Можно ли использовать «габаритки» вместо ходовых огней?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли использовать «габаритки» вместо ходовых огней?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В правилах не прописано запрещение на передвижение в дневной период без габаритов. А ночью действует запрет согласно п.2.3.1 ПДД. Так как ближний свет не включится без предварительного включения габаритных огней. Если габариты находятся в поврежденном пребывании, то в ночной период будет выписано взыскание.
Противотуманные фары вместо ДХО
При этом самостоятельно установить ДХО на машины, в которых они не предусмотрены штатно, теперь трудно. С одной стороны, это не запрещено, а с другой — потребует обязательной регистрации в ГИБДД проделанных технических изменений в конструкции машины. Процедура эта сложна и не всегда проходит удачно. Купленные в магазине китайское светодиодные «реснички» должны соответствовать российскому ГОСТу Р 41.48-2004, который регламентирует размещение световых приборов, их светимость и функциональную схему подключения. К примеру, пункт 6 статьи 19.5 закрепляет углы для направления потока излучения. В горизонтальной плоскости излучение должно расходиться на 20 градусов, а в вертикальной плоскости на 10 градусов. Естественно, добиться такой точности неквалифицированным мастерам трудно.
Между тем для машины без штатных ДХО есть одна возможность не использовать ближний свет фар и разгрузить генератор. Пунктом 19.4 ПДД разрешается заменять их в светлое время суток «противотуманками».
В темное время суток в пределах города необходимо использовать только ближний свет. Ночная городская улица освещается фонарями, витринами и пр., поэтому дальний свет разрешен только на неосвещенных участках.
При выезде на трассу необходимо переключить свет на дальний, допускается цвет фары в пределах температуры 3000–5400 кельвинов. Включать ближний свет вместо дальнего необходимо:
- Если навстречу движется ТС, расстояние не менее 150 м.
- Если водитель встречного транспорта подает сигнал, что его ослепил свет фар вашего автомобиля.
- При маневре обгона водителю разрешается «поморгать» дальним светом для предупреждения участников движения, п. 19.11 ПДД РФ.
Чтобы увеличить мощность дальнего света, многие автомобилисты устанавливают в галогеновые фары ксенон. Такое переоборудование оптики считается нарушением правил. Если дальний свет превышает параметры цветовой температуры, которая разрешена на дорогах общего пользования (бело-синий свет не более 5600 К, яркость не более 1500 Л), инспектор имеет право предложить водителю открыть капот, чтобы посмотреть, есть ли блок розжига на ксеноновую лампу.
Хорошее менять — только портить
«Сейчас продолжают действовать старые правила, никаких новых поправок в ПДД, касающихся световых приборов, не принималось», — рассказывает Петр Шкуматов. Но в ПДД скрыт один момент, вокруг которого и начались споры.
Дело в том, что последние поправки в пункт 19.5 ПДД утверждались в 2010 году. Они существенно ужесточили правила использования световых приборов на транспортных средствах. Если раньше легковым автомобилям предписывалось ездить днем с огнем только за городом, то в новой редакции ПДД это стало обязательным и внутри населенных пунктов. Между тем 8 лет назад появилось и некоторое послабление. Было разрешено использовать вместо ближнего света фар дневные ходовые огни. Буквально отредактированный пункт 19.5 ПДД гласил: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».
Видимо, добавка «или дневные ходовые огни» и произвела столько разночтений и толкований. Некоторые водители посчитали, что вместо яркого ближнего света днем можно ограничиться тусклыми лампочками габариток. К чему это приводит?
Как отличить габаритные огни от ДХО?
Предположим, вы покупаете автомобиль, новый или подержанный, и хотите определить, есть ли у него ДХО. Ходовые огни принципиально отличаются от обычных габаритных огней как большей яркостью, так и режимом работы. Даже если орган управления светотехникой автомобиля стоит в положении «ВЫКЛ», при запуске двигателя ДХО загораются сами, а при включении фар либо снижают яркость, либо выключаются вовсе.
Хотя Правила все расставили по своим местам, многие автолюбители стараются доработать свои старые автомобили, у которых еще нет штатных ДХО. В чем же причина? Дело в том, что необходимость целый день жечь лампы ближнего света может привести к тому, что вы гораздо скорее (особенно в случае, если источники света у вас галогеновые) останетесь с одной функционирующей фарой. А тогда любой инспектор на дороге ночью может остановить такую одноглазую машину, оштрафовать водителя, да еще и запретить дальнейшее движение. И ведь будет прав! Согласно п 2.3.1, «запрещается движение при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости».
Иными словами — или учитесь менять лампу в фаре в темноте, под снегом, в мороз, причем быстро, как собирать автомат Калашникова, или же берегите лампы ближнего света фар. Поэтому днем советую ездить с противотуманками или ДХО. Установку последних владелец может произвести самостоятельно или в автосервисе, но при этом надо соблюсти требования к размещению и яркости таких огней.
Установка в бесцветные указатели поворота светодиодных ламп, которые ярко горят белым светом, во время движения, пока не включен указатель поворота. Тогда они начинают мигать оранжевым светом. Ввиду использования светодиодов затея может провалиться при встрече с дотошным инспектором.
Использование электронного блока, который при пуске двигателя включает лампы дальнего света (или спирали дальнего света в комбинированных лампах) с пониженной (40–70 % от номинала) яркостью. Фары располагаются выше противотуманок, а потому видны лучше. Сотрудники ДПС вряд ли отличат их от просто горящих фар ближнего света, особенно, если применены двухнитевые лампы типа Н4. А ослеплять встречных водителей они не должны из-за пониженной яркости. И, естественно, как только вы включаете ближний свет фар, все вышеописанные функции должны отключаться.
Так как большинство вышеперечисленных норм отсылают нас к Перечню неисправностей, то ответственность необходимо смотреть именно за это. И она предусмотрена единственным наказанием в КоаП за нарушение любого из условий и неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС.
Часть 1 статьи 12.5 КоАП предусматривает штраф 500 рублей или вынесение предупреждения за это. Назначается наказание за следующие нарушения по использованию света:
- отсутствует фара как ночью, так и днём,
- перегорела или отсутствует лампочка в фаре.
Ст. 12.20 Кодекса также предписывает штраф 500 рублей или предупреждение за нарушение пользования световыми приборами. Она назначается при следующих нарушениях:
- вы не включили ДХО днём,
- вы едете без света ночью.
Это наказание налагается при исправных световых приборах.
Штраф за выключенные фары ближнего света
За езду без включенных фар инспекторы штрафуют водителей на 500 рублей (ст. 12.20 КоАП). Эту сумму можно уменьшить ровно наполовину, оплатив автоштраф со скидкой 50% в первые 20 дней после вынесения постановления.
Важно! Найти и оплатить автоштрафы можно через сервис «ОплатаГИБДД.рф». Для поиска штрафов укажите номер водительских прав или СТС и госномер машины.
В будущем планируется, что штрафы за фары ближнего света будут выписывать не только автоинспекторы, но и камеры автоматической фиксации. ГИБДД обещает проверять каждое фото вручную, чтобы избежать ошибочно выписанных постановлений.
Меры наказание за правонарушение
Существующие штрафы, предусмотренные за неработающий ближний свет, могут быть получены любым автолюбителем. Банальная невнимательность или же нежелание просто устранить имеющиеся неполадки могут не только привести к штрафу, но и к созданию аварийной ситуации.
Мерой наказания, которая предусмотрена за невключённый ближний свет, является штраф в 500 рублей. Это означает, что в том случае, если автолюбитель будет осуществлять управление транспортным средством, и при этом ближний свет не будет включён, ему придётся уплатить административное взыскание в размере уже вышеуказанных 500 рублей. В принципе, есть вероятность, что водитель сможет отделать одним лишь устным предупреждением.
В то же время следует помнить, что такая невысокая цифра в 500 рублей полагается лишь в случае невключения ближнего света. Если же транспортное средство с выключенными фарами попадёт в ДТП, размер штрафа будет увеличен.
Как избежать наказания
При остановке транспортного средства сотрудником дорожной службы не нужно лишний раз суетиться, а вести вежливый диалог с представителем органов власти.
Водителю нужно сделать вид, что он сам озадачен тем фактом, что фара не работает, так как до поездки все было исправно. Таким поведением можно убедить гаишника, что неисправность возникла уже во время движения.
Не лишним будет сказать сотруднику об отсутствии привлечений к административной ответственности за последние 6 месяцев (если это действительно так).
Таким образом, попросив инспектора учесть во внимание все факторы, существует большой шанс получить устное предупреждение о нарушении и обойтись без штрафа.
Если вы еще не выбрали себе видеорегистратор, то хороший и недорогой можно купить на алиэкспресс. Смотрите обзор топовых видеорегистраторов на Али.
Когда неисправность фар возникла во время поездки и водитель не имел возможности узнать об этом, выписанный штраф будет являться незаконным и его можно и нужно оспаривать. Об этом говорят юристы.
С каким светом фар нужно ездить днем
В начале 2006 года всех российских водителей обязали в дневное время использовать БС при движении вне населенных пунктов. С 20.10.10 этот пункт переработали, и теперь каждый водитель обязан включать БС или ДХО при движении по любым трассам.
Невыполнение этих правил карается штрафом в 500 рублей или предупреждением, поэтому автолюбителям ничего не оставалось, как начать его выполнять. Однако споры о том, насколько это правило эффективно и актуально, не утихали. Одни говорили, что обозначенный светом автомобиль легче увидеть в условиях недостаточной видимости (в тумане, при сильном ливне, сумерках и в лесу), другие же сетовали на то, что из-за такого правила будет выше расход топлива, а лампочки будут перегорать чаще. Попробуем в этом разобраться.
Изменения в правилах ПДД
Изменения в ПДД, которые касаются применения световых приборов, были введены еще в 2010 году. Теперь в любое время суток и при любых условиях видимости на дороге ближний свет всегда должен быть включен. Необходимость в принятии такой поправки в ПДД обусловлена тем, что автомобиль с включенными огнями на дороге более заметен для окружающих, поэтому число аварийных ситуаций, связанных с невнимательностью, сводится к минимуму. А самое главное ожидаемая тенденция подтвердилась на практике и число аварий на дорогах в дневное время суток значительно сократилось.
Однако большинство водителей не выполняют установленные законом требования. Причиной тому может послужить банальная невнимательность, техническая неисправность автомобиля или другой повод. Однако независимо от этого, в случае нарушения водителю грозит наказание.
Три дня назад мне задал вопрос Андрей из Москвы. Он был возмещен, что ему выписали штраф за неработающий ближний свет фар. Сильно возмущался и хотел обжаловать это в суде. Я объяснил ему, что сейчас действительно за это могут наказать.
Уже несколько лет в России действует правило, по которому водители должны ездить с включенным ближним светом или с противотуманными фарами. Причем это правило действует в любое время суток и при любой погоде.
Калькулятор штрафа за невключенный ближний свет: |
Какое было нарушение? |
После получения штрафа или составления протокола прошло 20 дней? |
Свет не включен вообще: каким будет штраф?
Штраф за невключенный ближний свет составляет 500 рублей на основании статьи 12.20 КоАП РФ. Штраф можно уплатить в величине, вдвое меньшей номинала, если сделать это в течение 20 дней после его получения. А если не уплачивать штраф в течение более, чем 70 дней, то он, наоборот, увеличится еще на 1000 рублей (в сумме — 1500 рублей).
Ближний свет необходимо включать во всех случаях, когда автомобиль движется. В дневное время суток вместо ближнего света можно включать противотуманки или иной тип дневных ходовых огней (ДХО), предусмотренных конструкцией автомобиля (например, приглушенный дальний свет — который предусмотрен во многих импортных автомобилях из стран Запада), и не нарушающих технических требований, которые приняты в России.
Можно включать ДХО и ближний свет одновременно. При этом, следует иметь в виду, что на многих типах современных ТС предусмотрено включение задних и передних ДХО по умолчанию одновременно. И если водитель забыл об этом, и, к примеру, задние противотуманки оказались включены при хорошей видимости и благоприятных погодных условиях — то в этом случае он может быть также оштрафован за некорректное использование осветительных приборов.
Это не единственный пример нарушения при используемом свете — рассмотрим ряд иных типичных для российских дорог ситуаций.
Почему днем лучше включать противотуманки вместо ближнего света?
В правилах дорожного движения, а именно в параграфе 19.5 говорится о том, что в дневное время суток, абсолютно каждый автомобиль обязан включать фонари ближнего света или ДХО (дневные ходовые огни).
Такое правило заставляет водителей задавать вопросы. Например, можно ли заменить фонари ближнего света на противотуманки. Считается ли эта замена нарушением ПДД, и можно ли получить штраф.
Вообще не понятно, зачем днем включать свёт, когда на улице и так всё видно. Тем более, свет от ближних фар очень слабый, да и что вблизи можно освещать? Как показывает статистика, когда автомобиль развивает большую скорость, то другие водители замечают его лучше, если горят ближние фары.
Это очень важный нюанс, так как он позволяет вовремя среагировать и увернуться от возможной аварии. Можно сделать вывод, что правило придумали для того, чтобы снизить риск столкновений между транспортными средствами в дневное время суток.