-сервисе, потребуется обратиться в ФНС. Также зарегистрироваться на сайте инспекции есть возможность и с помощью учетной записи портала «Госуслуги».
  2. Отправить запрос на акт сверки с налоговой (образец бланка скачивайте ниже) в электронном виде по защищенным каналам связи. В этом случае и ответ ФНС придет в электронном виде по ТКС.

Теперь определим, какие формы запроса на сверку с налоговой инспекцией (образец) необходимо подготовить.

Справка о задолженности и справка о состоянии расчетов по налогам: разница есть

Выписка операций по расчетам с налоговой — это формализованный документ, который предоставляет налоговая. В нем есть сведения по всем начисленным и оплаченным налогам, пени и штрафам. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и ИФНС этот документ поможет свериться.

Читайте также:  Что положено за 3 ребенка в 2023 году в ХМАО

Для контроля за уплатой налогов рекомендуется заказывать Справку о состоянии расчетов и такую выписку регулярно после каждой оплаты. Это позволит убедиться, что платеж действительно принят в налоговой. Справка показывает есть ли у ИП долг или переплата по налогам сжато одной строкой по каждому налогу. Выписка содержит подробные сведение и поможет понять причину возникновения задолженности или переплаты.

Для сверки с налоговой понадобятся два документа, которые вы можете запросить через Эльбу:

  • справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом;
  • выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленный налог за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

«Сальдо расчётов» разделяется на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. Во втором — общий итог по всем платежам. Например, по налогу переплата 30 000 рублей, а по пеням долг 1 000 рублей. Поэтому на начало года переплата по налогу составляет 30 000 рублей, а общая переплата по всем платежам — 29 000 рублей.

Сверка расчетов с бюджетом: на что обратить внимание

Более того, в регулярной проверке состояния расчетов с бюджетом заинтересованы обе стороны (несмотря на указанные выше право налогоплательщика и обязанность контролеров), поскольку такие действия позволят в дальнейшем избежать (не нужных никому) споров, связанных, например, с взысканием с учреждения налоговой задолженности.

Основания для оставления запроса налогоплательщика без ответа приведены в п. 18, 21 Административного регламента (п. 83, 101, 126, 138 данного документа). В их числе – отсутствие идентифицирующих сведений об учреждении, направившем запрос, отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий на подобные действия, предоставление запроса, текст которого либо не поддается прочтению либо не позволяет определить суть предложения (вопроса). В этом случае налогоплательщику направляется письмо (уведомление) об отказе в предоставлении государственной услуги (п. 94, 111, 127, 139 Административного регламента).

Не позднее 5 рабочих дней с момента поступления вашего письма в ИФНС инспектор формирует раздел I акта сверки (форма 1160070 по КНД), с которым должен вас ознакомить, отправив его вам по почте либо позвонив с предложением забрать этот акт из инспекции лично. В разделе вы сможете увидеть сальдо расчетов с бюджетом в разрезе каждого налога. Выглядит это приблизительно так (правда, чтоб не пугать вас размерами раздела I, мы его подсократили).

Вид налога (сбора): налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет
КБК КПП
№ строки Сальдо расчетов Сумма (руб.) Отметка налогоплательщика о расхождениях (руб.)
По налогу
По пеням
По штрафам
Денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов
Кроме того, невыясненные платежи

Кстати, направить запрос о проведении сверки, а также получить акт можно и по ТКС. При этом запрос направляется уже не в произвольной, а в утвержденной форме и о получении акта сверки вы должны сообщить налоговикам.

Если данные из акта сверки и ваши данные совпадают, поздравляем! Можете смело подписывать акт без разногласий и считать сверку завершенной. Кстати, если у вас нет разногласий с налоговиками относительно сальдо, то вся сверка должна занять 10 рабочих дней с момента подачи вами письма в инспекцию (без учета времени на доставку акта почтой). Но это редкость.

Как получить акт сверки от налоговой инспекции

Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:

Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):

  • или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
  • или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
  • или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.

Получив ваше заявление, ИФНС не позднее пяти рабочих дней должна сформировать (распечатать) акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации для вручения акта (либо направить акт по почте) (п. 3.4.3 Регламента ФНС).

Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.

  • Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
  • Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
  1. в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
  2. подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
  3. передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.

Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).

  • Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). С веряются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
  • Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.

После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).

  • Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
  • Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.

Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий.

Сверка расчетов с бюджетом: как действовать налогоплательщику

Чтобы не пускать этот вопрос на самотек, рекомендуется проводить сверку расчетов с бюджетом. Делать ее нужно даже если вы исправно платите все полагающиеся платежи. Нередко бывает, что в реквизитах допускаются ошибки, и в итоге платеж не зачисляется или уходит «не туда».

  1. Ошибка на стороне налоговой инспекции. Ошибка должна быть устранена специалистами ИФНС. Делается это на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.
  2. Ошибка налогоплательщика. Выявляется, какая именно ошибка была допущена. В зависимости от этого нужно будет подать уточненную декларацию, уточнить платеж или заплатить налог. Что именно сделать — об этом проинформирует инспектор по телефону или направив уведомление.
  • наименование компании или ФИО предпринимателя;
  • все коды — ОГРН/ОГРНИП, ИНН, КПП;
  • контактные данные — адрес, телефон;
  • список налогов, которые необходимо проверить;
  • наименование «своего» налогового органа;
  • дата, на которую осуществляется сверка;
  • способ получения акта сверки (лично, по почте).

И крупной компании, и микробизнесу важно следить за тем, чтобы все налоги и прочие необходимые платежи были осуществлены в срок. Пренебрежение этим грозит ответственностью вплоть до уголовной. Правда, столь суровая мера может быть применена при весьма существенных размерах задолженности. Но и при прочих долгах грозят санкции — штрафы и пени за несвоевременную уплату.

  1. Разногласий нет. На последнем листе раздела 1 налогоплательщик ставит подпись и отметку «Согласовано без разногласий».
  2. Разногласия есть. Заполняется графа 4 раздела 1 по тем строкам, по которым выявлены расхождения. Рядом с суммами, указанными в акте, ставятся суммы по данным учета налогоплательщика. Акт подписывается на последней странице раздела 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями».


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *