Техосмотр-2022: что на самом деле изменилось для водителей?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр-2022: что на самом деле изменилось для водителей?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, просроченный техосмотр выявляют сотрудники дорожной полиции во время проверки документов водителя автотранспортного средства на дороге. Поскольку этот факт является нарушением действующих правил дорожного движения, водителя привлекают к ответственности по статье 12 части 2 КоАП РФ.

Кого смогут оштрафовать за отсутствие ТО

Техосмотр останется обязательным в нескольких ситуациях. Для автомобилистов, чье транспортное средство подлежит обязательному техосмотру, и не получивших диагностическую карту, предусмотрен штраф.

Диагностическую карту придется получать:

  • в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
  • для такси, автобусов и грузовиков.

Обновление штрафов для организаций, занимающихся техосмотром, с 1 марта 2021 года

Рассмотрим штрафы для организаций, занимающихся проведением техосмотра, в виде таблицы (статья 14.41 КоАП):

Нарушение Было Стало
1. Осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств ДЛ*: 10 000 — 15 000 рублей
ЮЛ*: 50 000 — 100 000 рублей
ДЛ: 30 000 — 50 000 рублей
ЮЛ: 200 000 — 300 000 рублей
11. Нарушение порядка ведения реестра операторов технического осмотра ДЛ: 20 000 — 30 000 рублей
ЮЛ: 100 000 — 200 000 рублей
3. Оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств ЮЛ: 100 000 — 300 000 рублей Гр*: 5 000 — 10 000 рублей
ДЛ: 30 000 — 50 000 рублей
ЮЛ: 200 000 — 300 000 рублей
4. Передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился ЮЛ: 100 000 — 300 000 рублей Гр: 5 000 — 10 000 рублей
ДЛ: 30 000 — 50 000 рублей
ЮЛ: 200 000 — 300 000 рублей
5. Осуществление при проведении технического осмотра транспортных средств технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии Гр: 1 000 — 3 000 рублей
ДЛ: 3 000 — 5 000 рублей
ЮЛ: 10 000 — 20 000 рублей
6. Осуществление деятельности по проведению технического осмотра лицом, не аккредитованным в установленном порядке на право проведения технического осмотра, лицом, действие аттестата аккредитации которого на дату проведения технического осмотра было приостановлено, либо лицом, которое в соответствии с установленной для данного пункта технического осмотра областью аккредитации не вправе проводить технический осмотр данной категории транспортных средств, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния ДЛ: 30 000 — 50 000 рублей
ЮЛ: 100 000 — 300 000 рублей
7. Повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3 — 6 настоящей статьи Гр: 10 000 — 20 000 рублей
ДЛ: дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
ЮЛ: 300 000 — 500 000 рублей

Почему техосмотр актуален сегодня

Требования законодателя о проведении обязательного технического осмотра (диагностики технического состояния) автотранспорта – вынужденная мера. Она связана со значительным количеством дорожно-транспортных происшествий с тяжёлыми или летальными последствиями, предотвратить которые не удалось именно из-за технической возможности.

В СССР контроль пассажирского и грузового автотранспорта проводился под государственным контролем. Сегодня перевозчики – частные компании, которые экономят свои средства на качественном ремонте вышедшей из строя техники, ежедневном контроле при выпуске автотранспорта на линию.

В связи с этим предусмотрено обязательное прохождение полугодичного осмотра для следующих видов автотранспорта:

  • используемого в качестве такси;
  • пассажирских автобусов;
  • автотранспорта с количеством посадочных мест пассажиров более восьми (исключая место водителя);
  • грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов.
Читайте также:  Как рассчитать земельный налог в 2023 году

Ежегодно владельцы обязаны предоставлять на диагностическое исследование легковые автомобили, срок эксплуатации у которых более семи лет с момента выпуска, от трёх до семи лет – один раз в два года, до трёх лет – от процедуры освобождены.

Услуги адвоката по гражданским делам

В юридическом бюро «Правовое решение» сформирована и успешно применяется практика гражданского права. Наши адвокаты ведут дела в сфере трудового, семейного и гражданского права.

Главная цель нашей компании – реальная помощь и защита клиента. Юристы компании «Правовое решение» занимаются не только семейными, жилищными и кредитными спорами, но и ведут дела, связанные с трудовыми правом и страховыми вопросами. В услуги адвокатов по гражданским делам входит:

  • компетентная консультация по гражданскому праву;
  • составление и подготовка необходимой документации;
  • юридическое сопровождение в ходе исполнительного производства;
  • ведение дел от имени клиента;
  • защита интересов клиента в суде;
  • представление интересов клиента в кассационном или апелляционном порядке.

Проверок стало меньше

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
  • уровень шума выпускной системы;
  • наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работу штатного противоугонного устройства.

Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

Кому нужно проходить техосмотр

С 1 марта 2021 г. заработали новые правила проведения техосмотра с учетом временных льгот, на которых настоял вице-премьер Михаил Мишустин. Части автомобилистов разрешили пока не проходить техосмотр, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Согласно постановлению правительства № 275 от 27 февраля 2021 года, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода, но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года.

Всем остальным придется проходить техосмотр по новым правилам: с фотографированием автомобиля и занесением данных в автоматизированную систему ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. Это автовладельцы, у которых:

Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА): там указаны все аккредитованные пункты техосмотра с действующими сертификатами.

А как быть со штрафами?

В связи с этим появляется логичный вопрос: «А нужно ли бояться штрафов за отсутствие талона или диагностической карты?». Снова-таки, водителям легковых автомобилей вместимостью до 8 мест, грузовиков (до 3,5 тонн грузоподъемностью) и мотоциклов бояться нечего. При отсутствии подтверждающих документов о прохождении ТС инспектор не может наказывать их штрафом.

Что касается другой категории – таксистов, водителей автобусов или спецтехники, то здесь все остается без изменений. Блюстители порядка на дороге могут остановить транспорт и потребовать от водителя документы, подтверждающие техосмотр. Если таковых не будет, то наказание неминуемо. При этом размер штрафа за езду без техосморта, составит 5 тысяч рублей или лишение прав на период до трех месяцев.

А кто должен платить, если за рулем не хозяин, а, к примеру, водитель с доверенностью? В такой ситуации штраф накладывается на того человека, который находится за рулем такси, грузовой машины, автобуса или специализированного транспорта. В свою очередь владелец (в случае, если его не было за рулем) платить не обязан.

Штраф за езду вне периода использования

Если честно, то я сам не сразу понял, в чем здесь суть. А оказывается все как всегда просто. Рассмотрим на примере, вы оформили полис ОСАГО на 1 год, с периодом использования транспортного средства с апреля по октябрь, в так называемый летний сезон. Но получилось так, что пришлось Вам сесть за руль в декабре. Вот это и будет езда вне периода использования. Фактически получается, у Вас полис есть (срок 1 год), но период использования с апреля по октябрь. Езда на авто вне периода использования грозит Вам штрафом 500 рублей .

Статья 12.37. ч.1. «Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства

».

Процедура прохождения техосмотра

С 4 мая 2018 года в России внесены изменения в процедуру прохождения техосмотра автомобилей, закон о которой подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 23 апреля.
Новые положения ужесточают требования, делая ход процедуры более регламентированным. Техосмотр коснётся не только автомобилей, но и всего рода прицепов, мототранспорта, автобусов и прочих транспортных средств.
Также изменились условия наказания недобросовестных операторов техосмотра.
Предыдущая редакция Закона вводила ответственность за выдачу диагностических карт владельцам только неисправных автомобилей. Теперь специально отмечается, что операторы подлежат наказанию за выдачу карты с разрешительным вердиктом при условии, что транспортное средство не соответствует требованиям безопасности.
Прописаны основные требования к транспорту и самой процедуре проверки:

  • теперь положительное заключение не получат автовладельцы, установившие на фары плёнки или нанесшие любые по размеру рисунки. Сюда же относится тонировка на оптических конструкциях машин, плёнка затемнения, полное закрашивание фары краской любой прозрачности.
  • не допускается подтекание рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля. Старые правила допускали подтекание жидкостей «из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи и систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств» с интервалом не более 20 капель в минуту. Теперь капли считать никто не будет: любые заметные подтекания жидкостей из этих систем запрещены.
  • кроме знака аварийной остановки обязательно проверяется наличие и состав аптечки, а в транспортных средствах категории «D» аптечек должно быть три.
  • конструктивные изменения, которые не предусмотрены заводом-изготовителем, также могут стать препятствием для прохождения техосмотра. Сюда относятся любые несоответствия конструкции, как недостающие, так и избыточные. Причиной для отказа может послужить даже отсутствие стеклоочистителя или бачка-омывателя.
  • Теперь шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства
  • не пройдут ТО машины с незарегистрированным газобаллонным оборудованием.
  • изменилось само оформление диагностической карты. До 2018 года она содержала 21-значный номер, а с 1 января количество символов в коде уменьшается до 15. Карты, выданные ранее, действуют до момента окончания срока.
  • теперь допускается действие 2 видов диагностических карт технического осмотра – бумажный и электронный.
Читайте также:  Без паники! Что делать, если эвакуировали автомобиль

Ранее проведение и контроль за техосмотром было возложено на Российский союз автостраховщиков (РСА). Теперь контроль за ТО передан под контроль Ространснадзора. Именно его органами будут проводиться периодические проверки пунктов, оказывающих услугу проведения техосмотра.
Техосмотр проводится операторами ТО, аккредитованными Российским Союзом Автостраховщиков и ГИБДД.

Новые правила – фотомонтаж в помощь?

Чтобы не дать недобросовестным операторам техосмотра «торговать» диагностическими картами, МВД несколько лет готовило большую реформу техосмотра. Главной задачей было сделать так, чтобы операторы не смогли вносить данные о техосмотре в ЕАИСТО, не проведя по факту сам осмотр. Первой идеей было заставить операторов записывать процесс осмотра на видео – это сняло бы любые подозрения. Но, когда посчитали стоимость оборудования (на стороне операторов и на стороне МВД), решили ограничиться двумя фотографиями.

Вообще же поправок достаточно много:

  • обязательная фотофиксация процесса техосмотра с географическими метками на фотографиях. Авто нужно сфотографировать до начала и после завершения техосмотра, причем геометка должна указывать на адрес пункта техосмотра (с небольшой погрешностью в 15 метров);
  • увеличены штрафы за «продажу» диагностических карт – юридические лица теперь рискуют заплатить до 200 тысяч евро за выдачу ДК без осмотра;
  • вводится понятие пропускной способности каждого пункта. То есть, пункт осмотра на одну линию больше не сможет выдать 200 диагностических карт за смену – если на одно авто нужно 30-40 минут, из этого высчитывается максимальное количество карт, которые сможет выписать оператор;
  • вводятся дополнительные требования к пунктам ТО. Они касаются как оборудования, так и клиентского сервиса (например, теперь там должен быть оборудован туалет для клиентов).

Новые правила должны были вступить в силу с 1 июня 2020 года, но из-за пандемии и неготовности операторов вступление их в силу отложили на 1 марта 2021-го. А весной этого года оказалось, что операторы по-прежнему не готовы, и запуск реформы создаст километровые очереди у пунктов техосмотра (что само по себе не очень хорошо с эпидемиологической точки зрения).

В результате правительство просто продлило срок действия всех диагностических карт, которые заканчиваются после 1 февраля 2021 года, на полгода – но не ранее, чем до 1 октября. Соответственно, реформу отложили уже во второй раз – хотя на этот раз и частично.

Дело в том, что операторы пунктов ТО вложили миллиарды рублей в оборудование и ремонт, чтобы запуститься по новым правилам с 1 марта – а из-за продления ДК к ним просто никто не приедет. Чтобы не оставить их совсем без дела, реформу все же запустили, причем ТО должны проходить те авто, которым исполняется 4 года. Также уже по новым правилам проходят осмотр машины, у которых срок ДК закончился до 1 февраля, а также коммерческий транспорт.

Штраф за отсутствие ТО с камеры: насколько это реально?

Такую схему уже опробовали в соседней Беларуси. В стране много лет действует единая система для отметки о пройденном техосмотре. Однако «письмо счастья» приходит не каждому водителю без заветного сертификата. Там постановление выносят в отношении водителей, которые попались на превышении скорости.

Система автоматически сверяет, есть ли регистрационный знак в базе «Белтехосмотр». Если машина не проходила ТО, собственника привлекают к административной ответственности. В России можно реализовать такую же схему. Но это актуально для крупных городов и оживлённых магистралей, где уже установлены системы фотофиксации.

Читайте также:  Коммунальные выплаты учителям в сельской местности в 2024 году

В Москве действует ГКУ ЦОДД, возможностей которого хватит, чтобы охватить всю столицу. Однако такие правонарушения автоматическими средствами пока что не фиксируются.

Проходить ТО или нет?

Технические характеристики, соответствующие установленным нормам, имеют огромное значение для безопасности граждан. Как видим, размеры штрафных санкций ГИБДД не слишком высоки, но оплачивать их каждый раз не слишком приятно. Боясь административного наказания, автолюбители и должностные лица вынуждены своевременно ремонтировать своих «железных коней», таким образом, повышается качество жизни и безопасность на дорогах.

Проводить диагностику или нет, решают страхователи. Однако при возникновении ДТП этот вопрос встанет ребром, не пройденный или просроченный технический осмотр аннулирует полис ОСАГО и освобождает страховые компании от возмещения ущерба. Придется или нет виновнику аварии оплачивать издержки из своего кармана, которые в несколько раз превышают суммы санкций? У каждого свой выбор!

Как проходит технический осмотр самоходной тенхники в Гостехнадзоре?

Проверка осуществляется по тем же принципам, что и для авто:

  1. Инспектор проверяет свидетельства, паспорт и прочие документы;
  2. Проводится сверка номеров;
  3. Техосмотр;
  4. Оформление и выдача диагностический карты.

Если технический осмотр прошел успешно, выдается свидетельство. Если выявлены недостатки, то выдается акт о проведении технического осмотра. Для того чтобы исправить недочеты у собственника есть двадцать дней, после чего проверяются несоответствующие параметры.

Срок и место определяется местными органами Гостехнадзора в зависимости от специфики региона, сезонности и прочих факторов.

Трактор маломобилен, поэтому осмотр проводится инспектором, который выезжает на место нахождения ТС. Информацию можно получить на официальном сайте или в отделении надзора.

Прохождение возможно по месту нахождения инспекции, однако данный момент необходимо согласовать с инспектором. Данный вид обойдется дешевле, чем при выезде инспектора.

У инженера есть определенная инструкция проверки:

  • В первую очередь проверяется квитанция на уплату пошлины;
  • Далее проводится соответствие данных по факту с информацией в документах;
  • Технический осмотр.

Условия прохождения технического осмотра

В 2021 году условия прохождения технического осмотра значительных изменений не претерпели. Действия владельца автомобиля остались прежними, но с 22 февраля ужесточились требования к состоянию узлов и агрегатов автомобиля:

Безусловным нарушением представлено внесение даже мелких конструктивных изменений. Если они не внесены в техническую документацию и разрешительные документы отсутствуют, то транспорт к эксплуатации не допускается.

Ознакомление с представленным материалом свидетельствует о том, что водители обязаны автотранспорт представлять на диагностическое исследование в предусмотренные правилами сроки. Вопрос о том, сколько можно ездить с просроченным техосмотром ничтожен – движение транспорта без ТО является нарушением существующего законодательства и представляет потенциальную опасность для участников дорожного движения. Кроме того, без своевременного определения технической возможности эксплуатации транспорта невозможно оформление договора обязательного автострахования, а правоохранители обязаны привлечь нарушителя к административной ответственности.

Почему техосмотр актуален сегодня

Требования законодателя о проведении обязательного технического осмотра (диагностики технического состояния) автотранспорта – вынужденная мера. Она связана со значительным количеством дорожно-транспортных происшествий с тяжёлыми или летальными последствиями, предотвратить которые не удалось именно из-за технической возможности.

В СССР контроль пассажирского и грузового автотранспорта проводился под государственным контролем. Сегодня перевозчики – частные компании, которые экономят свои средства на качественном ремонте вышедшей из строя техники, ежедневном контроле при выпуске автотранспорта на линию.

В связи с этим предусмотрено обязательное прохождение полугодичного осмотра для следующих видов автотранспорта:

Ежегодно владельцы обязаны предоставлять на диагностическое исследование легковые автомобили, срок эксплуатации у которых более семи лет с момента выпуска, от трёх до семи лет – один раз в два года, до трёх лет – от процедуры освобождены.

Важно! С 2012 года, при отсутствии действительной карты диагностики, заключить договор ОСАГО невозможно.

🙅‍♀️ Основания для аннулирования диагностической карты

Законодательно предусмотрено 4 основания для признания диагностической карты недействующей:

Нововведение распространяется на все транспортные средства, которые подлежат техосмотру. Легковые автомобили младше 4 лет проходить ТО не обязаны, авто от 4 до 10 лет должны проходить осмотр раз в два года, старше 10 лет – ежегодно.

Никто не аннулирует диагностическую карту при условии честного прохождения ТО, то есть если автовладелец фактически заезжал на станцию, проходил все необходимые проверки и не вносил конструктивных изменений – например, не изменял тип фар, не тонировал авто, не устанавливал не прошедший испытаний фаркоп.

Диагностическую карту смогут аннулировать, даже не останавливая водителя. Для признания ее недействительной у ГИБДД должны быть сведения о фиктивном ТО.

Узнать статус своей диагностической карты можно будет на основании данных Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Карта может иметь три статуса:

Таким образом, процесс аннулирования диагностической карты предполагает изменение ее статуса в ЕАИСТО сотрудником ГИБДД. Каким образом ГИБДД будет проверять, нарушил ли водитель правила прохождения ТО или нет, в законе не освещается. Возможно, может учитываться информация о том, что конкретный оператор техосмотра выдавал фиктивные карты и у него отозвали аттестат.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *