Должностные обязанности механика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные обязанности механика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку машины сопровождают человека повсеместно, хороший механик никогда без работы не останется: молодые специалисты зачастую устраиваются на работу, еще даже не получив диплом, в ходе производственной практики. А вот заработок может быть и не самым высоким, особенно в удаленных от центра регионах. Обычно выпускник ссуза получает 30–35 тысяч рублей, хотя в Москве и Санкт-Петербурге зарплаты, разумеется, иные. Проблема в том, что без высшего образования возможности для карьерного роста у механика невелики. На предприятии он может вырасти, например, до старшего смены, но отсутствие инженерного образования станет непреодолимой преградой для дальнейшего развития. Поэтому тем, кто рассчитывает подняться по карьерной лестнице, диплом вуза просто необходим. Он позволит стать начальником отдела, цеха и со временем даже возглавить целое предприятие.
Служебные обязанности механика
Профстандарт для этой должности пока не разработан, но общее понятие дает и ЕКС. Среди них выделяют:
- обеспечение бесперебойной работы вверенного оборудования и механизмов;
- проведение плановых и внеплановых ремонтов;
- подбор, учет и закупка запасных частей и расходных материалов;
- реконструкция и модернизация оборудования, приемка и установка нового.
Конкретный функционал определяется с учетом специфики отрасли и предприятия. Если должностные обязанности механика цеха на производстве мало отличаются от стандартных, описанных в ЕКС:
- обеспечение надежной работы оборудования цеха;
- подготовка планов проверки, ремонта, замены оборудования;
- осуществление плановых текущих и капитальных ремонтов;
- устранение аварийных ситуаций, —
то должностные обязанности механика по автотранспорту на предприятии другие:
- профилактический осмотр транспорта;
- организация правильной эксплуатации автомобилей;
- организация и контроль за ходом и правильностью ремонта машин, их узлов и агрегатов;
- формирование заявок на покупку запчастей, расходных материалов, топлива и ГСМ;
- сокращение числа ремонтов, простоек, поломок и ДТП.
В дополнение к изложенным должностные обязанности механика по выпуску автотранспорта включают:
- выпуск подвижного состава на линию и приемку его по окончанию работ;
- контроль технического состояния выпускаемых транспортных средств, определение неисправностей;
- контроль наличия и правильности заполнения путевых листов, иных документов водителя и автомобиля;
- проведение инструктажей водителей: предрейсовых, внеплановых;
- участие в расследовании причин ДТП;
- учет топлива;
- контроль прохождения водителями предрейсовых медицинских осмотров.
Особняком среди подобных работников стоит инженер-механик. Такой специалист обладает более обширными знаниями в области эксплуатации, ремонта, проектирования различных механизмов, и функции его отличаются. Стандартные обязанности инженера-механика на производстве, исходя из ЕТКС, включают:
- руководство и контроль работы служб, осуществляющих закупку, установку, эксплуатацию и ликвидацию поломок различной техники и механизмов;
- разработку мероприятий по оптимизации работы в этой области с целью снижения временных и финансовых затрат, предупреждение простоев и аварийных ситуаций;
- разработку и внедрение технических условий и стандартов по эксплуатации оборудования;
- оценку предложений по модернизации оборудования и их внедрение.
Механик имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
4.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями этих подразделений, если нет — то с разрешения руководителя предприятия).
4.5. Требовать от руководителя предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Должностные обязанности инженера-механика
- Осуществлять контроль качества работы оборудования и транспортных средств, находящихся в распоряжении организации.
- Проводить анализ эффективности работы оборудования. По результатам исследования составить план по улучшению его производительности, который необходимо согласовать с главным инженером.
- Составлять заявку на необходимые комплектующие для ремонта техники или её приобретения.
- Один раз в 2–3 месяца проводить проверку того, насколько правильно эксплуатируется техника, находящаяся под его ответственностью.
- Предоставлять ежемесячно отчёты о проделанной работе и плановых проверках главному инженеру.
- Должен вносить предложения и рекомендации по улучшению производительности в посменном виде с предоставлением фактов, чертежей и схем.
Стоит отметить, что ответственность за поломку оборудования и простаивание производства отвечает инженер-механик. Обязанности сотрудника, занимающего эту должность, заключаются в том, чтобы предотвратить этот инцидент.
Главный механик является специалистом, отвечающим за эксплуатацию оборудования на производстве. Он принадлежит к категории руководителей. В его задачи входит организация, контроль выполнения работ и мер, необходимых для поддержания оборудования в рабочем состоянии, проведение своевременных ремонтов и правильной эксплуатации.
Функциональные обязанности в должностной инструкции главного механика предприятия и обычного специалиста отличаются.
Главный механик руководит вверенными подразделениями, службами. Он согласовывает совместные работы с подрядными и смежными организациями, осуществляющими ремонтные работы, своевременно обеспечивает их необходимой технической документацией, участвует в составлении перечня оборудования, требующего капитального ремонта.
Главный механик проводит контроль:
- качества выполняемых работ, рационального использования материалов, оборудования, условий хранения;
- проверок и предоставления органам государственного технического надзора подъемных механизмов и иных объектов;
- внесения изменений в документы на оборудование.
Главный механик участвует в:
- изучении причин выхода из строя, повышенного износа оборудования, его простоев;
- выявлении причин аварий, сбоев, разработке и внедрении мероприятий по их предупреждению, ликвидации;
- составлении заявок на приобретение оборудования.
1.1. Механик относится к категории специалистов. Назначается на должность и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению [руководителя соответствующего структурного подразделения или иного должностного лица].
1.2. Механик в своей работе подчиняется непосредственно [руководителю соответствующего структурного подразделения или иному должностному лицу].
1.3. На должность механика назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее [значение] лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее [значение] лет.
1.4. Во время отсутствия механика (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, который несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
1.5. В своей деятельности механик руководствуется:
— нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
— уставом предприятия;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);
— настоящей должностной инструкцией.
Механик имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
4.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями этих подразделений, если нет — то с разрешения руководителя предприятия).
4.5. Требовать от руководителя предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Основные положения инструкции
Механик по выпуску автотранспорта относится к категории специалистов. В должностной иерархии подчиняется главному инженеру, главному механику и директору автопарка. Поиском подходящего кандидата на должность и его тестированием обычно занимается главный инженер или главный механик. После того как претендент выбран, он согласовывает его кандидатуру с руководителем организации. Руководитель, в свою очередь, принимает кандидата на должность в соответствии с требованиями кадрового делопроизводства.
Все остальные процедуры, касающиеся данного работника (перемещение, увольнение, премирование и штрафы) визируются руководителем по предложению главного инженера или главного механика.
Правила составления должностной инструкции
Должностная инструкция не подразумевает строгих правил оформления. Ее составители руководствуются спецификой конкретного предприятия и разрабатывают пункты самостоятельно. Поэтому инструкции сотрудников, которые занимают одну и ту же должность в разных компаниях, могут различаться. Причина заключается в том, что организация предъявляют различные требования к соискателям, исходя из своего профиля.
Созданием должностной инструкции занимаются следующие должностные лица:
- специалист отдела по работе с персоналом;
- HR-специалист;
- сотрудник отдела кадров.
Должностная инструкция распечатывается в одном экземпляре и предоставляется сотруднику. Если на производстве несколько автомехаников, то каждому из них выдается данный документ. Инструкция обретает юридическую силу, когда на нее помещаются три подписи:
- от сотрудника, для которого документ составлен;
- от сотрудника, ответственного за ознакомление коллеги с инструкцией;
- от генерального директора предприятия.
В Вашем случае речь идет о выполнении 2 разных трудовых функций – механика и контролера технического состояния автотранспортных средств. К ним предъявляются разные требования.
На механика можно возложить дополнительные обязанности по допуску АТС на линию при наличии необходимой квалификации, с его письменного на то согласия и с установлением доплаты по соглашению сторон.
Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации должно быть назначено отдельное должностное лицо – контролер технического состояния автотранспортных средств. Такая должность должна быть обязательно предусмотрена в штатном расписании организации. Это следует из пункта 4 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, а также подпункта 3 пункта 6, пункта 28 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, и подпункта 2.5 пункта 2 перечня, утвержденного приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, пункта 16.1 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.
Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают аттестационные листы. Это предусмотрено приказом Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11.
Квалификационные требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств установлены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287.
Так, специалист, претендующий на такую должность, должен отвечать одному из следующих требований:
Вместе с тем, трудовую функцию контролера технического состояния автотранспортных средств может исполнять в порядке совмещения и другой сотрудник, который отвечает квалификационным требованиям и прошел аттестацию, в том числе механик (ст. 60 ТК РФ).
Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?
7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер).
Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником — контролером.
Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 14.3):
Образование | Специальность | Дополнительные требования |
среднее профессиональное | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — |
не ниже среднего профессионального | по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года |
не ниже среднего профессионального | любая специальность | диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств |
Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.
Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.
Как составить: общие положения
В первом разделе инструкции традиционно прописывается:
- категория работников, в которой принадлежит механик (категория специалистов);
- порядок назначения на должность и увольнения (в соответствии с ТК РФ приказом директора по представлению начальника производства/главного механика);
- порядок подчинения (директору предприятия/начальнику производства/главному механику или замещающим их лицам);
- квалификационные требования к сотруднику (средне-специальное или высшее образование и опыт работы на аналогичной должности).
Отдельным пунктом следует прописать порядок замещения механика – на время его отсутствия все должностные обязанности и зона ответственности переходят другому уполномоченному лицу, назначенному директором предприятия.
Для успешной работы механику необходимо знание:
- методических, нормативных материалов, связанных с организацией обслуживания и ремонта оборудования;
- технологий изготовления выпускаемой продукции;
- организации ремонтной службы;
- технических характеристик, производственных мощностей, конструктивных особенностей оборудования;
- правил эксплуатации оборудования, его режимов работы и назначения; способов монтажа, ремонта и технологии ремонтных работ;
- нормативов оформления дефектных ведомостей,паспортов, инструкций по эксплуатации оборудования и другой техдокументации;
- порядка приема и сдачи приборов/механизмов после ремонта;
- положений по рациональной организации работы во время ремонта, модернизации, эксплуатации и ремонтного обеспечения оборудования;
- основ организации производства, управления и труда;
- основ законодательства в области охраны окружающей среды, ТК РФ и норм охраны труда.
Руководствоваться в своей профессиональной деятельности механик должен:
- действующим законодательством РФ;
- собственным трудовым договором и должностной инструкцией;
- нормативной и методической документацией, касающейся выполняемой работы;
- Уставом предприятия;
- правилами трудового распорядка, пожарной защиты, охраны труда;
- приказами и распоряжениями руководства.
Предмет механики и её разделы
По поводу предмета механики уместно сослаться на слова авторитетного учёного-механика С. М. Тарга из введения к 4-му изданию его широко известного учебника[2] теоретической механики: «Механикой в широком смысле этого слова называется наука, посвящённая решению любых задач, связанных с изучением движения или равновесия тех или иных материальных тел и происходящих при этом взаимодействий между телами. Теоретическая механика представляет собою часть механики, в которой изучаются общие законы
движения и взаимодействия материальных тел, то есть те законы, которые, например, справедливы и для движения Земли вокруг Солнца, и для полёта ракеты или артиллерийского снаряда и т. п. Другую часть механики составляют различные общие и специальные технические дисциплины, посвящённые проектированию и расчёту всевозможных конкретных сооружений, двигателей, механизмов и машин или их частей (деталей)»[3].
В приведённом высказывании упущен из виду тот факт, что изучением общих законов движения и взаимодействия материальных тел занимается также и механика сплошных сред (или механика сплошной среды
) — обширная часть механики, посвящённая движению газообразных, жидких и твёрдых деформируемых тел. В этой связи академик Л. И. Седов о[4].
Таким образом, по предмету изучения механика подразделяется на:
- теоретическую механику;
- механику сплошных сред;
- специальные механические дисциплины: теорию механизмов и машин, сопротивление материалов, гидравлику, механику грунтов и др.
Другой важнейший признак, используемый при подразделении механики на отдельные разделы, основан на тех представлениях о свойствах пространства, времени и материи, на которые опирается та или иная конкретная механическая теория. По данному признаку в рамках механики выделяют такие разделы:
- классическая механика;
- релятивистская механика;
- квантовая механика.
описание, где учиться, необходимые качества
Авиационный механик (авиационный техник-механик, авиамеханик) — специалист по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов и авиационных двигателей.
Авиационный механик – специалист по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов и авиационных двигателей. Его главная обязанность – поддержание самолётов и вертолётов в состоянии лётной годности. Он выявляет и устраняет неисправности, проводя мелкий текущий ремонт.
Авиамеханики работают в трех основных направлениях: — авиационная электроника, двигатели и системы управления полетом; — системы кондиционирования и гидравлики; — остальные системы (в частности, система удаления отходов).
Поэтому авиационный механик – это название целой группы специальностей.
Авиамеханики в гражданской авиации — Авиационный механик (техник) по планеру и двигателям — Авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию — Авиационный механик (техник) по радиооборудованию.
Авиамеханики в вооруженных силах (ВВС) — Авиационный механик по эксплуатации и ремонту планера и двигательных установок летательных аппаратов; — Авиационный механик по эксплуатации и ремонту авиационного вооружения; — Авиационный механик по эксплуатации и ремонту радиотехнического, радиоэлектронного, радиосвязного и противолодочного поисково-прицельного оборудования; — Авиационный механик по эксплуатации и ремонту авиационного оборудования.
Авиамеханики работают в аэропортах и ремонтных мастерских. Рабочим местом автомеханика может быть как ангар, так и лётное поле.
Должностные обязанности механика цеха
Механик цеха:
1. Обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования.
2. Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха.
3. Организует подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации.
Должностная инструкция главного механика автотранспорта
Функции механика тесно связаны с эксплуатацией автотранспорта. Наличие такого автотранспорта и обуславливает создание должности механика.
Данный документ определяет полномочия специалиста и его функциональные обязанности. Инструкция состоит из нескольких логически взаимосвязанных блоков. В основном, при создании документов указанного вида, используется следующая структура:
первыми описываются общие положения. Данная часть включает основные требования, которые предъявляются в работникам;
- обязанности. Это самая главная часть. В ней указываются функции сотрудника и подробно прописывается то, чем он должен заниматься в своей ежедневной деятельности;
- права. Как правило, это стандартные права, которые примерно одинаковы как для механиков, так и для прочего технического персонала;
- ответственность. Это важная часть документа, в которой устанавливается обязанность сотрудника возместить нанесенный компании вред, а также строго соблюдать внутренних распорядок.
Формирование каждой части документа осуществляется работодателем. Он вправе включать любые положения, которые считает целесообразными.
График работы и право подписи
График работы сотрудника определяется исходя из Правил работы компании.
Если есть необходимость, механик отправляется в командировки, этот пункт содержит должностная инструкция главного механика. В этой же инструкции есть пункт, согласно которого работнику может быть выделен служебный транспорт для осуществления своего функционала и решения вопросов, требующих оперативности.
В документе также может быть указано, что работник обладает правом подписи необходимых документов, которые касаются вопросов выполнения его прямых функций.
1. Общие положения
1.1. Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) относится к категории специалистов.
1.2. Механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению заместителя руководителя организации по эксплуатации (главного инженера, начальника автомобильной колонны, иного должностного лица).
1.3. На должность механика автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) назначается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на автомобильном транспорте не менее 5 лет.
1.4. В своей деятельности механик автомобильной колонны (гаража, автотранспортной организации) руководствуется:
Нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами, касающимися технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта;
Уставом организации;
Приказами, распоряжениями руководителя организации;
Настоящей должностной инструкцией.