Эффективный контракт в сфере образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эффективный контракт в сфере образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие «эффективный контракт в образовании» (образец заполнения вы найдете в конце статьи) введено еще в 2012 году Постановлением Правительства № 2190-р, которое утвердило программу постепенного улучшения условий оплаты работы педагогов.

Понятие эффективного контракта

Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:

  • обязанностей работника (трудовая функция);
  • условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
  • критериев оценки эффективности труда;
  • понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2021 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.

Критерии эффективного контракта с педагогом

Понятие «эффективный контракт в образовании» (образец заполнения вы найдете в конце статьи) введено еще в 2012 году Постановлением Правительства № 2190-р, которое утвердило программу постепенного улучшения условий оплаты работы педагогов.

Эффективный контракт с учителем — это трудовой договор, в котором четко оговорены его обязанности по должности, условия, в которых предстоит трудиться, установлены конкретные критерии, позволяющие оцифровать и оценить деятельность преподавателя.

Новая система работы не отменяет ранее действовавших отношений между нанимателем и преподавателем. Она позволяет перевести их на другой уровень. Для реализации перехода в учреждении должны быть разработаны и утверждены руководителем критерии:

  • государственное (муниципальное) задание;
  • установленная система определения эффективности труда педагогов;
  • система оплаты труда с определенными факторами, учитывающими степень сложности работы и ее объем и качественный уровень;
  • установленные нормы труда учителей;
  • установленные специфические особенности с учетом видов деятельности.

Что такое эффективный контракт в образовании

Термин «эффективный контракт» введен Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Эффективный контракт представляет собой стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором расширены некоторые условия, а именно:

  • максимально подробно описаны обязанности сотрудника;
  • детально регламентированы условия оплаты труда и меры соцподдержки;
  • особый акцент сделан на показателях и критериях оценки эффективности преподавателей для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

Основные проблемы при переходе на эффективный контракт.

В Экспертном докладе НИУ ВШЭ «Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения»[2] (далее – Экспертный доклад) проведен анализ выявленных при внедрении эффективного контракта уязвимостей. В частности, в Экспертном докладе отмечено, что на практике стали формироваться модели оплаты труда, которые слабо увязаны с качеством работы учреждения и его сотрудников, а рост заработной платы порой происходит за счет увеличения нагрузки и снижения качества услуг.

Как оказалось, сложной задачей стал поиск адекватных показателей, принципов, критериев стимулирования. В учреждениях частично были скорректированы «показатели стимулирования», которые начали называться «показатели эффективности». В большей степени закрепился индивидуальный характер материального стимулирования, а механизмы поощрения коллективов и объективные показатели результативности и качества работы не были сформированы. Крайне медленно выстраивается увязка эффективного контракта с системой независимой оценки качества услуг и учет результатов этой оценки в оплате труда.

По состоянию на конец 2019 года в учреждениях уже должен быть внедрен эффективный контракт. Поэтому в настоящее время речь может идти об усовершенствовании этого механизма, исправлении недочетов, устранении пробелов, допущенных при его внедрении. Возвращаясь к Экспертному докладу, можно отметить, что в нем не только исследованы ошибки, допускаемые при внедрении эффективного контракта, но и даны конкретные советы по его дальнейшей реализации в учреждениях образования, здравоохранения и науки.


[1] Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

[2] Размещен на сайте Высшей школы экономики в разделе «Публикации – книги».

Понятие эффективного контракта

Согласно Программе «Развитие образования» эффективные трудовые отношения образовательного учреждения с педагогом должны основываться:

  • на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы;
  • на системе оценки эффективности деятельности работника (на совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество);
  • на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда;
  • на системе нормирования труда работника;
  • на подробной конкретизации в трудовых договорах должностных обязанностей работника, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда с учетом отраслевой специфики.

Какие условия необходимо прописать в эффективном контракте и допсоглашении

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция педагогического работника. Необходимо описать ее максимально конкретно, с указанием квалификации, должности и специальности.
  3. Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать как получение оклада, так и стимулирующих/компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
  4. Режим труда и отдыха педагога.
  5. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, которые обусловлены спецификой работы образовательного учреждения и не ухудшают положения педагога, по сравнению с действующим законодательством. К примеру, в договоре могут быть прописаны особенности расчета учебной нагрузки и исчисления в связи с этим заработной платы.

Как переходить на ЭК?

Сразу перейти на эффективные трудовые отношения с работником не получится. Сначала необходимо подготовить локальную нормативную базу. А именно, необходимо будет внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение о стимулирующих выплатах, штатное расписание. Кроме того, необходимо будет разработать критерии и показатели для назначения стимулирующих выплат, а также проанализировать трудовые договора с работниками на их соответствие нормам об ЭК. При необходимости нужно будет вносить изменения в трудовые договора.

Данные изменения вносятся путем заключения с работником допсоглашения к трудовому договору. Об этих мероприятиях стоит уведомить работника в письменной форме за 2 месяца до подписания соглашения.

Читайте также:  Налоговый вычет за недвижимость: что, кому и сколько положено

С новыми сотрудниками необходимо заключать трудовой договор, соответствующий нормативным документам об ЭК.

Понятие эффективного контракта

Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:

  • обязанностей работника (трудовая функция);
  • условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
  • критериев оценки эффективности труда;
  • понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2021 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.

С кем и с какой целью может заключаться?

Эффективные контракты, как уже упоминалось ранее, могут заключаться с педагогами, врачами и работниками иных учреждений бюджетной сферы.

Иными словами, на такую форму оформления трудовых отношений переходят все работники организаций, финансируемых из государственного или местного бюджета.

В числе целей введения трудового договора по эффективному контракту можно указать:

  • Формирование системы показателей эффективности, позволяющих адекватно оценивать и при необходимости поощрять работников отрасли.
  • Привязка в показателям эффективности специальных стимулирующих выплат, которые в дальнейшем отражаются и в эффективных контрактах, и в коллективных трудовых договорах.
  • Постепенный отказ от тех стимулирующих выплат, которые не доказали своей эффективности.

Таким образом, эффективный трудовой контракт позволяет оценивать показатели деятельности работников бюджетной сферы качественно и количественно, после чего формирует возможность поощрения отдельных сотрудников.

Трудовой договор с педагогом дополнительного образования (включая старшего) образовательного учреждения

Термин был введен пять лет назад после принятия Программы совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р. Согласно этим документам, работодатели бюджетного сектора экономики обязаны заключить со всеми сотрудниками (в том числе — с педагогическими работниками) эффективные договоры до 2019 года.

В сфере образования переход на новую систему оплаты труда призван обеспечить конкурентоспособный уровень зарплаты педагогических работников. Перед образовательным учреждением ставятся следующие многоплановые задачи:

  • отказ от стимулирующих выплат за показатели, которые носят неопределенный характер (например, «добросовестное выполнение трудовых обязанностей»), и замена их на измеримые показатели;
  • исключения из числа стимулирующих выплат, которые традиционно расцениваются как гарантированная часть зарплаты педагога;
  • разграничение ФОТ на гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую части (оплата за особую результативность и эффективность).

Что такое эффективный контракт в образовании

Термин «эффективный контракт» введен Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Эффективный контракт представляет собой стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором расширены некоторые условия, а именно:

  • максимально подробно описаны обязанности сотрудника;
  • детально регламентированы условия оплаты труда и меры соцподдержки;
  • особый акцент сделан на показателях и критериях оценки эффективности преподавателей для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

Понятие эффективного контракта с учителем

Общая формулировка «эффективный учительский контракт», нашла свое отражение в утвержденной правительством РФ в конце 2012 года Программе совершенствования системы оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. С юридической точки зрения, это обычный трудовой договор, предусмотренный общими нормами трудового законодательства. Правда, в этом случае присутствует конкретизация отдельных условий, в частности:

  • четко устанавливаются обязанности для учителя (какие функции ему придется выполнять);
  • детализируются условия его заработной платы и дополнительных стимулирующих выплат, а также меры конкретной социальной поддержки;
  • устанавливаются четкие критерии оценки эффективной деятельности педагога в занимаемой должности;
  • дополнительные стимулирующие выплаты становятся не нормой, а зависят от выполнения заложенных в трудовом договоре показателей эффективности.

Из этого следует, что уровень реального дохода в виде заработной платы педагога уже не является фиксированной величиной. Чтобы получить достойную заработную плату, а не голый оклад, придется проявить все свои таланты, инициативу, творческий подход. Все это включается в двусторонний трудовой контракт и является обязательным условием как для администрации, так и для педагога.

В чем его отличия. Структура и функции

Эффективный учительский контракт, в отличие от обычного трудового договора, содержит более развернутые условия выполнения педагогических обязанностей. Документ призван решить такие основные задачи:

  • повысить уровень качества образования, получаемого обучающимися;
  • обеспечить достойную заработную плату инициативным педагогическим сотрудникам;
  • исключить случаи отвлечения работников образовательной сферы подрабатывать «на стороне»;
  • повышения привлекательности труда работника педагогической сферы.

С целью стандартизации отдельных видов деятельности, упрощения формирования условий подобных контрактов, а также исключения злоупотреблений со стороны администрации школ, на правительственном уровне в 2013 году был утвержден советующий профстандарт. Этот норматив определяет такие моменты:

  • полный перечень навыков и умений, что должен иметь педагог;
  • конкретизацию функций учителя;
  • служит базой для проведения будущей аттестации;
  • учитывается во время формирования трудовых договоров, условий стимулирующей оплаты труда, должностных инструкций.

По своей структуре и необходимым для выполнения функциям, типичный обновленный трудовой договор педагога должен включать такие позиции:

  1. Непосредственное место работы. Если в учреждении есть филиалы – вписывается головной офис, а также место непосредственной работы учителя.
  2. Какие конкретно функции возлагаются на педагога. Здесь нужно учитывать его уровень квалификации, опыт работы, занимаемую должность.
  3. Должностной оклад, а также стимулирующие выплаты за выполнение дополнительных функциональных обязанностей.
  4. Трудовой распорядок, периоды труда и отдыха.
  5. Условия предоставления и продолжительность ежегодного отпуска с оплатой за счет администрации.
  6. Имеющиеся в учреждении меры социальной поддержки учителей.
  7. Другие условия, учитывающие специфику конкретного учебного заведения, а также региона его расположения.

Эффективность работы педагога может оцениваться в баллах, процентах, конкретных исчисляемых показателях. Для этого в администрации утверждаются конкретные положения, позволяющие все этого суммировать и перевести в денежное выражение. На практике это означает, что гарантированной выплатой для педагога остается только должностной оклад. Все остальное придется заработать.

Порядок перехода, сроки

Реализация программы заключения эффективных контрактов зависит от конкретных условий труда учителя.

Способ перехода Порядок перехода
Контракты с молодыми учителями В этом случае они изначально формируются с набором определенных показателей эффективности, которые поощряются в этом учебном заведении.
Изменение действующих трудовых договоров с учителями Тут потребуется изучить, чем конкретно занимается педагогический сотрудник, перевести всю его деятельность в конкретные показатели, составить детализированное дополнительное соглашение к имеющемуся трудовому договору. Сроки перехода регулируются действующим трудовым законодательством, с учетом отведенного времени на предупреждение работника о смене условий труда.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *