Как получить доплату за стаж работы в бюджетном учреждении в 2023 году?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить доплату за стаж работы в бюджетном учреждении в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По официальному сообщению Федеральной службы государственной статистики, сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в IV квартале 2021 года составил 102,3%.
И вот такой закон решили, наконец-то, принять.Дело дошло до финальной стадии повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, установленного в России.
Надбавка за стаж в бюджетном учреждении: кому выплачивается
Порядок определения круга лиц, которые имеют право получения надбавки за бюджетный стаж, а также механизм начисления такой надбавки, регламентируется следующими законодательными актами:
- указ Президента №1532 от 19.11.2017 года определяет порядок исчисления стажа работы в бюджетном учреждении, а также утверждает перечень должностей, работа на которых засчитывается в «бюджетный» стаж;
- постановление Правительства №583 от 05.08.2008 года утверждает порядок начисления надбавка в качестве механизма реализации новой системы оплаты труда (НСОТ) работников бюджетных учреждений.
Согласно законодательным актам, для получения права на надбавку учитываются периоды, в течение которого сотрудник занимал или замещал должности:
- государственной гражданской службы;
- муниципальной службы;
- госорганов субъектов РФ;
- работников прокуратуры, Следственного комитета.
Также в «бюджетный» стаж включается:
- работа в сфере образования, здравоохранения, культуры;
- воинская служба;
- работа в органах МВД и Государственной противопожарной службе, а также учреждениях уголовно-исправительной системы.
Полный перечень должностей, период работы на которых включаются в «бюджетный» стаж и дают право на надбавку, содержится в указе Президента №1532 от 19.11.2017 года.
Тарифная оплата в коммерческом секторе
По фактору «Разнообразие (комплексность) работ» установлено восемь степеней сложности работ в зависимости от сферы деятельности работника, которая определяется функциональным разделением труда, его местом и ролью в управлении и обслуживании производства.
В коммерческих организациях вводится собственная тарификационная сетка, разработанная с учетом коллективного, профсоюзного мнения.
Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13, которая гласит, что тарифный разряд у заместителей должен быть на один — три разряда ниже, чем у руководителя организации (филиала).
Заключенные договоры, соглашения и иные нормативные акты не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий, установленный трудовым законодательством.
Как показывает арбитражная практика, суды в большинстве случаев принимают сторону налогоплательщиков, когда те включают в расходы в налоговом учете так называемые непроизводственные премии.
Кроме этого он располагает 5 разрядом, а это предполагает использование коэффициента 1, 268, что указывает на заработок в данном месяце сотрудника 30 584, 16 рублей.
Тарифная сетка – это большие преимущества, если она используется согласно нововведениям и в первую очередь оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса, а уже на следующей ступени стоит ранг руководящей должности.
Настоящее Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Соответственно, выплаты и вознаграждения, начисляемые на основании данных документов, налогоплательщик может учесть при налогообложении прибыли.
Эту норму следует трактовать не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9 — 12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер.
Настоящая работа предназначена для руководителей предприятий ЖКХ, специалистов по организации труда в качестве практического пособия.
Расчет заработной платы в 2022 году
Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге (заработная плата + ежемесячная премия).
Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. ОППВ не уплачиваются.
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ИПН
Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. 100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге; 45 500 * 10% = 4 550 тенге.
Расчет СО
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000; 90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.
Расчет СН
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге; 88 000 * 9,5% = 8 360 тенге; 8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге
Расчет ООСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Показатель |
Расчет |
|
ОПВ |
10 000 тенге |
|
ИПН |
4550 тенге |
|
СО |
3150 тенге |
|
СН |
5210 тенге |
|
ООСМС |
2000 тенге |
|
ВОСМС |
2000 тенге |
|
За счет работодателя |
10360 тенге |
|
За счет работника |
16550 тенге |
|
Сумма «на руки» |
83450 тенге |
Вычислим зарплату для низкооплачиваемых работников (доход за месяц не превышает 25 МРП), на которых распространяется 90% уменьшение облагаемого дохода по ИПН.
Доход работника Ежевикиной А.А. в январе 2021 года составил 50 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц и он менее 25 МРП (72 925 тенге в 2021 году).
Работник имеет право на вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге, вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС.
Тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда жкх в 2021 году
Каждой определенной профессии и квалификации в Единой тарифной сетке, являющейся нормативным документом, поставлен в соответствие определенный разряд. Разряд определяет величину коэффициента, которая в совокупности с тарифной ставкой первого разряда сформирует абсолютное значение размера оклада конкретного работника.
Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Отразим в таблице, на сколько повысятся должностные оклады работников бюджетной сферы с 01.01.2021, а также, как они менялись в течение последних 12-ти месяцев (это пригодится при корректировке среднего заработка), если за основу взят вышеприведенный показатель должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС.
С другой стороны, бюджетные зарплаты должны проиндексировать в начале осени. В первую очередь это коснется воспитателей и нянь в детских садах по всей России — их ставки повысят приблизительно на 70 процентов. У учителей грядет повышение заработка на 5 %.
- общую суть работ в конкретной сфере;
- их сложность;
- требования, предъявляемые к претенденту на их выполнение (что должен знать и уметь);
- примеры работ;
- ссылки на профессиональные стандарты (если есть);
- разряд и соответствующий ему коэффициент.
Существует ли еще единая тарифная сетка
ЕТС использовалась с 1993 по 2021 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2021 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая система оплаты труда, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций . Ее ввело Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2021.
Однако некоторые организации (иногда даже коммерческие) по-прежнему пользуются тарифными коэффициентами. Разве что сетка не утверждается на законодательном уровне, а составляется индивидуально внутри компании.
Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В текущем году «Газпром» также проводит плановую индексацию зарплат на 3,7%, основываясь на прогнозе уровня инфляции Банка России. Этот показатель полностью соответствовал прогнозу Центробанка, который обещал инфляцию минимум в 3,8%.
Базовые цены на работы по ремонту средств механизации: 22.4. Пример расчета поправочного индекса к базовым ценам. Расчет произведен на основе месячной тарифной ставки производственного рабочего 3,5 разряда.
Документом, в котором фиксируются разработанные на предприятии условия оплаты труда является коллективный договор или положение об оплате труда. Локальное регулирование оплаты труда имеет существенное значение для увязывания заработка с результатами его трудовой деятельности.
Кто такие бюджетники в России
Юридические лица в России могут создаваться не только гражданами или другими организациями, но и Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. От имени этих публичных образований предприятия создаются уполномоченными органами (департаментами, отделами, другими подразделениями). За счет бюджетов могут прямо или косвенно финансироваться:
- казенные предприятия, чье имущество полностью принадлежит государству или муниципалитету, а все доходы перечисляются в бюджет;
- унитарные предприятия в различных отраслях деятельности, которые используют переданное имущество для получения дохода;
- государственные и муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта, иных сфер деятельности.
Унитарные предприятия могут сами зарабатывать доходы, которые могут идти и на выплаты бюджетникам. Но даже если доходов не будет, зарплата зарплаты гарантирована бюджетами соответствующих уровней.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году
У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:
- В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
- В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
- В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.
Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.
Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.
Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).
Формула и примеры расчёта надбавки за выслугу лет
Как выплачивается выслуга лет, детально демонстрирует формула:
Надбавка за выслугу лет
=
«Голый» должностной оклад
*
Надбавочный процент от общего срока службы
+
Дополнительные «стажные» выплаты
*
Утверждённый районный или региональный коэффициент
Особенность расчёта надбавки заключается в установлении процента в зависимости от срока службы применительно к должностному окладу без включения дополнительных премиальных выплат. Автоматическое повышение показателя – следствие увеличения установленного оклада или очередное прохождение «стажного барьера».
Как рассчитывается стаж
Стаж нужен, чтобы замещать определенные группы должностей, для расчета ежемесячной надбавки к пособию по выслуге лет при гражданской службе, при расчете ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж и при назначении пенсии по выслуге лет.
Чтобы замещать определенные группы должностей, нужно иметь определенное количество стажа. Перечень требований указан в Указе Президента РФ №1131 от 27.09.2005 года. Стаж учитывается в зависимости от группы должности: высшей, главной, ведущей, старшей и младшей.
Стаж
Должность
Надбавка к пенсии также зависит от стажа. Она составляет от 10 до 30% в зависимости от количества отработанных лет :
- 1-5 лет – 10% за выслугу лет.
- 5-10 лет – 15%.
- 10-15 лет – 20%.
- Более 15 лет – 30%.
Дополнительный оплачиваемый отпуск государственным гражданским служащим считается исходя из 1 дополнительного календарного дня отпуска за каждый год работы. Для высших и главных должностей есть ограничения: совокупный размер основного и дополнительного ежегодного отпуска не должен превышать 45 дней. Для ведущих, старших и младших должностей порог составляет 40 календарных дней.
Надбавка за стаж в бюджетном учреждении: кому выплачивается
Порядок определения круга лиц, которые имеют право получения надбавки за бюджетный стаж, а также механизм начисления такой надбавки, регламентируется следующими законодательными актами:
- указ Президента №1532 от 19.11.2017 года определяет порядок исчисления стажа работы в бюджетном учреждении, а также утверждает перечень должностей, работа на которых засчитывается в «бюджетный» стаж;
- постановление Правительства №583 от 05.08.2008 года утверждает порядок начисления надбавка в качестве механизма реализации новой системы оплаты труда (НСОТ) работников бюджетных учреждений.
Согласно законодательным актам, для получения права на надбавку учитываются периоды, в течение которого сотрудник занимал или замещал должности:
- государственной гражданской службы;
- муниципальной службы;
- госорганов субъектов РФ;
- работников прокуратуры, Следственного комитета.
Также в «бюджетный» стаж включается:
- работа в сфере образования, здравоохранения, культуры;
- воинская служба;
- работа в органах МВД и Государственной противопожарной службе, а также учреждениях уголовно-исправительной системы.
От чего зависит размер надбавок?
Важно знать, что в каждом отдельно взятом случае надбавка по выслуге лет рассчитывается индивидуально.
Поэтому не стоит надеяться, что у коллеги она будет такой же, как у вас, ведь сама надбавка зависит от множества факторов, о которых речь пойдет ниже.
Данная надбавка всегда рассчитывается в процентном соотношении и зависит от ряда факторов, которые мы приведем в списке ниже:
- род занятности (военные, МВД, образовательные и медицинские учреждения и т.д.);
- трудовой стаж;
- выслуга лет на конкретной должности;
- оклад, который вы получали ранее и который получаете сейчас;
- региональные и районные надбавки (зависят от конкретной местности);
- надбавки в зависимости от учреждения (устанавливаются индивидуально для той или другой отрасли);
- в зависимости от условий указанных в трудовом и коллективном договоре;
- в зависимости от указанных выплатах в положении о поощрениях (премиальные) в конкретной организации;
- процентное соотношение по годам выслуги:
- выслуга до трех лет – 10% от оклада;
- выслуга от трех до пяти лет – 20% от оклада;
- выслуга более пяти лет – 30% от оклада;
В военной сфере процентное соотношение надбавки по годам выслуги несколько разниться от гражданской:
- от двух до пяти лет – 10%;
- от пяти до десяти лет – 15%;
- от десяти до пятнадцати лет – 20%;
- от пятнадцати до двадцати лет – 25%;
- от двадцати до двадцати пяти лет – 30%;
- от двадцати пяти лет и больше – 40%.
Выплаты компенсационного характера
Выплаты компенсационного характера устанавливаются на основе Перечня видов выплат компенсационного характера, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 N 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 г. N 11081) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера).
Порядок установления выплат компенсационного характера определяется в соответствии с Разъяснением о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.
В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера работникам могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
- повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия). Указанные в двух первых абзацах выплаты компенсационного характера (кроме процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и т.п.) при их применении образуют новый оклад, поэтому в данном параграфе не рассматриваются;
- доплата за совмещение профессий (должностей);
- доплата за расширение зон обслуживания;
- доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- повышенная оплата за работу в ночное время;
- повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
- оплата сверхурочной работы.
Процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
Выплата процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, районах, приравненных к районам Крайнего Севера (а также за работу в иных местностях с особыми климатическими условиями), предусмотрена ст. 317 ТК РФ. При этом оговорено, что выплата надбавок должна производиться в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Из этой нормы следует, что:
- во-первых, работодатель вправе самостоятельно устанавливать размер и условия выплаты надбавки (при этом размер надбавки не должен быть меньше, а условия выплаты не должны быть жестче, чем те, которые установлены законодательными и нормативными актами в отношении работников бюджетной сферы и иных отраслей, в которых оплата труда регулируется государством). В бюджетных учреждениях данное положение действует с определенными ограничениями: размер процентной надбавки может быть установлен вышестоящим органом федерального управления (при установлении порядка перехода на новые системы оплаты труда) в твердых размерах или в пределах от минимума до максимума;
- во-вторых, так как законодательные и нормативные акты, регулирующие данный вид выплат, после вступления в силу ТК РФ не принимались, следует руководствоваться нормами, установленными ранее, в том числе и в дорыночный период. Этот вывод следует из требований ст. 423 ТК РФ, которыми установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Основным нормативным актом в данной области трудового законодательства в настоящее время по-прежнему остается Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная Приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 N 2.
К данной группе выплат в настоящее время чаще всего относятся выплаты, осуществляемые в связи с присвоением работникам бюджетных учреждений различных степеней и званий.
Наиболее распространенной является надбавка за наличие ученой степени.
Размеры надбавок к должностным окладам (ставкам) за ученую степень научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлены п. 5 ст. 30 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В соответствии с упомянутой нормой научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
- 40% за должность доцента;
- 60% за должность профессора;
- 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;
- 7000 руб. за ученую степень доктора наук.
Обращаем внимание на то, что Письмом Минобрнауки России от 16.04.2007 N 03-760 разъяснено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 30) надбавки к должностным окладам за ученую степень устанавливаются только научно-педагогическим работникам высших учебных заведений.
Должности ректора, проректора, начальника учебного управления и заведующего аспирантурой не относятся к профессорско-преподавательскому составу, так как являются административными.
Доплаты за ученые степени лицам, занимающим данные штатные должности, устанавливаются только в том случае, если за ними закреплены часы преподавательской работы.
Одновременно сообщено, что доплаты за ученые степени устанавливаются преподавателям, имеющим ученые степени по профилю преподаваемой дисциплины.
В связи с переходом на новые условия оплаты труда бюджетные учреждения фактически получили право установления аналогичных надбавок работникам учреждения при наличии ученой степени, но не имеющим права на доплату за ученую степень.
Например, в лесном хозяйстве таким работникам устанавливается надбавка в размере 50% минимального оклада по соответствующим ПКГ (без учета повышающих коэффициентов).
При наличии у работника двух оснований (наличия почетного звания и ученой степени) надбавка к окладу устанавливается по одному из оснований по его выбору.
Порядок выплаты надбавок сотрудникам силовых ведомств отдельно урегулирован на уровне федерального законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 02.06.2006 N 343 «Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, таможенных органов РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, установлены следующие размеры аналогичных выплат:
- имеющим ученую степень кандидата наук — надбавка в размере 10% должностного оклада (оклада по воинской должности);
- имеющим ученую степень доктора наук — надбавка в размере 25% должностного оклада (оклада по воинской должности);
- имеющим ученое звание доцента — надбавка в размере 10% должностного оклада (оклада по воинской должности);
- имеющим ученое звание профессора — надбавка в размере 25% должностного оклада (оклада по воинской должности).
Указанные надбавки не устанавливаются сотрудникам и военнослужащим, которым выплачиваются надбавки за ученую степень кандидата наук либо доктора наук и (или) за должность доцента либо профессора в соответствии с Федеральными законами «О статусе военнослужащих» либо «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Надбавка за наличие присвоенных в установленном порядке званий может устанавливаться и выплачиваться в тех отраслях, где соответствующие надбавки предусмотрены. Например, в лесном хозяйстве могут быть установлены надбавки за специальные звания:
- «Лесничий II класса», «Помощник лесничего II класса», «Мастер леса II класса» — 15% к минимальному окладу по соответствующим ПКГ (без учета повышающих коэффициентов);
- «Лесничий I класса», «Помощник лесничего I класса», «Мастер леса I класса» — 25% к минимальному окладу по соответствующим ПКГ (без учета повышающих коэффициентов).
Надбавка за наличие почетного звания может выплачиваться работникам учреждений, которым в установленном порядке (как правило, Указом Президента РФ) присвоены почетные звания, например «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный деятель культуры Российской Федерации», «Заслуженный лесовод Российской Федерации» и.д.
Надбавка устанавливается в процентах минимального оклада по соответствующим ПКГ (без учета повышающих коэффициентов) или в твердой сумме.
При наличии у работника иных почетных званий надбавка устанавливается при условии соответствия почетного звания направлению профессиональной деятельности непосредственно по занимаемой должности.
При наличии у работника двух или более почетных званий надбавка устанавливается за одно почетное звание по его выбору.
В организациях культуры предусмотрена выплата премии за качество выполняемых работ — выплачивается работникам единовременно в размере до 5 окладов (должностных окладов) при:
- поощрении Президентом РФ, Правительством РФ, присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, награждении орденами и медалями Российской Федерации;
- награждении Почетной грамотой Министерства культуры РФ.
Кроме того, в учреждения культуры предусмотрена выплата стимулирующей надбавки. Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ устанавливается работникам, которым присвоена ученая степень, почетное звание по основному профилю профессиональной деятельности, а также за знание и использование в работе одного и более иностранных языков. Рекомендуемый размер:
- до 10% от оклада за ученую степень кандидата наук (с даты принятия решения ВАК России о выдаче диплома) или за почетное звание «Заслуженный»;
- до 20% от оклада за ученую степень доктора наук (с даты принятия решения ВАК России о выдаче диплома) или за почетное звание «Народный».
Надбавка за знание иностранных языков может выплачиваться работникам бюджетных учреждений, должностные обязанности которых предполагают использование знания иностранных языков.
Например, в учреждениях системы Минкульта России предусмотрено установление соответствующей надбавки в размере:
- до 15% от оклада за знание и использование в работе одного и более иностранных языков;
- до 25% от оклада за ученую степень кандидата наук (с даты принятия решения ВАК России о выдаче диплома) или за почетное звание «Заслуженный» при одновременном знании и использовании в работе одного и более иностранных языков;
- до 35% от оклада за ученую степень доктора наук (с даты принятия решения ВАК России о выдаче диплома) или за почетное звание «Народный» при одновременном знании и использовании в работе одного и более иностранных языков.
Для российских пенсионеров предусмотрены такие льготы за выслугу лет:
- Налоговые. Человек, который имеет выслугу лет, имеет право полностью освободиться от оплаты налога на имущество. Под действие льготы попадают квартиры, загородные дома, комнаты, гаражные помещения. Если в собственности гражданина находится сразу несколько жилищ либо хозпостроек, льготу можно оформить лишь на 1 объект.
- На медицинское обслуживание и лечение в санаториях, на курортах. Если у гражданина есть медицинские показания на прохождение курса лечения, он вправе бесплатно воспользоваться услугами ведомственных больниц. Там же ему предоставят медикаментозные препараты. Под действие льготы не попадают частные медцентры и аптечные пункты.
Льготы, касающиеся прохождения лечения в санаториях и на курортах, не означают, что гражданин полностью освобождается от оплаты путевки. Компенсируется лишь 75 процентов цены путевки. Кроме того, гражданину оплачивают проезд до места назначения и обратный билет.
- Медицинские для родственников. Льготу на медицинское обслуживание, лечение в больнице может использовать не только получатель пенсионного обеспечения, но и его родственники, к примеру, супруг/супруга, сын/дочь. При этом родственники должны проживать в одном доме с пенсионером, то есть являться членами его семьи.
- Транспортные. Пенсионерам, имеющим выслугу лет, на федеральном уровне транспортных льгот не предусмотрено. Однако множество субъектов РФ позволяют оформить льготу на бесплатное пользование общественным транспортом. Например, в Москве и Подмосковье пенсионеры не оплачивают проезд в городском и пригородном транспорте. В Петербурге получатели пенсионного обеспечения имеют право покупать билеты по сниженной цене.
- Жилищные. Пенсионеры, имеющие выслугу лет, вправе претендовать на улучшение жилищных условий, оформив единоразовую выплату. Она предоставляется тем, кто не владеет своей квартирой либо проживает в аварийном доме. Также выплата предоставляется тем, кто проживает в коммуналке либо в общежитии.
Прежде всего, льготы за выслугу лет получают военные пенсионеры, бывшие сотрудники Министерства внутренних дел.
Порядок и правила расчёта
- начисление и выплата прибавок за стаж производится ежемесячно
- исчисляется она исходя из должностного оклада сотрудника за фактически отработанное время
- при временном заместительстве прибавка начисляется исходя из основного ставки работника
- при возникновении у трудящегося права на повышение размера поощрения за стаж работы в течении календарного года, первая выплата начисляется за период, проработанный после права на получение процентного бонуса
- для работников, у которых в течение месяца появилось право на надбавку или ее повышение, общая сумма доплаты рассчитывается раздельно по соответствующим периодам. По такому же принципу начисляется сумма при изменении оклада в течение месяца.
Надбавка за выслугу лет выплачивается в период, установленный работодателем. Обычно, он составляет месяц. То есть вы получаете доплату к основному окладу. Однако некоторым предприятиям удобнее производить выплаты в качестве премии один раз в год. Коммерческие компании полностью имеют на это право. Но и в таком случае, начисление процентов за стаж должно производиться пропорционально отработанным периодам.
Основания для начисления доплаты
Надбавка за выслугу лет имеет цель стимулировать сотрудников к добросовестному исполнению обязанностей. Кроме того, таким образом законодатель стремится сократить текучесть кадров.
Работники, которые в течение многих лет трудятся на одном месте и обрели богатый опыт, получают более высокую заработную плату, чем те, кто приступил к исполнению рабочих обязанностей недавно. Это правило сохраняется даже в том случае, если производительность труда и квалификация сотрудников приблизительно одинаковые.
Величина доплаты не зависит от основной зарплаты. Ее начинают выплачивать при определенном периоде работы, а именно при стаже от 1 года. Если длительность работы меньше этого срока, дополнительные денежные средства не выплачиваются.
Надбавка к зарплате за стаж работы для военнослужащих также имеет свои особенности. В данном случае работает тот же самый принцип, что и для сотрудников МВД. Но отслужить в ВС нужно не меньше 2 лет в общем порядке. Однако если служба заключается в полетах на летательных аппаратах и участии в испытаниях, то 1 месяц приравнивается к 2 месяцам стажа.
С 2020 года порядок начисления надбавок несколько изменился и имеет следующий вид:
- При службе от полугода до 1 года доплата осуществляется в размере 5 %.
- При службе от 1 года до 5 лет она равна 10 %.
- При службе от 2 лет до 5 лет надбавка составляет 25 %.
- При службе от 5 лет до 10 лет – 40 %.
- При службе от 10 лет до 15 лет – 45 %.
- При службе от 15 лет до 20 лет – 50 %.
- При службе от 20 лет до 22 лет – 55 %.
- При службе от 22 лет до 25 лет – 65 %.
- При службе более 25 лет – 70 %. Это максимальный размер надбавки, предусмотренной законодательством.
Кроме того, продолжая находиться на службе свыше 25 лет, военнослужащий дополнительно получает 25 % от оклада вместо пенсии, которую бы он получал за выслугу лет.