Лицензия на страховую деятельность от лидеров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на страховую деятельность от лидеров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.

На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?

Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:

  • сдача неполного пакета требуемой документации;
  • несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
  • наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
  • несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
  • несоответствие устава законодательным требованиям;
  • отсутствие факта оплаты госпошлины;
  • несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.

Лицензионный документ на осуществление страховой работы выдается без ограничений срока ее действия.

Лицензия может быть временной, и может выдаваться на такие сроки:

  • указанный в заявлении соискателя, но не больше чем на три года;
  • от 1 до 3 лет при отсутствии информационных сведений, которая позволяет произвести достоверную оценку страховых рисков, предусмотренных правилами страхования;
  • срок действия временного лицензионного документа продлевается по заявлению, однако в этом также может быть отказано, если за период ее действия установлены определенные нарушения соискателем, которые не устранены за установленные сроки.

Это основные условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ.

Действие лицензии может быть прекращено в случае прекращения работы страховой организации, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, реорганизации и ликвидации субъекта, являющегося юридическим лицом, за исключением реорганизации по типу выделения или присоединения. Действие лицензии в данной ситуации не прекращается, если все условия вновь возникшим юридическим лицом соблюдены.

Расценки на услуги юристов в рамках оформления лицензии на страховую деятельность

Вид услуги

Подробная информация

Стоимость

Беседа с юристом с обсуждением вопроса оформления лицензии

Страховая деятельность регулируется законодательством Российской Федерации, и малейшие нарушения караются внушительными штрафами. В связи с этим лучше заранее заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалисты компании «МИП» проконсультируют вас по любому вопросу в области страхования и получения лицензии.

От 3 000

Юридический анализ документов страховой компании

Чтобы стать обладателем лицензии на страховую деятельность, соискателю необходимо предоставить в лицензирующий орган свои учредительные документы. Если они не будут в порядке, в выдаче разрешения будет отказано. Наши юристы помогут вам подготовить документы.

От 7 000

Рекомендации по пакету бумаг, подаваемых в лицензирующий орган

Помимо внутренней документации страховой фирмы необходимо подать и дополнительные справки. Наш опытный адвокат подскажет на консультации, какие именно бумаги необходимо собрать, в какие учреждения нужно обратиться и многое другое.

От 10 000

Взаимодействие с органом лицензирования по доверенности клиента

Клиенты юридической группы «МИП» имеют возможность доверить своим защитникам ведение дел в органе лицензирования страховой деятельности. Адвокаты сдают документы, разрешают текущие вопросы, получают разрешение.

От 13 000

Услуги по оформлению лицензии на страховую деятельность «под ключ»

Вас интересует, где можно получить правовую помощь по оформлению страховой лицензии под ключ? Отвечаем: в юридической фирме «МИП». Данным вопросом занимаются опытнейшие специалисты, которые имеют постоянную практику и отработанные методы. Юристы действуют в тесном контакте с клиентом.

От 30 000

Необходимые документы

Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
  • пакет учредительных документов;
  • информацию о составе участников или акционеров;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
  • подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования;
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
  • заключение аудитора при необходимости.

Норма абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона позволяет выделить следующие признаки страховых брокеров, которые и служат первоначальными требованиями к потенциальным соискателям лицензий: 1. Ими могут быть физические или юридические лица. Физические лица вправе осуществлять деятельность страховых брокеров, если отвечают следующим требованиям:

а) постоянно проживают на территории Российской Федерации. Примечательно, что отечественное гражданское право признает равенство всех физических лиц, независимо от их государственной принадлежности (отсутствия таковой) и места проживания. Определить постоянство проживания на территории России возможно на основании норм иных законов, и необходимо это лишь для иностранцев и лиц без гражданства, так как граждане России априори признаются постоянно проживающими на территории Российской Федерации.

В частности, в действующем отечественном законодательстве прямо указывается, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Системный анализ данной дефиниции позволяет прийти к выводу о распространении этого определения также на лиц без гражданства.

Таким образом, в аспекте рассматриваемого требования страховым брокером вправе стать любой гражданин России либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший вид на жительство в Российской Федерации;

б) зарегистрированы в установленном законодательством РФ (глава VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Что должно содержаться в лицензии?

Итак, страховая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с нормативной базой, установлена форма лицензии, которая должна содержать следующие реквизиты:

  • территория проведения субъектом страховых операций;
  • наименование страховщика, который владеет лицензионным документом, его юридический адрес;
  • название отрасли, форм и видов проведения страховой деятельности с особым приложением, где указывается вид страхования, доступный для страховщика;
  • номер регистрации объекта лицензирования согласно госреестру страховщиков;
  • дата выдачи и номер лицензии;
  • гербовая печать органа по надзору за страхованием, который выдает лицензию, подпись руководителя.

Требования к страховщику

Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:

  1. С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
  2. Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
  3. Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.
Читайте также:  Переходный период по ЕНС в 2023 году: платежки вместо уведомлений

Лицензирование страховой деятельности: процедура, порядок, документы

Лицензирование страховой деятельности — это ключевое требование для осуществления и оформления страховых договоров. Оно должно проводиться только юридическими лицами, так как именно они имеют право осуществлять данные операции. Частные граждане не вправе занимать оформлением страховых договоров.

Страховая деятельность — это сфера занятости, которая предполагает формирование резервного фонда с целью дальнейших выплат при наступлении стразового случая.

Действия проводятся со стороны страховой компании, организации или сообщества.

Итак, давайте узнаем, правда ли, что страховая деятельность не подлежит лицензированию? Также мы расскажем вам о том, что включает лицензирование деятельности субъектов страхового дела (организаций) и страховой надзор.

Порядок получения лицензии на страхование

Лицензируется не деятельность коммерческой организации, а определенные типы страхования, где предполагается присутствие страхового интереса. Так что фирма, работающая давно на рынке, должна приобрести лицензию на введение другого типа страхования.

Следует отметить, что лицензия представляет собой официальный документ, подтверждающий возможность организации осуществлять те или иные типы страхования на территории страны. Многих интересует вопрос, кто выдает лицензию на страховую деятельность. Получить такой документ можно, обратившись в департамент страхового рынка при Центральном банке РФ, предоставив полный комплект необходимой документации, сведений о финансовом состоянии, правил, расчетов и других документов.

ВНИМАНИЕ: подписавшись на канал YouTube Вы сможете получить бесплатную рекомендацию адвоката индивидуально в комментариях к ролику: профессионально и в срок. Смотрите видео с советами нашего адвоката по лицензированию образовательной деятельности, получению лицензии медицинской организации и лицензии на иной вид работ и услуг. Все виды лицензирования с нами — Ваш правильный выбор!!!

Согласно статье 32.5 Федерального закона №4015-1 лицензия по умолчанию является бессрочной (выдается на неопределенный срок). Но орган страхового надзора (Банк России) при выявлении определенных нарушений может применить особые санкции к субъекту страхового дела, которые будут выражаться в ограничении действующей лицензии. Согласно статьям 32.6-32.8 орган надзора имеет право на совершение следующих действий с ранее выданной лицензией:

  • Ограничение или приостановление. Накладывается в случае, если субъект страхового дела не выполнил предписание об устранении нарушений, ранее выданное органом страхового надзора. Ограничение предусматривает запрет на страховую деятельность по определенным видам страхования, в то время как приостановление лицензии предусматривает запрет на осуществление всех видов страховой деятельности. При этом со страховой компании (иного субъекта страхового дела) не снимаются обязательства по действующим договорам страхования;
  • Возобновление. В случае полного устранения нарушений, из-за которых было наложено ограничение (приостановление) лицензии, орган страхового надзора в полной мере возобновляет действие лицензии;
  • Отзыв. В случае неустранения нарушений в установленный срок, в случае повторного характера нарушений, а также в случае появления непреодолимых препятствий, мешающих осуществлению страховой деятельности, у страховщика может быть отозвана лицензия. С этого момента он лишается права на ведение страховой деятельности, но при этом с него не снимается ответственность по действующим договорам страхования.

Помимо указанного, орган надзора может аннулировать решение о выдаче лицензии. Аннулирование лицензии осуществимо только в том случае, если субъект страхового дела еще не успел воспользоваться ею. Так, аннулированию подлежит лицензия, если спустя 2 месяца после принятия решения о ее выдаче страховщик не предпринял никаких действий для ее получения или если до получения лицензии страховщиком вскроется факт предоставления соискателем недостоверной информации.

ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также – лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Закон подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам страхового дела, устанавливая некоторые отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.

Органом лицензирования выступает Федеральная служба страхового надзора.

Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования.

Законом о страховании в п. 2 статьи 32 определен исчерпывающий перечень необходимых документов для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Поэтому нельзя требовать иные документы, не включенные в перечень.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

  • 1. заявление о предоставлении лицензии;
  • 2. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  • 3. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  • 4. положение о формировании страховых резервов;
  • 5. экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Говоря о правилах страхования, следует также учитывать, что в соответствии с Законом об организации страхового дела страховая организация для получения лицензии на право осуществления страховой деятельности должна предъявить органу страхового надзора те правила страхования, которые данная страховая организация предполагает использовать в своей деятельности.

В случае если страховщик примет решение об изменении используемых им правил страхования, то он обязан довести об этом до сведения органа страхового надзора.

Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования.

На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется предоставление следующих документов:

  • – сведения о страховом актуарии;
  • – правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  • – расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.

Все остальные документы предоставляются согласно исчерпывающему перечню установленного п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.

Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования.

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

  • 1) заявление о предоставлении лицензии;
  • 2) устав общества взаимного страхования;
  • 3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;
  • 4) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере, председателе ревизионной комиссии (ревизоре) общества взаимного страхования;
  • 5) положение о формировании страховых резервов;
  • 6) правила страхования по видам страхования, установленным настоящим Законом и внесенным в устав общества взаимного страхования, за исключением некоторых видов страхования.
Читайте также:  Электронный документооборот с налоговой: Как СЭД может помочь при проверках

Если в устав общества взаимного страхования внесены изменения в части дополнения перечня видов страхования, положение о формировании страховых резервов и правила страхования по таким видам страхования направляются в орган страхового надзора на согласование.

Лицензирование на осуществление брокерской деятельности.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

  • 1) заявление о предоставлении лицензии;
  • 2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • 3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;
  • 4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
  • 5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

Что должно быть в лицензии

В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:

  • наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
  • территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
  • наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
  • регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
  • подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
  • номер, дата выдачи лицензии.

Нужна ли лицензия на осуществление страховой деятельности?

Лицензирование страховой деятельности в РФ – обязательное мероприятие, без прохождения которого запрещено начинать работу в сфере страхования. Если у страховой организации нет лицензии, то ей нельзя формировать денежно-материальные фонды, выдавать страховые полисы, принимать оплату от клиентов, вести иную работу в страховой отрасли.

Нормативно-правовые акты, порядок, принципы, особенности, цены, перечень услуг, обязанности и права сторон, а также другие нюансы, связанные с выдачей лицензии на осуществление страховой деятельности, прописаны в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», в главе №32. Вопросы лицензирования этой сферы также затронуты в нескольких Постановлениях российского Правительства, в приказах Министерства финансов.

Важно! Лицензия на оказание страховых услуг выдается для обеспечения защиты интересов граждан, охраняемых объектов, финансовой деятельности организаций. Лицензирование в сфере страхования позволяет минимизировать ущерб, который потенциально могут нанести государству и его гражданам недобросовестные фирмы, некачественно и незаконно оказывающие услуги в сфере страхования.

Ограничения действия и приостановление лицензии

В случае если компания или индивидуальный предприниматель, которые получили лицензию, допустят нарушение законодательства в области страхования, то Банк России сможет ограничить действие лицензии или приостановить ее действие.

В случае обнаружения такого правонарушения Банк России выносит предписание, в котором содержится требование об устранении нарушения. Если несоответствия не будут устранены или организация или предприниматель не направят документы, свидетельствующие об устранении нарушения, то Банк России имеет право приостановить или ограничить действие лицензии.

Ограничение действия лицензии означает, что страховая организация не сможет заключать отдельные виды договоров со страхователями.

Приостановление действия лицензии означает, что страховщик не имеет права заключать договоры по всем видам страхования, предусмотренным в лицензии.

При этом информация об ограничении или приостановлении действия лицензии публикуется в вестнике Банка России. Публикации в вестнике Банка России можно также найти на официальном сайте ЦБ РФ.Б

Ограничение или приостановление действия лицензии снимается после полного исключения нарушений.
Информация о возобновлении действия лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

Орган страхового надзора имеет право отозвать лицензию в случае не устранения нарушений, которые явились основанием для приостановления или ограничения действия лицензии.

В этом случае страховая организация или индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность по страхованию.

Также Банк России имеет право отозвать лицензию в случае неоднократного нарушения норм законодательства в течение года (под неоднократностью подразумевается нарушение законодательства два или более раза) или в случае, если страховая организация в течение 12 месяцев не приступит к осуществлению страховой деятельности.

Отзыв лицензии также может быть осуществлен по заявлению самой страховой организации.

Порядок регистрации страховых организаций и лицензирование страховой деятельности

План

1. Порядок регистрации страховых организаций и лицензирование страховой деятельности

. Срок исковой давности при причинении ущерба здоровью

. Задача

Список используемой литературы

. Порядок регистрации страховых организаций и лицензирование страховой деятельности

В системе мер государственного регулирования страхового дела предусматривается регистрация страховщиков, перестраховщиков и страховых брокеров.

Порядок проведения регламентируется следующими нормативными актами:

. Закон «О страховании»;

. Указ Президента «О страховой деятельности» №530 от 25.08.2006 г.;

. Положение «О страховой деятельности», утверждённое Указом Президента №530;

. постановления Совета Министров.

В соответствии с этими законодательными актами все страховые, перестраховочные организации, включая страховщиков с участием иностранных инвесторов, а также страховые брокеры подлежат обязательной регистрации. Для её осуществления страховщик или страховой орган подаёт в Министерство финансов заявление, составленное по установленной форме. К нему прилагаются следующие документы:

. решение учредителей о создании страховой организации или страхового брокера;

. нотариально заверенные копии учредительных документов (устав);

. документ кредитного учреждения, подтверждающий полную оплату (до регистрации) уставного фонда. Минимальный размер уставного фонда установлен законодательством в сумме, эквивалентной:

1 млн. евро — для страховщиков, осуществляющих виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни;

2 млн. евро — для страховщиков, осуществляющих страхование жизни;

5 млн. евро — для страховщиков, осуществляющих исключительно перестраховочную деятельность.

После государственной регистрации страховщик должен постоянно иметь на своих счетах в банке денежные средства в сумме минимального размера уставного фонда;

. сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должность руководителя, его заместителей и главного бухгалтера;

. документы, подтверждающие происхождение (законность) денежных средств учредителей страховщика;

. копия платёжного поручения, подтверждающего плату за регистрацию.

После получения всех необходимых документов, их рассмотрения и проверки Министерство финансов присваивает страховщику регистрационный номер, включает его в государственный реестр и выдаёт свидетельство о регистрации. Всё это осуществляется на протяжении 30 дней с момента подачи заявления с пакетом документов.

Министерство финансов может отказать страховщику в регистрации по следующим причинам:

. при нарушении установленного порядка регистрации страховой или перестраховочной организации;

. в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям законодательства;

. при недостоверности предоставленной информации;

. при незаконности происхождения собственных финансовых средств инвесторов при внесении в уставный фонд — об этом дат заключение аудиторская организация или финансовый орган;

. при профессиональной непригодности руководителей и главного бухгалтера — такое заключение даёт комиссия Департамента по страховому надзору.

После прохождения процедуры регистрации в дальнейшем любые изменения в учредительных документах подлежат обязательной регистрации с внесением их в государственный реестр.

Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Читайте также:  По какому КОСГУ выплачивать компенсацию вместо молока за «вредность»?

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.

Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

. Срок исковой давности при причинении ущерба здоровью

регистрация лицензия страховой ущерб здоровье

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно ст. 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Ограничение касается требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Они подлежат удовлетворению не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. По сути дела, в данном случае применен общий срок исковой давности, но исчисление срока произведено по правилам о длящихся требованиях, право на предъявление которых возникает не единовременно.

Тем самым федеральный законодатель предусмотрел специальное нормативное обеспечение правовых гарантий защиты прав граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью. Одной из его составляющих является положение о том, что соответствующие требования, предъявленные даже по истечении сколь угодно длительного периода времени с момента возникновения права на возмещение вреда, подлежат удовлетворению не только на будущее время, но и за прошлое время, однако не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Такое ограничение взыскания на прошлый период выступает в качестве защитной меры, позволяющей оградить должника от недобросовестности кредитора, предъявление которым требований за продолжительный период времени фактически являлось бы злоупотреблением правом.

В соответствии с п. 2 ст. 966 ГК РФ срок исковой давности в три года установлен для требований, вытекающих из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, т.е. в данном случае он равен общему сроку, установленному ст. 196 ГК РФ.

Страховые агенты, брокеры, актуарии

Статья 4.1. Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» к участникам страховых правоотношений относит страховых агентов, брокеров и актуариев. Формирование института страховых агентов в российском страховом деле началось в 1920-е гг. в период создания государственной системы страхования.

Страховые агенты – это постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями (ч. 1 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в РФ»). Страховые агенты могут действовать на основании доверенности, в качестве работников страховщика либо в качестве поверенных по договору поручения. Права и обязанности, вытекающие из совершенных страховым агентом действий в соответствии с договором, заключенным им со страховой компанией, приобретает страховая компания-доверитель.

В силу специфики осуществляемой деятельности страховому агенту необходимо знать: нормативные акты, регулирующие страховое дело; виды страховых услуг и условия различных видов страхования; основы рыночной экономики; порядок заключения и оформления договоров на страховые услуги; действующую систему социальных гарантий. Также ему важно располагать информацией о правовых основах развития страховой деятельности с учетом региональных специфических условий об отечественном и зарубежном опыте организации страхования населения и субъектов хозяйствования и др.

Государственный надзор за деятельностью страховых организаций

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Государственный страховой надзор в РФ был организован на основании ранее действовавшего Указа Президента РФ от 30 июня 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре РФ». Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» он был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, просуществовавшую чуть более полугода.

После она была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с законом РФ „О страховании“»). 14 августа 1996 г. как самостоятельный орган она была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), в центральном аппарате которого был создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В результате изменений системы и структуры органов исполнительной власти была образована Федеральная служба страхового надзора (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *