Все о процессе возбуждения уголовного дела

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о процессе возбуждения уголовного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.

Как происходит возбуждение уголовного дела?

Это только в сериалах полицейский сочувственно выслушивает жертву кражи, подает ей бумажный платок, чтобы вытереть слезы, и тут же бежит искать виновника по горячим следам. В реальности все происходит далеко не так радужно. Процесс довольно сложен.

Так что, если вы пришли с заявлением в МВД, будьте готовы к тому, что открывать дело станут неохотно. Вас будут отговаривать. Могут убедить, что вам все равно ничего не светит.

Случай не тянет на уголовное дело. Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ. Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.

I. Отказ от стадии возбуждения уголовного дела

Заложенную в Концепции идею отказа от так называемой доследственной проверки, а вместе с ней и от самой конструкции стадии возбуждения уголовного дела, безусловно, следует приветствовать. Стадия возбуждения уголовного дела, с которой якобы должен начинаться уголовный процесс, представляет собой один из самых неудачных рудиментов советского уголовного процесса. На самом деле классическая континентальная схема выглядит совершенно иначе: после регистрации сообщения о преступлении открывается так называемое полицейское дознание, проводимое под непосредственным контролем (надзором) прокурора. По его окончании материалы дела (собранные «полицейские доказательства») ложатся на стол прокурора, который и дает им юридическую оценку, в зависимости от которой либо возбуждает публичное обвинение перед судебной властью, либо отказывает в его возбуждении, либо применяет альтернативные меры реакции на преступления.

Что нужно сделать в первую очередь

Мероприятия, которые должны выполняться в первую очередь, зависят от характера преступления, обстановки на момент проверки сообщения.

Зачастую наиболее оправдано выполнение действий, которые:

  1. Позволяют зафиксировать следы совершенного деяния;
  2. Обеспечивают установление личности лица, его совершившего;
  3. Направлены на задержание предполагаемого преступника.

Для этого сотрудники наделены правом осуществлять неотложные следственные действия. Они могут воспользоваться полномочием:

  • Осмотреть жилище, устроить обыск и выемку даже в ночное время;
  • Произвести личный обыск;
  • Изъять вещи, хранящиеся в ломбарде;
  • Наложить арест на имущество и ценности.

Эти мероприятия не требуют постановления суда, если их осуществление «не терпит отлагательства». Законность их проведения устанавливается судьей по представлению следователя в 3-дневный срок после начала осмотра, обыска и т.д.

Статья 183. Обязательность принятия и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении

1. Орган уголовного преследования обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием лица, принявшего заявление или сообщение, времени его регистрации и времени, когда должно быть принято решение по заявлению или сообщению.

2. Необоснованный отказ в приеме заявления или сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суде в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Заявление или сообщение о преступлении, поступившее в суд, за исключением случаев возбуждения дел частного обвинения, направляется прокурору, о чем уведомляется заявитель.

4. Суд, обнаружив признаки преступления при разбирательстве уголовного, гражданского или административного дела, обязан частным постановлением довести это до сведения прокурора.

Статья 190-3. Составление протокола упрощенного досудебного производства и передача уголовного дела прокурору

1. Упрощенное досудебное производство завершается составлением протокола. В протоколе указываются: время и место его составления; кем составлен протокол; данные о лице, совершившем преступление; обстоятельства совершения преступления; доказательства, подтверждающие виновность лица; квалификация преступления по Уголовному кодексу Республики Казахстан (статья, часть, пункт); признание лицом своей вины и согласие с характером и размером причиненного преступлением вреда.

К протоколу приобщаются все материалы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд.

2. Составление следователем либо утверждение начальником органа дознания протокола упрощенного досудебного производства означает возбуждение уголовного дела и признание лица, совершившего преступление, обвиняемым.

3. С материалами дела упрощенного досудебного производства ознакамливается обвиняемый, а в случае приглашения — и его защитник. В протокол вносятся их заявления и ходатайства. Копия протокола вручается обвиняемому и направляется заявителю.

Статья 200. Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

2. По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее пяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания обязан передать дело следователю, письменно уведомив об этом прокурора в течение двадцати четырех часов.

3. После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя о результатах.

Задачи на стадии возбуждения уголовного дела.

  1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
  2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
  3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
  4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
  5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
  6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
  7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
  1. Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
  2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.
  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
    1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
  2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
  3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
  4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
  1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
    1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
    2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
    3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
  2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
  3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.
Читайте также:  Детские пособия в Красноярске и Красноярском крае в 2023 году

Следственными действиями считаются все мероприятия, которые производят уполномоченные сотрудники для установления обстоятельств дела и сбора доказательств по нему.

Государство уполномочило работников следственных органов производить данные действия в принудительном порядке, если этого требуют обстоятельства уголовного дела. Большинство следственных действий могут быть произведены по решению следователя. Для этого он должен вынести соответствующее постановление. Некоторые действия требуют разрешения суда.

В мероприятиях также могут участвовать сотрудники оперативного розыска и эксперты.

К следственным действиям закон предъявляет ряд требований:

  • Они не должны угрожать здоровью и жизни участников следственных действий.
  • Не должны проводиться ночью, без веских на то оснований.
  • В процессе их проведения могут быть использованы технические средства фиксации информации.

Постановление следователя является основанием для проведения обыска, выемки вещдоков, эксгумации и освидетельствования.

Порядок проведения осмотра регламентирован 176 статьёй УПК РФ. Это действие крайне важно для обнаружения обстоятельств и доказательств по делу.

Задачами осмотра места преступления являются:

  • Изъятие следов преступления.
  • Выяснение обстоятельств его совершения.
  • Сбор информации.
  • Проверка всех обнаруженных предметов с точки зрения их возможной значимости для дела.

Если преступление произошло в жилом помещении, то его осмотр можно произвести только при наличии постановления суда и при согласии его жильцов. В протоколе осмотра указываются все обнаруженные вещи и обстоятельства, а также указываются лица, принимавшие участие в осмотре. Они должны подписать протокол. Несогласие его подписывать, как и отсутствие кого-либо из важных участников дела, указывается в тексте протокола.

При проведении осмотра места преступления важна оперативность, потому что со временем многие улики могут быть потеряны.

В преступлениях с летальным исходом необходимо произвести осмотр трупа. Это действие также требует оперативности по объективным причинам. Иногда осмотр трупа выделяют в отдельное следственное действие, иногда проводят в рамках осмотра места происшествия.

Сотрудники отдела дознания проводят осмотр трупа вместе с врачом или судмедэкспертом. Во время осмотра обязательно должны присутствовать понятые. Оперативное обследование тела покойного может дать необходимую информацию для прояснения картины совершённого преступления.

В ряде случаев телесные повреждения, факт опьянения, особые приметы и иные важные для следствия обстоятельства могут быть установлены без проведения судебно-медицинской экспертизы. Для этого служит освидетельствование. Провести его можно в отношении свидетеля, потерпевшего и подозреваемого, но только по их согласию.

Особенности проведения освидетельствования включают:

  • Необходимость наличия постановления следователя.
  • Проведение самим следователем в присутствии врача или эксперта.
  • При необходимости раздеть человека другого пола, освидетельствование проводит только врач без участия следователя.
  • Фото и видеозапись процесса освидетельствования возможна только с согласия лица, в отношении которого проводят эту процедуру.

Результаты освидетельствования оформляются в виде отдельного протокола. Зачастую это важная информация, проясняющая обстоятельства совершённого деяния и характер повреждений.

Судебная экспертиза, в отличие от освидетельствования, определяет обстоятельства, которые нельзя установить при визуальном обследовании человека.

Нужно учитывать, что за проведение освидетельствования без должных на то оснований, дознавателей и следователей могут наказать в рамках дисциплинарной ответственности. Если обследуемый окажется невиновным, то за проведение в отношении него освидетельствования, следователя могут наказать более суровыми мерами.

Производство следственных действий

Поэтому не случайно криминалисты особо подчеркивают важность осмотра места происшествия и обнаруженных там объектов.

Суть проверки показаний на месте состоит в том, что ранее допрошенное лицо должно воспроизвести на месте обстановку с обстоятельствами расследуемого дела, указать на предметы, документацию, следы, которые имеют значимость для уголовного дела, продемонстрировать конкретные действия. Какое-то постороннее вмешательство в проверку и наводящие вопросы не допускаются.

В принципе, в ст. 144 УПК РФ дается расшифровка тех действий, которые могут осуществлять сотрудники следствия или дознания в тот момент, когда они получили сообщение о преступлении.

Все это может иметь место до возбуждения дела тогда, когда ситуация не терпит отлагательств. Самой расшифровки такого понятия как «не терпящее отлагательств» в законодательстве нет.

Организационные и оперативно-розыскные мероприятия в целом аналогичны тем, которые проводятся при первой следственной ситуации. Кроме того, если при допросе свидетелей, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий будут получены данные о внешних признаках контрабандистов, проводятся мероприятия по их установлению.

Это своеобразный провоцирующий фактор, который позволяет определить истину в несовпадающих по показаниям фактов.

  • представители управляющего звена компании – собственницы посещения, в котором проводится обыск или выемка;
  • статисты привлекаются, когда проводится такое мероприятие, как опознание;
  • адвокаты прочих лиц, задействованных в совершении следственных мероприятий, например, свидетелей.

Особенности освидетельствования должны быть оговорены и мотивированы в постановлении о производстве данного следственного действия.

Назначение и производство судебной экспертизы необходимо (согласно статье 196 УПК), чтобы определить:

  • причины смерти;
  • характер и степень вреда, причиненного здоровью;
  • психическое либо физическое состояние подозреваемого либо обвиняемого при возникновении сомнений в его вменяемости;
  • психическое либо физическое состояние потерпевшего при возникновении сомнений в его способности адекватно воспринимать обстоятельства, которые имеют значимость для дела, и давать по поводу них показания;
  • психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в совершеннолетнем возрасте деяния против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, который еще не достиг 14 лет, для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения/педофилии;
  • возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, если это важно для рассматриваемого уголовного дела, а документация о возрасте отсутствует либо вызывает сомнение.

Также в ходе проверки сообщения о преступлении могут производится оперативно-розыскные мероприятия, назначаться ревизии и проверки, а также привлекаться для консультирования специалисты. Доказательственная ценность результатов оперативно-розыскной деятельности, проводимой до возбуждения уголовного дела является предметом острых дискуссий.

Известно классическое высказывание: «Нужно сначала убедить, а потом принудить. Нужно во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить». Это выражение как нельзя лучше подходит к случаям принуждения лиц к даче образцов.

Некоторые следственные действия до возбуждения уголовного дела проводятся по всем правилам УПК. При этом стоит обращать на некоторые особенности и разграничение в процессуальных действиях. В практическом применении существует несколько неточностей, с которыми стараются справиться правоприменители.

Основной вывод по работе будет следующий. При осуществлении процессуальной деятельности до возбуждения уголовного дела, правоохранительные органы должны действовать в рамках закона.

Данный перечень следственных действий, осуществляемых до возбуждения уголовного дела, бесспорен и ограничен.

Кальницкий, В.В. Истребование документов и предметов в стадии возбуждения уголовного дела / В.В. Кальницкий // Законодательство и практика. — 2015. — №2.

Уголовный процесс представляет собой процедуру заведения дела на основании норм и правил Уголовного Кодекса РФ. Цель мероприятия состоит в определении виновных, пострадавших лиц. Далее все имеющиеся сведения подлежат документированию, стартует стадия судопроизводства.

В рамках данного этапа наделенные соответствующими полномочиями должностные лица или органы начинают устанавливать факт правдоподобности этих сведений. Только после этого происходит принятие окончательного решения: завести УД или отказать в нем.

Возбуждение УД выступает в качестве обязательной фазы всего уголовного процесса. Начинается процедура с поступления заявления, что четко отражено в статье 108 УПК. На протяжении 3-х дней проверяются обстоятельства, принимаются решения.

Это истоки сведений, связанных с преступлением, принимаемые законодательством в качестве юридических фактов. В рамках ст. 140 УПК фигурирует всего 4 таких повода:

  • поступление заявительной бумаги о преступлении – это наиболее частый повод (при этом роли не играет, является ли заявитель пострадавшей стороной, или нет), бумага может носить письменный или устный характер;
  • появление преступника с повинной, эта явка должна отвечать определенному набору требований, в частности – быть добровольной и включать указания о преступных деяниях;
  • поступление сообщения, которое включает в себя различные материалы о совершенном деянии, основанием для формирования УД в данном случае выступает ст. 143 УПК;
  • прокурорское постановление о направлении материалов в соответствующие инстанции: если в процессе ведения прокурорско-надзорной деятельности специалист выявит факт нарушения, он также может завести УД.

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).

Читайте также:  Штрафы за ККТ: ответственность за нарушения в 2022 году

3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.

4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).

5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 – 14 к ст. 476 УПК.

Процедура, подразумевающая создание УД, является достаточно сложной и включает несколько шагов:

  1. Гражданин обеспечивает явку в полицейский участок города или района и формирует письменное заявительное обращение, содержащее просьбу о возбуждении УД и указания оснований для этого деяния. Есть возможность приложения копий документов, подтверждающих УД.
  2. Выдается свидетельствующая о принятии заявления бумага. В соответствии с нормами 4-й ч. ст. 144 УПК лицо, которое приняло документ, должно дать взамен уведомление с его данными.
  3. Предоставление показаний дознавателю. Заявителя расспросят обо всех обстоятельствах, при необходимости к процессу привлекут свидетелей и дополнительные документы. Все это будет изложено в письменном виде и заверено подписью работника.
  4. Далее производится передача всех документов следователю, прокурору. Только прокурор вправе заводить УД и проводить все мероприятия, связанные с этим аспектом. Если специалист обнаружит признаки преступления в ходе просмотра документов, УД будет сформировано.
  5. Впоследствии принимается окончательное решение, в ходе которого УД либо оформляется, либо составляется отказ. Об ответе гражданин, подавший заявление, обязательно получит соответствующее сообщение.

Орган дознания в процессе рассмотрения сообщения должен руководствоваться принципом срочности и соблюдать лимиты по временным рамкам. Статья 144 УПК РФ предусматривает, что решение принимается на протяжении трех суток с момента поступления заявительной бумаги. Руководящее звено следственного органа вправе продлить этот временной период до 10 суток и более.

Если требуется осуществление вспомогательных документальных проверок и ревизий, экспертиз и исследований, этот временной интервал может быть продлен до 30 суток с обязательным указанием на фактические обстоятельства. Если по итогам рассмотрения следует отказ, копия постановления отправляется в прокуратуру на протяжении 24 часов с момента вынесения.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24— 29 УПК, с изъятиями, предусмотренными законом. Дознание производится по уголовным лазам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК. Этот перечень включает 93 состава преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Кроме того, дознание производится по письменному указанию прокурора по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести. Таким образом, дознание проводится по значительному числу составов преступлений.

Деятельность дознавателей по уголовным делам осуществляется по двум группам дел:

  1. по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК), проводятся неотложные следственные действия;
  2. по уголовным делам, не требующим предварительного следствия, расследование производится в полном объеме в форме дознания.

Дознание производится по следующим уголовным делам:

  1. по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117 ч. 1, 118, 119, 121, 122 ч. 1 и 2, 123 ч. 1, 125, 127 ч. 1, 129, 130, 150 ч. 1, 151 ч. 1, 153-157, 158 ч. 1, 159 ч. 1, 160 ч. 1, 161 ч. 1, 163 ч. 1, 165 ч. 1 и 2, 166 ч. 1, 167 ч. 1, 168, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 175 ч. 1 и 2, 177, 180 ч. 1 и 2, 181 ч. 1, 188 ч. 1, 194, 203, 207, 213 ч. 1, 214, 218, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 221 ч. 1, 222 ч. 1 и 4, 223 ч. 1 и 4, 224, 228 ч. 1, 228.2, 230 ч. 1, 231 ч. 1, 232 ч. 1, 233, 234 ч. 1 и 4, 240 ч. 1, 241 ч. 1, 242, 243 -245, 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1. 256-258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262, 266 ч. 1, 268 ч. 1, 294 ч. 1, 297, 311 ч. 1, 312, 313 ч. 1, 314, 315, 319, 322 ч. 1, 322.1 ч. 1, 323 ч. 1, 324-326, 327 ч. 1 и 3, 327.1 ч. 1, 329 и 330 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  2. об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на которые требуется согласие начальника органа дознания, решение прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему УПК.

Да, это возможно, но лишь в редких ситуациях. Уголовное дело возбуждено не будет, если в процессе следствия не обнаружатся признаки противозаконного деяния, или оно не будет носить уголовный характер. Также можно предотвратить возбуждение УД, предупредив сообщение о преступлении, или доказав невиновность.

Во всех случаях необходимо опираться на нормы действующего законодательства, в частности – УПК. В ст. 24 есть несколько оснований для отказа:

  • отсутствие состава преступной деятельности;
  • неимение такого факта;
  • истечение срока давности;
  • отсутствие поданной заявительной бумаги от потерпевшей стороны;
  • нет заключения судебного специалиста о присутствии признаков преступного деяния;
  • смерть обвиняемого или подозреваемого лица.

Таким образом, следственные действия могут прекратиться или не повлечь за собой возбуждение УД при наличии перечисленных обстоятельств.

Что происходит после возбуждения дела

С возбуждением дела стартует процесс поиска и сбора доказательств и иных имеющих значение сведений, составляющих предмет доказывания. Практически все, что было собрано в ходе доследственной проверки по сообщению о преступлении, доказательствами в смысле УПК РФ не будет.

Например, объяснения, полученные у потенциального потерпевшего, предполагаемого преступника и свидетелей, собираются не с целью доказывания вины, а с целью установления, есть ли в рассматриваемом происшествии признаки состава преступления. Они доказательствами не являются.

Впоследствии в рамках возбужденного дела будет происходить их допрос по правилам проведения следственных действий, установленным УПК. Нарушение этих правил влечет признание доказательств недопустимыми.

Некоторые документы, полученные от потерпевшего, например, на похищенное имущество: телефон, технику, чеки и т. д., просто приобщаются к материалам проверки. А в рамках уголовного дела для того, чтобы документы имели доказательственное значение, они должны быть соответствующим образом оформлены протоколами выемки, осмотра и признаны доказательствами постановлением следователя или дознавателя.

Однако некоторые сведения, полученные до возбуждения дела, являются доказательствами. Например, результаты осмотра места происшествия, оформленные соответствующим протоколом.

Доказательствами по делу могут являться сведения, полученные на стадии доследственной проверки, если соблюдены правила проведения, предусмотренные УПК РФ для проведения соответствующего процессуального действия.

Как узнать, возбуждено ли дело?

Нередко встречаются факты, когда о принятом по сообщению о преступлении решении уведомления заинтересованным лицам не поступают или попросту не направляются по какой-то причине.

В этом случае узнать, возбуждено ли дело, возможно в дежурной части правоохранительного органа или у должностного лица, ответственного за ведение книги регистрации/учета сообщений о преступлениях и происшествиях, по номеру КУСП, указанному в талоне-уведомлении, выданном при подаче заявления.

Если этого документа в распоряжении нет, можно обратиться письменно к надзирающему прокурору или руководителю подразделения правоохранительного органа, в котором проводилась проверка с жалобой на неуведомление о результатах проверки или с просьбой о сообщении ее результатов.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

В соответствии с уголовно-процессуальным законом необходимыми условиями для возбуждения уголовного дела являются наличие законного повода и достаточного основания, а также отсутствие данных о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.

В юридической литературе нет однозначного понимания юридической природы поводов к возбуждению уголовного дела, хотя выяснение именно этого вопроса имеет существенное значение при возбуждении уголовного дела. Одни ученые рассматривают поводы к возбуждению уголовного дела как источники первичных сведений о преступлении, другие, напротив, считают их юридическими фактами. В научной литературе высказываются и другие мнения о правовой природе поводов к возбуждению уголовного дела.

Более распространена первая точка зрения. Следует отметить, что сторонниками взглядов на поводы к возбуждению уголовного дела как на установленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают первичную информацию о совершенном или готовящемся преступлении, являются многие процессуалисты. По мнению других процессуалистов, уголовно-процессуальный закон придает поводам значение юридических фактов, появление которых влечет необходимость рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела. Иные точки зрения, по нашему мнению, представляют собой попытки найти компромисс между двумя вышеизложенными подходами в определении правовой природы поводов к возбуждению уголовного дела. П.А. Лупинская определяет повод к возбуждению уголовного дела как источник, из которого лицом, уполномоченным на возбуждение уголовного дела, становятся известны сведения о совершении или готовящемся преступлении.

В.П. Малков определяет повод как поступивший в компетентные органы информационный сигнал, который, с одной стороны, содержит сведения о признаках преступлений, а с другой — представляет собой юридический факт, требующий от соответствующего органа совершения определенных, предусмотренных законом действий.

В теории уголовного процесса были предприняты попытки и качественно иного подхода к определению правовой природы поводов к возбуждению уголовного дела.

На основании анализа различных точек зрения А.Р. Михайленко, подвергая сомнению определение повода как юридического факта, сделал вывод, что повод является «важным условием, предпосылкой, побудительным началом уголовно-процессуальной деятельности компетентных органов по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела и возможности ведения расследования». Эта точка зрения нашла сторонников среди других процессуалистов.

Исходя из изученных точек зрения можно определить следующее: Повод к возбуждению уголовного дела это установленный законом источник информации, из которого становится известно о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, материалы.

Порядок возбуждения уголовного дела

Достаточно подробная правовая регламентация порядка возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Она напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов, например, неприкосновенности личности и жилища, презумпцией невиновности, а с другой — с обеспечением принципа уголовного права, т.е. неотвратимостью наказания за совершенное преступление.

Читайте также:  Как подать на алименты после развода в суд

Успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной степени обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно органом дознания, следователем, мировым судьей (по делам своей подсудности) будут приняты решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.

Контроль и запись переговоров производится в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что переговоры подозреваемого, обвиняемого, других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.
Данное следственное действие состоит в прослушивании специально уполномоченными на то органами (ФСБ и МВД) телефонных и иных переговоров, а также в их записи с помощью любых средств коммуникации (технических средств) в целях последующего осмотра и воспроизведения фонограмм.
Под иными переговорами понимаются любые переговоры с помощью проводной и беспроводной связи, а также путем непосредственного общения.
Рассматриваемое следственное действие существенно ограничивает конституционное право граждан на тайну переговоров, поэтому в законе установлены дополнительные гарантии законности его производства.
Так, контроль и запись переговоров допускаются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только на основании судебного решения. Вместе с тем ч. 2 ст. 13 УПК РФ допускает в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ производство контроля и записи переговоров без судебного решения с последующим уведомлением судьи и прокурора о произведенном следственном действии. Однако необходимо отметить, что между ч. 2 ст. 13 и ч. 5 ст. 165 УПК РФ имеются противоречия, поскольку в последней норме речь идет только об исключительных случаях производства без получения судебного решения обыска, выемки в жилище и личного обыска в случаях, не терпящих отлагательства. Эти нормы должны быть приведены в соответствие друг с другом.
Кроме того, получение судебного решения на производство контроля и записи переговоров не требуется, когда об этом поступает письменное заявление потерпевшего, свидетеля при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении их самих или их близких. Однако если письменное заявление в таких случаях отсутствует, судебное решение все же необходимо получить.
В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров должно быть указано: по какому делу необходимо произвести данное следственное действие; основания его применения; данные о лице, чьи переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления следственного действия и наименование органа, которому поручается его техническое обеспечение.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров не может продолжаться более 6 месяцев. Если необходимость в данном мероприятии отпадает, оно прекращается по постановлению следователя. Не допускается контроль и запись переговоров после окончания предварительного расследования.
Следователь в любой момент вправе истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она должна быть передана следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи переговоров и характеристики использованных при этом технических средств.
Осмотр и прослушивание фонограммы следователь производит с участием понятых. При необходимости приглашаются специалист, а также лица, чьи телефонные и иные переговоры записывались. О результатах осмотра и прослушивания следователь составляет протокол, в котором дословно излагается та часть фонограммы, которая имеет отношение к делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании, вправе изложить свои замечания к протоколу.
Фонограмма полностью приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, о чем следователь выносит постановление. Храниться она должна в опечатанном виде в условиях, обеспечивающих ее техническую пригодность, но при этом должна быть исключена возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

Предъявление для опознания — это следственное действие, в ходе которого опознающему предъявляется какой-либо объект для того, чтобы он установил его тождество или различие с тем объектом, о котором ранее давал показания.
Предъявлению для опознания обязательно должен предшествовать допрос опознающего. Им может быть свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый. В протоколе допроса должно быть отражено, сможет ли данный участник процесса опознать какое-либо наблюдавшееся им ранее лицо или предмет и по каким именно признакам.
Если же он заявляет о том, что не сможет опознать объект или не может назвать особых примет или признаков объекта, предъявление для опознания теряет всякий смысл.
В зависимости от объекта различают предъявление для опознания лица, предмета, трупа. На практике встречается также предъявление для опознания животных, помещений, строений, участков местности и других объектов.
Предъявление для опознания производится в присутствии понятых.
Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности сходными между собой по внешности (одного пола, примерно одного роста, возраста, если это имеет значение — с одинаковым цветом волос, глаз, в похожей одежде и т.д.). Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа.
Перед началом следственного действия опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем делается отметка в протоколе.
Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее трех. Обычно они располагаются под соответствующими пронумерованными карточками. В протоколе должно быть отражено, под каким номером находится опознаваемый предмет.
При невозможности предъявления для опознания лица или предмета в натуре оно может быть произведено по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц или предметов, внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех, которые также располагаются под номерами.
Опознающий приглашается в помещение, где производится опознание, только после выполнения указанных действий.
Если опознающим является свидетель или потерпевший, то они предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, что отмечается в протоколе.
Опознающему предлагается осмотреть предъявляемые объекты и указать лицо или предмет, о котором он ранее давал показания, а также сообщить, по каким приметам или признакам он произвел опознание. Наводящие вопросы при этом не допускаются.
Нельзя проводить повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам.
Если существует угроза безопасности опознающего, по решению следователя опознание может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.
О предъявлении для опознания составляется протокол. В нем указываются сведения о личности опознающего, о лицах и предметах, предъявленных для опознания, и по возможности дословно излагаются показания опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то этот факт должен быть отражен в протоколе. Протокол зачитывается следователем вслух. Лица, участвующие в данном следственном действии, вправе требовать внесения в него дополнения и поправок. Протокол подписывается всеми присутствующими при опознании.

Определение 3

Согласно статье 182 УПК под обыском понимается следственное действие, суть которого состоит в принудительном обследовании помещений, местности и других объектов или отдельных граждан, чтобы отыскать и изъять следы, орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным способом, а также обнаружить разыскиваемых лиц и документацию, имеющую значение для изучаемого уголовного дела.

Основанием для обыска выступает наличие достаточной информации полагать, что в каком-то месте либо у какого-то лица могут быть орудия преступления, предметы, документация и ценности, имеющие отношение к уголовному делу.

Замечание 5

Обыск осуществляется на основе постановления следователя. Обыск в жилище допускается на основе решения суда согласно статье 165 УПК.

Перед тем, как начать обыск, следователь предъявляет постановление о его производстве либо решение суда с согласием на его производство и предлагает в добровольном порядке передать подлежащие изъятию предметы, документацию и ценности, имеющие значимость для уголовного дела. Если все предметы были переданы в добровольном порядке, и отсутствуют основания опасаться за их сокрытие, тогда следователь имеет право не осуществлять обыск. Изъятые предметы, документацию и ценности следователь предъявляет понятым и иным лицам, которые присутствовали при обыске, и при необходимости пакует и опечатывает на месте обыска, что потом удостоверяется подписями перечисленных лиц. Если следователь не против, то при обыске может находиться защитник и адвокат того человека, в помещении которого осуществляется обыск.

Замечание 6

При обыске обязательно должны присутствовать понятые, а также неотъемлемой частью данных следственных действий является составление протокола.

Контроль и запись переговоров

Если достаточно оснований предполагать, что телефонные и прочие переговоры подозреваемых, обвиняемых или иных лиц могут содержать информацию, значимую для уголовного дела, их контролирование и запись допустимы при возбуждении уголовных дел о преступных деяниях средней тяжести, о тяжких и особо тяжких преступных деяниях лишь на основе решения суда согласно статье 165 УПК.

Замечание 9

Если существует угроза совершения насилия, вымогательства и иных преступлений по отношению к потерпевшему, свидетелю или их родственникам, близким лицам контроль и запись телефонных и других переговоров возможны с письменного заявления перечисленных лиц, а в случае отсутствия подобного заявления – на основе решения суда.

Следователь направляет постановление о проведении контроля и записи телефонных и прочих переговоров с целью исполнения в специальный орган на срок до 6 месяцев. Контроль оканчивается не позднее завершения предварительного расследования. Необходимо отметить, что следователь в любой момент имеет право потребовать от органа, производящего контроль и запись переговоров, фонограмму с целью осмотра и прослушки. Фонограмму передают следователю в опечатанной форме. Об итогах осмотра и прослушки фонограммы следователем в присутствии понятых (и возможно специалиста), а также людей, чьи телефонные и другие виды переговоров записаны, составляется протокол, где излагается важная для уголовного дела часть фонограммы. Фонограмма целиком приобщается к материалу уголовного дела в качестве вещественного доказательства и хранится в таких условиях, которые исключают ознакомление с ней посторонних лиц.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *