Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.

Новые причины остановки и проверки документов

А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.

Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.

В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.

Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.

То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:

— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.

И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:

77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:


остановки транспортного средства;

55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:


55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Что запрещено инспектору ДПС?

На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:

  • инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
  • останавливать автомобили без причины,
  • при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
  • производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
  • запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2023 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
  • курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на “ты”,
  • требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.

Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.

Что такое досмотр автомобиля?

Понятие даётся в КоАП РФ (статья 27.9). Под досмотром автомобиля сотрудников ДПС понимают обследование, совершаемое для поиска предметов, используемых для совершения правонарушения. Одно важное условие – целостность транспорта не должна быть нарушена.

Особенности процедуры регламентируются статьёй 27.9 КоАП РФ, а также нормами административного регламента МВД, утверждённого приказом МВД от 23.08.2017 №664. К главным моментам относят:

  • Процедура может быть реализована только определёнными должностными лицами, прямо указанными в законодательных нормах, они приведены ниже в пункте нашей статьи.
  • Присутствие понятых или осуществление видеозаписи – обязательный атрибут. На это указывает как пункт 1 статьи 27.9 КоАП, так и пункт 203 регламента МВД.
  • Обязательно присутствие владельца, а если процедура досмотра автомобиля необходима немедленно, то реализовать его можно в присутствии лица, в отношении которого составляется протокол, например, если за рулём автомобиля был не собственник, а другое лицо (пункт 3 статьи 27.9 КоАП РФ).
  • Фиксация отдельных элементов досмотра автомобиля проводится в случае необходимости.
  • По результатам процедуры досмотра сотрудником ДПС составляется протокол или вносится ещё одна запись в ранее составленный протокол о задержании (пункт 5 статьи 27.9 КоАП РФ).
  • Протокол должен содержать информацию о реквизитах лица, в отношении которого он составлялся, о данных машины, дате и месте проведения процедуры, о предметах, найденных в результате проведения процедуры (пункт 7 статьи 27.9 КоАП РФ).

Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?

На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».

На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.

Читайте также:  Финансирование детских пособий в Волгограде в 2023. Таблица

На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.

Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:

  • Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
  • Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
  • Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
  • Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).

Права и обязанности сотрудника ГИБДД

Новшества есть и в процессе досмотра. Теперь сотруднику полиции нужно минимум оснований для проведения этой процедуры. Раньше провести досмотр могли, если подозревали, что в карманах или под одеждой есть наркотики или оружие. Сейчас к этому списку добавили «Предметы хищения». То есть, если полицейский заподозрил, что вы украли, например, телефон — он может без проблем вас досмотреть.

Вводить оцепление домов и других зданий теперь смогут органы исполнительной власти и полиция. К таким зданиям и объектам относятся «места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий». При оцеплении района сотрудники МВД смогут досматривать всех граждан в оцепленном районе. Ранее такое было возможно только при угрозе здоровью и жизни граждан.

Для сокращения продолжительности рассмотрения дел, новый Регламент предусматривает досудебный порядок оспаривания действий и решений должностных лиц ГИБДД, Для этого жалоба может быть подана в административном порядке на имя вышестоящего органа или должностного лица. Обжалование в таком порядке происходит через районные или региональные подразделения МВД.

Новые правила общения с сотрудниками ГИБДД применяются с 20 октября 2022 года, когда вступил в силу Приказ МВД № 664. С этого времени действует обновленный Административный регламент, предписывающий порядок действий должностных лиц ГИБДД при взаимодействии с автовладельцами. Рассмотрим ключевые нюансы, которыми характеризуются правила дорожного общения между инспекторами и водителями

  • проведение проверки документов и грузов по законным причинам;
  • водитель совершил нарушение правил дорожного движения;
  • произошла авария;
  • необходимы понятые для проведения оперативных действий;
  • проезд запрещен по разным причинам (ремонт дороги, впереди авария, проезд спецтехники);
  • требуется помощь инспектору или другим водителям и пассажирам.

В исключительных обстоятельствах работник полиции может использовать частную машину для выполнения необходимых действий. После этого сотрудник ДПС по требованию владельца машины составляет справку с указанием времени использования машины и маршрута. Также полицейский может использовать мобильный телефон водителя или пассажиров.

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

Новые полномочия полиции в России в 2022 году

С 1 марта может вступить в силу новый штраф за опасное вождение. Его размер составит 3 000 рублей. Систематическое грубое нарушение ПДД в течение года (три и более нарушений) будет караться штрафом в 10 000–30 000 рублей или лишением прав на срок до 1,5 лет. В число грубых нарушений войдут отказ уступить дорогу пешеходу, проезд на красный свет и многие другие прегрешения.

Сотрудники полиции смогут открывать автомобили для спасения жизни и обеспечения безопасности граждан при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для пресечения преступлений и проверки сообщений о террористических угрозах. Он также позволит вскрывать транспортные средства «для проведения мероприятий по проверке факта совершения административного правонарушения, если есть основания полагать, что нарушитель был пьян».

Закон предоставляет полиции право обозначать любыми доступными средствами, в том числе визуальными, места или объекты, где произошли преступления, административные правонарушения, несчастные случаи, публичные или массовые мероприятия, ограничено пребывание граждан или существует угроза их безопасности, а также временно оцеплять эти места или объекты.

Традиционно, с 1 января каждого года в России повышаются ставки акцизов. Не стал исключением и 2022 год.

Акцизы на легковые автомобили и мотоциклы

Акцизы на новые легковые автомобили и мотоциклы с 1 января 2022 года вырастут на 4%. Так выглядят актуальные значения акцизов (ставка за каждую л.с.):

Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.

С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.

С учётом накопленной практики добровольного применения электронных транспортных накладных Минтранс России подготовит предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. То есть если, с 1 января 2022 года электронные накладные будут применяться на добровольной основе, то с 2023 года это станет обязательным.

Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов.

Деятельность сотрудников ГИБДД

Останавливая правонарушителей или иных лиц, вызвавших подозрения определенного рода, сотрудники ГИБДД полиции, как правило, имеют возможность на основе визуального наблюдения предварительно оценить их количественные и качественные (пол, возраст, телосложение и так далее) характеристики, установить признаки опасности (например, при-знаки наличия оружия или признаки агрессивного поведения), на основании чего сделать достаточно обоснованное заключение о возможном характере их действий. Подобная предварительная оценка позволяет сотруднику на первоначальном этапе контакта с правонарушителем выявить нарушения и предпринять адекватные превентивные меры. Каждое лицо, находящееся в автомобиле, должно по собственной инициативе, то есть уже до того, как будут отданы соответствующие указания, выполнить четко определенные действия. К ним относится, наряду с обязанностями заглушить двигатель, не покидать автомобиль и держать руки видимыми на верхней части рулевого колеса, обязанность в ночное время включить освещение внутри салона автомобиля, полностью опустить переднее боковое стекло со стороны водителя, а также все стекла, имеющие тонировку (при наличии механизма опускания стекол с места водителя). Согласно российскому законодательству, дорожная полиция имеет право остановить автомобиль в любое время и по любой причине для проверки на дороге. Водитель не обязан выходить из транспортного средства, но его документы и документы автомобиля должны быть показаны. Полиция может выдать штраф и взять ваши водительские права, но документы, удостоверяющие личность водителя, и документы на автомобиль должны быть возвращены.

Читайте также:  Алименты на ребенка в 2023 году

В современных условиях проблема обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, характеризуется особой остротой и актуальностью. В ходе выполнения служебных обязанностей сотрудники ДПС находятся в постоянном окружении источников повышенной опасности, которыми являются все транспортные средства. Если лица, управляющие транспортными средствами, имеют преступные замыслы и вооружены, то степень риска для сотрудников, занимающихся контролем дорожного движения, может быть признана максимальной. Ежегодно при исполнении служебных обязанностей погибают около трехсот, получают ранения тысячи сотрудников, при этом дорожно-патрульная служба, наряду с патрульно-постовой, относится к числу служб, сотрудники которых чаще всего подвергаются нападениям. Риск возникновения угроз личной безопасности существенно возрастает и в связи с тем, что условия несения службы инспекторов ДПС неблагоприятно воздействуют как на физиологическое, так и на психологическое состояние их здоровья. Погодные условия (жара, холод, непогода), загазованность дорог, шум, различные вибрации, необходимость постоянной концентрации внимания ведут к быстрому утомлению, в результате чего уменьшается способность адекватно реагировать на источники опасности. Внешние и внутренние факторы в процессе служебной деятельности оказывают сильное воздействие на психику сотрудников ГИБДД, затрудняя реализацию обычных действий в стандартных ситуациях. При этом экстремальные ситуации, как правило, возникают неожиданно, обладают элементами новизны, необычности, внезапности и стремительности, сопровождаются высокими, длительными умственными, эмоциональными, волевыми, физическими нагрузками и информационной неопределенностью. Задача сведения рисков для сотрудников ГИБДД до минимальных становится наиважнейшей. Решения могут быть различными и лежать как в области повышения материально-технической защищенности сотрудников (выдача защитных жилетов, оборудование патрульных автомобилей пулестойкими стеклами и баллистическими панелями и так далее), так и в сфере более качественной их подготовки (обучение по программам переподготовки и повышения квалификации с обязательным рассмотрением вопросов обеспечения личной безопасности). Указанные меры, очевидно, потребуют значительных бюджетных расходов, что не исключает потенциально высокого эффекта, которого можно будет достичь в случае их реализации.

Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

  • Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
  • Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.

Основные нововведения

Новый регламент предусматривает многочисленные изменения, среди которых одним из наиболее существенных стало исключение из документа нормы, предусматривающей изъятие водительских прав с последующим запретом нарушителю эксплуатировать транспортное средство в связи с необходимостью обеспечить производство по делу об административном нарушении.

В документе приведен порядок, которого должны придерживаться сотрудники госавтоинспекции при осуществлении видеорегистрации процессуальных действий в процессе протоколирования административных нарушений, когда отсутствуют понятые. Также прописаны нюансы проверки машин на наличие тахографов.

Новый регламент содержит порядок оформления ДТП с использованием европротокола без привлечения сотрудников дорожной полиции. Несмотря на то что возможность оформления незначительных происшествий таким образом существует с 2020 года, в предыдущей редакции регламента ГИБДД не было прописано, каким образом это должно осуществляться на практике.

Важно, что в документе приводятся уточнения относительно порядка, которого должны придерживаться работники автоинспекции при протоколировании ДТП, когда имеют место разногласия между лицами, вовлеченными в ДТП. То же самое касается и оформления происшествия, в результате которого возникли пострадавшие.

Теперь представители ГИБДД получили возможность задействовать фото- и видеозаписи, сделанные при помощи не принадлежащих им технических средств, для доказательства нарушения дорожных правил.

В документе присутствует несколько приложений с образцами документов, которые должны заполняться полицейскими при осуществлении надзора за соблюдением безопасности движения на дороге.

Обзор вакансий относительно дохода

В среднем заработная плата как младшего офицерского состава, так и капитана или полковника, в подчинении которого находится полк, увеличивалась постепенно начиная с 2012 года. Исходя из этого, сегодняшняя зарплата существенно отличается от легального дохода того времени. В таблице приведены сведения, взятые из официальных источников.

Должность Территориальное расположение отдела Зарплата инспектора ГИБДД, р.
Инспектор дорожно-патрульной службы г. Вологда От 35 000
Старший инспектор Госавтоинспекции Томская область, с. Парабель От 40 000 до 65 000
Инспектор ГИБДД Красноярский край, пгт Северо-Енисейский До 65 000
Инспектор ДПС г. Москва, ул. Остоженка От 42 000
Инспектор г. Екатеринбург От 28 000 до 40 000
Водитель с личным транспортом для установки камер видеонаблюдения г. Москва От 50 000
Читайте также:  3. Составление наряда на сдельную оплату труда

Внимание! Информация о вакансиях взята по состоянию на начало 2023 года.

Могут ли обычные полицейские остановить автомобиль?

Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.

То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.

Электронные документы водителя

21 век уже давно на дворе, но до недавнего времени, мы были заложника макулатуры, и да, нельзя не отметить, что наше правительство постоянно совершенствует систему, и вот наконец, мы дождались:

В ПДД РФ, есть пункт 2.1.1 добавлен еще один абзац, а именно:

«Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

То есть теперь у каждого водителя появилась возможность при необходимости предъявлять все документы (полис страховки — ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС — СТС, водительское удостоверение – права) не только на бумажном носителе, но и в электронном виде! По сути в некоторых регионах это уже можно делать некоторое время и эксперимент показал себя с положительной стороны. Суть электронных документов заключается в том, что есть приложение «Госуслуги Авто», загружая туда данные документов у Вас будет сформирован уникальный QR-код, по которому любой сотрудник ГИБДД сможет проверить ваш документ.

Кстати, из ПДД исключена необходимость иметь при себе следующие документы (если это применимо):

  • Лицензионная карточка;
  • Временное разрешение на право управления ТС;
  • Карточка допуска на ТС для осуществления международный перевозок.

Противоречия и нормативные коллизии

Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.

Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?

Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.

Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.

Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.

На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.

Как реагировать на тех, кто работает в Ространснадзоре

В большинстве случаев инспекторы УГАДН привыкли останавливать машины жезлом, что имеют право делать только сотрудники полиции. Это в свою очередь вводит в заблуждение автомобилистов. Для того чтобы правильно сориентироваться в ситуации, потребуется выполнить следующие действия:

  1. Для начала следует остановиться и приоткрыть окно, а не дверь.
  2. Быстро включить диктофон или видеокамеру на любом гаджете. При фиксации всех действий можно оградить себя от незаконных деяний в вашу сторону.
  3. Попросить представиться инспектора, который вас остановил. Если он не работник полиции и использовал жезл, вы имеете возможность спросить, по какой причине вас остановили, ведь это грубое нарушение полномочий. Для остановки водителей они могут использовать лишь светоотражающий катафот.
  4. После этого требуется проверить удостоверение, прочитав фамилию, имя и отчество вслух.
  5. Затем можно передавать свои личные документы. Их перечень можно найти в Правилах дорожного движения.

В замешательстве водители могут озвучить все свои личные данные. Это может привести к тому, что работники организации начнут совершать противоправные действия. При соблюдении законных требований инспектор не имеет никакого права вас удерживать. Даже если будет говорить о том, что поставят блокиратор, не стоит принимать эти слова всерьез. Перед этим он обязан составить протокол, в котором будет указана причина задержания, а это в свою очередь говорит о незаконности деяний.

Но в случае, если сотрудник управления государственного автодорожного надзора говорит о каком-то нарушении с вашей стороны, стоит вежливо попрощаться с ним и позвонить на горячую линию данного ведомства. Если же вам начнут препятствовать в передвижении, нужно обратиться в службу 112 и сообщить о противоправных действиях.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *