Искусствоведческая экспертиза (культурологическая экспертиза)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Искусствоведческая экспертиза (культурологическая экспертиза)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С помощью искусствоведческой экспертизы определяется культурная или историческая ценность различных объектов. Спектр объектов очень широк. Искусствоведческая экспертиза исследует картины, скульптуры, тексты, оружие, музыкальные произведения – это лишь малая часть объектов, которые могут иметь как культурное, так и историческое значение. Подобная экспертиза также проводится в отношении предметов, не имеющих художественной ценности, зато представляющих собой историческую редкость – монеты, открытки, марки. Это может быть любой предмет, характеризующий ту или иную историческую эпоху.
Задачи, которые решает искусствоведческая экспертиза
Задачи искусствоведческой экспертизы многообразны и зависят от объекта исследования, области, в которой проводится экспертиза, дела (уголовного или гражданского), в рамках которого она проводится и других факторов.
Различают два вида экспертиз: атрибуция и, собственно, искусствоведческая экспертиза. Цель атрибуции – исследовать объект, установить его характеристики, классифицировать и определить стоимость.
Цель экспертизы – установить подлинность объекта – то есть понять, соответствует ли он заявленному набору характеристик. Часто целью экспертизы становится подтверждение или опровержение результатов атрибуции.
Задачи искусствоведческой экспертизы:
- Установление культурно-исторической ценности объекта.
- Классификация объекта – к какому виду искусства или ремесла он относится, начиная от глобальных различий типа: картина или оружие, заканчивая детальной классификацией, в которую может входить жанр, эпоха, место изготовления, принадлежность к той или иной школе.
- Определение материалов, из которых изготовлен объект.
- Определение состояния объекта, его сохранность, наличие или отсутствие дефектов.
- Определение времени изготовления объекта – от эпохи до конкретного года.
- Установление авторства. Данный вопрос ставится в двух случаях: автор неизвестен и необходимо его идентифицировать; автор известен предположительно, и необходимо установить, на самом ли деле объект выполнен его рукой.
- Определение места изготовления.
- Определение степени уникальности объекта.
- Определение оригинальности объекта – является он оригиналом или копией.
- Установление наличия переделок или реставрационных работ.
- Определение стоимости объекта.
- Установление подлинности объекта.
- Определение принадлежности объекта к порнографической либо эротической продукции.
Искусствоведческая экспертиза проводится в рамках как уголовных, так и гражданских судебных дел. К уголовным относятся хищение, контрабанда, нарушение авторских прав, различные виды мошенничества – например, торговля поддельными предметами искусства. К гражданским – наследственные споры, раздел имущества. Также подобная экспертиза может быть проведена по желанию хозяина исследуемого объекта, с целью установления его подлинности, ценности, эпохи и других интересующих заказчика вещей.
Особое место среди искусствоведческих экспертиз занимает исследование материалов на предмет порнографии – это также относится к уголовному судопроизводству. Распространение порнографических объектов преследуется по закону, однако их изготовители и владельцы пытаются обойти закон, выдавая порнографию за эротику. Чтобы разрешить спорную ситуацию, проводится искусствоведческая экспертиза.
Большинство судебных искусствоведческих экспертиз носят комплексный характер, что обусловлено интегративным характером стоящих перед экспертом задач. Во многих случаях эксперту-культурологу приходится исследовать материалы художественного изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, переделки, реставрации). Не каждый даже крупный музей и не каждая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических измерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.
НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит весь спектр историко-культурологических и искусствоведческих экспертиз без привлечения сторонних экспертов, в чем наше основное отличие от абсолютного большинства экспертных организаций страны, пытающихся проводить сложнейшие судебные искусствоведческие экспертизы. Наш профиль: искусствоведческая экспертиза картин, икон, книг, скульптур, ювелирных изделий, искусствоведческая экспертиза порнографии.
Историко-культурная экспертиза
Трудно переоценить сегодняшнее значение такого исследования, как историко-культурная экспертиза. Для многих музеев и частных коллекций бывает очень важно с максимальной точностью определить подлинность тех или иных культурно-исторических объектов, детали их происхождения и производства. Далее исследуется состояние объектов культуры, и назначается тот или иной прогноз в отношении того, как оно может развиваться в дальнейшем. На основании этих сведений принимаются решения о необходимости тех или иных реставрационных действий в отношении исследуемых объектов.
Культурологическая экспертиза
Сегодня в обязанности культурологической экспертизы входит большое количество самых разнообразных исследований. Например, экспертиза архитектурных или градостроительных произведений – как объектов культуры. Но это только одна из многих, хотя и очень сложная, часть этого общего направления экспертных исследований. Вообще культурологическая экспертиза является одним из крупнейших классов экспертных работ, который объединяет в себе множество различных областей.
Все статьи по теме «Искусствоведческая экспертиза» >>
Виды и порядок проведения искусствоведческих экспертиз
Искусствоведческое исследование проводится для установки подлинности предметов искусства в рамках культурного и национального наследия. В ее рамках также оценивается состояние объекта, необходимость его реставрации. Перечень задач искусствоведческого исследования включает:
- Установление имени автора;
- Определение ценности объекта исследования;
- Установление подлинной стоимости объекта экспертизы;
- Определение возраста исследуемой вещи;
- Экспертиза живописи помогает определить наличие подделки и подлог оригинала картины;
- Религиоведческое исследование проводится при судебном расследовании уголовных дел о разжигании межнациональной розни, оскорблений национального характера;
Для поиска требуемых ответов используют различные методы исследования. Химико-технологический способ является наиболее распространенным среди экспертов. С его помощью можно определить состав материала, сроки изготовления исследуемого объекта. В разные эпохи использовали разные материалы, их соотношение, поэтому возраст объекта устанавливают именно этим способом. Также метод позволяет установить авторство по соотношению и типу применяемых материалов, типичных для конкретного деятеля искусства.
Химико-технологический метод включает в себя использование следующих анализов:
- Рентгено-флуорисцентного;
- Ультрафиолетового;
- Микрохимического;
- Микроскопического.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМО ПРОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ?
В рамках уголовных и гражданских дел, связанных с хищениями антиквариата и произведений искусства, контрабандой, мошенничеством, нарушением авторских прав, повреждением или уничтожением памятников культуры и истории, распространением порнографических материалов, а также в других ситуациях, требующих участия специалиста культуролога, проведение культурологической экспертизы необходимо для:
- установления культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.;
- выявления отдельных свойств предметов искусства (стиля, жанра, времени создания, подлинности и др.);
- установления наличия или отсутствия признаков порнографии в кинематографической продукции, видеоматериалах, изображениях и т.д.;
- установления авторства предметов искусства;
- установления наличия или отсутствия признаков авторского произведения (творческого характера, оригинальности);
- установления сходства или тождества двух противопоставленных объектов (изобразительных, музыкальных и др. произведений);
- выявления функций изобразительных, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и других видах коммуникации;
- решения других экспертных задач.
В зависимости от объектов и целей исследования перед экспертом будут поставлены соответствующие вопросы. Примеры некоторых из них:
- Является ли объект предметом искусства, имеет ли он культурную ценность?
- Какова историческая ценность изделия, представленного на экспертизу?
- Является ли исследуемый объект раритетом, представляющим конкретную научную ценность?
- К какому виду искусства или ремесла относится объект?
- В каком состоянии находится объект, имеются ли у него дефекты?
- В какое время, в какой стране, из какого материала изготовлен объект?
- Кто автор произведения?
- Уникален ли данный объект — то есть существует в единственном экземпляре или имеются другие аналогичные объекты?
- Объект является оригиналом или копией?
- Подвергался ли объект переделке и реставрации, какими методами, насколько это повлияло на его состояние, сохранился ли изначальный смысл?
- Какова стоимость объекта в настоящее время?
- Какова материальная стоимость ущерба в результате повреждения данного художественного произведения?
- Какова стоимость реставрации предоставленного на исследование художественного изделия?
- Использовались ли для изготовления картины современные средства и способы нанесения изображений?
- Являются ли материалы порнографическими или эротическими?
- Какова идейная направленность произведения, содержит ли представленный на исследование объект пропаганду насилия или жестокости?
В каких ситуациях необходимо проведение искусствоведческой экспертизы
Учитывая большое количество объектов, подлежащих изучению экспертом, ситуации, когда возникает необходимость в проведении искусствоведческой экспертизы, достаточно разнообразны.
Инициатором проведения экспертизы может быть частное лицо, коллекционер, в этом случае экспертиза помогает убедиться в ценности предмета искусства. Также инициатором могут выступать государственные органы, в том числе, в лице правоохранительных органов, творческие объединения, музеи, архивы. В этом случае экспертиза помогает выявить факты хищений, фальсификаций, мошенничеств.
В любом случае искусствоведческая экспертиза помогает установить подлинность объекта исследования, его стоимость, время и способы изготовления. В связи со специфичностью объекта исследования зачастую ситуации, когда возникает необходимость в проведении искусствоведческой экспертизы, вызывает большой общественный резонанс государственного, а иногда и мирового масштаба.
Имеются отдельные случаи, когда возникает потребность в назначении искусствоведческой экспертизы. Речь идет о необходимости признать объект исследования исторической либо культурной ценностью. В этом случае предмет либо иной результат творческой работы мастера получает особый статус, в том числе в правовом плане с соответствующими последствиями, которыми являются как мировая признательность, так и особый режим защиты и оберегания.
Предметы, имеющие статус культурного и исторического наследия, в связи с большим возрастом зачастую требуют реновации и реставрации. В таком случае искусствоведческая экспертиза помогает избрать способ и вид требуемых работ.
Какие методы применяются
В процессе искусствоведческой экспертизы применяются разные методы, основные из них:
- Химико-технологический, который предназначается для установления состава, используемого при изготовлении изделия. Данный метод дает возможность определить период создания предмета искусства, автора, так как каждому из них присуще применение определенных материалов, техники обработки.
- Цифровое исследование, направленное на исследование почерка автора, специфику лепки и пр.
- Графологический метод, необходимый в вопросе установления автора текста, картины. При использовании данного метода изучаются подписи, например, на полотнах.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
Множество искусствоведческих экспертиз весьма обширно. Вследствие чего была произведена классификация исследований в зависимости от их целей и классов анализируемых объектов. Все проводимые искусствоведческие экспертизы разделяются по следующим направлениям:
- Искусствоведческая экспертиза. Исследования данного направления, в свою очередь, делятся на атрибуцию произведения искусства и непосредственно искусствоведческие исследования. Атрибуция исследует произведение искусства, устанавливает автора и различные характеристики, выполняет классификационную работу и исчисляет актуальную рыночную стоимость объекта. Экспертиза же направлена на определение подлинности исследуемого произведения искусства. В отдельных случаях результаты искусствоведческой экспертизы могут подтвердить или опровергнуть полученные в результате осуществленной атрибуции результаты. Подлинность произведения искусства в плане ценообразования зачастую значительно преобладает над его художественной ценностью.
- Историко-культурная экспертиза. Данное исследование определяет статус объекта культурного наследия, его результаты позволяют включить культурный объект в перечень объектов культурного наследия или же вычеркнуть из него. Исследование также анализирует проекты организации зон культурного наследия. Вопрос включения объекта в реестр решается по результатам данной экспертизы. Исследование производится по инициативе заказчика (частного или юридического лица), органов местного самоуправления или государственных институтов.
- Культурологическая экспертиза. Все виды данной группы искусствоведческих экспертиз предназначены для определения особых качеств, характерных свойств и функций культурных объектов. В эту группу входят широко обсуждаемые в прессе, различных социальных группах и экспертных сообществах исследования, как, например, экспертиза порнографии. К этой группе также относятся исследования по выявлению признаков плагиата в произведении и по установлению авторского характера исследуемого произведения.
Необходимость осуществления того или иного вида искусствоведческих экспертиз можно определить в ходе предварительной консультации со специалистом в данной области.
Культурологическая экспертиза как комплекс
Это совокупность историко-культурной, искусствоведческой и культурной экспертиз.
Историко-культурная устанавливает принадлежность предмета к конкретной исторической эпохе, определяет его научную ценность.
Искусствоведческая изучает объекты творчества, тексты, вооружение, монеты, иные предметы, имеющие отношение к культуре и истории.
Культурная исследует произведения прикладного, музыкального, садово-паркового, изобразительного искусств, градостроительные, архитектурные формы, кино, фото, видео, рекламно-электронную продукцию.
Обратите внимание: Культурная и культурологическая — один и тот же вид анализа.
ВАЖНО: В Ст. 30, 28 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ и Постановлении Правительства РФ от 15.06.2009 года № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» говорится, в чем отличие между культурологической и историко-культурной.
- Имеет ли объект культурную ценность, то есть является ли предметом искусства?
- Имеет ли объект историческую ценность?
- К какому виду искусства или ремесла относится объект?
- Из какого материала изготовлен объект?
- В каком состоянии находится объект, имеются ли у него дефекты?
- Из каких материалов изготовлен объект?
- В какое время изготовлен объект?
- Кто автор объекта?
- Где был изготовлен этот объект?
- Уникален ли данный объект – то есть существует в единственном экземпляре или имеются другие аналогичные объекты?
- Объект является оригиналом или копией?
- Подвергался ли объект переделке, реставрации, если да – какие его части доделывались или реставрировались, насколько это повлияло на его состояние, сохранился ли изначальный смысл?
- Какова стоимость объекта на современном рынке?
- Является ли объект подлинным – то есть тем, за что его выдают? Это относится к авторству, возрасту, тематике и т.д.
- Относится ли данный объект к порнографии или является эротической продукцией?
Итог экспертизы — это заключение эксперта по поставленным перед ним вопросам. После проведения исследования эксперт готовит заключение. Оно состоит из трех обязательных частей (вводная часть, исследование с описанием методик и хода работ, выводы), к заключению прилагаются фотографии, таблицы этапов исследования. Заключение заверяется подписью эксперта и штампом экспертного учреждения.
Экспертное заключение, выполненное в Научно-исследовательском институте экспертиз, соответствует требованиям Федерального закона N 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». К заключению прилагаются копии документов о квалификации эксперта, а также копии документов об аккредитации Научно-исследовательского института экспертиз.
Наши заключения соответствуют законодательству РФ и принимаются судами и правоохранительными органами. Деятельность Научно-исследовательского института экспертиз застрахована.
Для проведения искусствоведческой экспертизы при определении подлинности произведения, авторства, ценности объекта наиболее часто применяют следующие методы исследования:
1) Химикто-технологический анализ
2) Компьютерный анализ.
3) Почерковедческий анализ.
Химико-технологический анализ является самым распространенным и включает в себя следующие виды: микроскопический, ультрафиолетовый, рентгенофлуорисцентный, микрохимический. С помощью этого метода эксперты определяют состав предмета, что в первую очередь помогает выяснить время создания исследуемой вещи, так как для каждой эпохи характерны свои материалы и техники.
Компьютерный анализ позволяет определить структуру мазков, почерка, особенности лепки. Этот метод используют, чтобы установить, кто из мастеров является автором изучаемого объекта.
Почерковедческий анализ также используется для установления автора. Чаще всего этот метод применяется при изучении подписей на картинах.
Профессия «судебный эксперт»
♦ Профессия судебного эксперта несмотря на кажущуюся новизну и неосвещённость с точки зрения востребованности профессии вошла в список профессий достаточно давно.
♦ Профессия судебного эксперта берет свое начало во времена правления византийского императора Юстиниана, а именно в 5-6 веке нашей эры, когда в судах начали проводить исследования почерка. В России с XV века применялись методы, направленные на сравнение рукописей в судебных целях. Сначала эта работа поручалась преподавателям или секретарям присутственных мест, позже ею стали заниматься графологи.
♦ Что касается судебно-медицинских экспертиз, то тут начало было положено лишь в XVIII веке, после принятия Петром I Воинского устава, именно тогда к судебной экспертизе начали привлекать медиков.
♦ А спустя некоторое время в судебных расследованиях начали принимать участие и другие специалисты, знания которых могли бы помочь расследованию и принятию решения по делу, рассматриваемому в суде.
♦ Данный обзор очень интересен, так как позволяет нам понять, насколько важно было людям ориентироваться на мнение знающих и компетентных в своей области людей уже в те времена.