Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников

Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Вид денежной выплаты – выходное пособие при увольнении, назначается наемному служащему в связи с сокращением, в качестве возмещения за последующий утраченный доход. Начисление равняется среднему значению месячного заработка работника. Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов сохраняется на период дальнейшего поиска работы, на срок не более двух месяцев с даты сокращения.

На деньги можно рассчитывать, если государственная служба занятости не смогла подобрать соответствующее квалификации место службы. Расчет производится на основе среднего дневного заработка. Сумма умножается на число рабочих дней месяца, за который полагается компенсация при сокращении.

Кроме того, при реорганизации практически всегда изменяется штатное расписание. В связи с этим реорганизация зачастую сопровождается сокращением численности или штата работников. В штатное расписание могут вводиться новые структурные подразделения, должности, исключаться отдельные должности.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут сочетаться.

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Работодатель решил оптимизировать свой бизнес и сократить несколько штатных единиц для уменьшения текущих расходов. Работников заблаговременно известили об этом, предложили им другие рабочие места, в общем, были соблюдены все требования трудового законодательства. Когда дело дошло до увольнения, встал вопрос: какие выплаты при сокращении штата, кроме заработной платы за последний отработанный месяц и компенсации неиспользованного отпуска, должна произвести организация? Ответ на этот вопрос кроется в статье 178 Трудового кодекса РФ , мы рассмотрим все эти требования подробнее, вместе с примерами.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнен��и служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Аргументы в пользу от Минфина

Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.

В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:

  • сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
  • сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
  • второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
  • на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.

Уведомление о сокращении работника должно предоставляться в письменной форме. В документе должна указываться дата уведомления. Фактическое сокращение может произойти не раньше и не позднее истечения двух месяцев со дня получения уведомления сотрудником.

Если работник по собственному желанию захочет оформить увольнение раньше, ему необходимо написать заявление в письменном виде.

По законодательству работодатель обязуется проинформировать не только сотрудников, а и орган государственного профсоюза, который будет осуществлять контроль над законностью процесса увольнения.

Уведомление в профсоюз отправляется не позднее трех месяцев до даты фактического сокращения. При рассмотрении причин сокращения персонала, представители профсоюза могут вносить предложения или изменения, которые помогут минимизировать предполагаемый объем увольнений.

Профсоюзы представляют сторону работников и всячески корректируют работу работодателей, могут вносить изменения в сроках проведения сокращения.

Только после согласования порядка увольнения, работодатель имеет право вносить изменение в рабочий распорядок и информировать сотрудников о предстоящих переменах.

Необходимо учитывать факторы:

  • сотрудник не может быть уволен позднее даты назначенного увольнения, поскольку это нарушает его права. Работник должен знать день увольнения, для возможности трудоустройства;
  • в случае если сотрудник находится в отпуске или отсутствует по причине болезни, он может быть уволен на следующий день после выхода на работу;
  • работодатель не имеет оснований отодвигать дату увольнения, это нарушает права работников.

Важно: Работодатель не имеет права менять дату фактического увольнения на свое усмотрение.

Порядок сокращения численности или штата работников в учреждении и отражение расходов в учете

Мухин С.Р., эксперт журнала

Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2020

В целях оптимизации расходов бюджетов в казенных учреждениях в госорганах и местных администрациях может проводиться сокращение численности или штата. В статье рассмотрим порядок проведения процедуры и отражения соответствующих расходов.

В большинстве случаев увольнение работников или служащих вызвано реорганизацией учреждения или госоргана.

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут сочетаться.

В силу ст.

75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Вместе с тем увольнение сотрудников все же допускается, если они отказываются работать после реорганизации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). В таком случае трудовой договор перестает действовать в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Кроме того, при реорганизации практически всегда изменяется штатное расписание. В связи с этим реорганизация зачастую сопровождается сокращением численности или штата работников. В штатное расписание могут вводиться новые структурные подразделения, должности, исключаться отдельные должности.

Сокращение штата или численности в казенном учреждении осуществляется:

  • в соответствии с положениями ТК РФ – если увольнению подлежат работники, с которыми заключены трудовые договоры;
  • в соответствии с Законом № 79-ФЗ[1] – если контракт расторгается с госслужащими.
Читайте также:  Как перейти из НПФ обратно в государственный пенсионный фонд – госуслуги

На муниципальных служащих, увольняемых по сокращению штата или численности, распространяются положения трудового законодательства (см. п. 2 ст. 23 Закона № 25-ФЗ[2]).

Рассмотрим процедуру увольнения работников учреждения и госслужащих по данному основанию и выделим основные положения, которые необходимо знать работодателю (нанимателю).

Сокращение численности и штата работников: оформляем правильно

Трудовой Кодекс такое мероприятие, как сокращение численности или штата работников, регулирует в статьях, касающихся вопросов увольнения и предусматривающих компенсации и гарантии сотрудникам.

Трудовой кодекс сокращение численности или штата работников регламентирует достаточно подробно и четко, но при применении норм кодекса всегда возникают вопросы.

Большое значение имеет судебная практика, Верховный суд нередко издает разъяснения по порядку применения статей закона, например, по данному вопросу до сих пор актуально Постановление Пленума ВС № 2 от 17.03.2004, в котором этому вопросу уделено немало внимания.

Сокращение численности работников происходит по инициативе работодателя, это основание для расторжения трудового договора сформулировано в ст. 81 ТК РФ. Ст. 178-180 полностью посвящены гарантиям и компенсациям человека, уволенного по такому основанию.

Пенсия госслужащих и индексация в связи с увеличением зарплат

Госслужащие имеют право на оформление пенсии за выслугу лет в случае, если стаж на соответствующем месте службы составляет не менее 16 лет. Пенсия по выслуге лет рассчитывается по формуле доход за год/12 месяцев. В 2023 году анонсировали увеличение зарплат госслужащих, в связи с чем появился вопрос – а размер пенсии вырастет?

Да, действительно, пенсия с 1 января 2023 года по выслуге лет будет увеличена. Не для всех, повышения коснуться сотрудников центрального аппарата МИД России, органов публичной власти, сотрудников представительств РФ и далее. Регулирует список должностей и индекс увеличения пенсии Постановление Правительства РФ от 28 января 2022 г. № 62. Надбавки применятся как раз с 1 января текущего года.

А вот увеличение зарплат госслужащим на повышении никак не отразиться. При возникновении вопросов стоит обратиться в любое отделение Социального Фонда РФ для уточнения информации по расчету выплаты.

Выплаты при увольнении госслужащего

Особенности и законодательная база.

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ. Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ. Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается.

В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников.

По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Увольнение по сокращению: что должны заплатить работнику

Одной из гарантий профессиональных прав госслужащего является закрепленная в законе обязанность представителя нанимателя предложить сотруднику, подпадающему под сокращение, имеющиеся вакантные должности. Правила предоставления таких вакансий установлены Постановлением Правительства РФ № 822 от 19.09.2013.

После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.

Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:

  1. Представители кадровой службы приступают к поиску вакансий в других органах не менее чем за 30 дней до дня планируемого увольнения.
  2. Формируется список вакантных должностей гражданской госслужбы. В список включаются вакансии в госорганах в той же местности, где работал служащий. Если в той же местности подходящих мест нет, в перечень включают предложения из других местностей.
  3. За 25 дней до последнего рабочего дня кадровая служба передает сотруднику под роспись уведомление с предложением о занятии вакантной должности. К уведомлению прикрепляется список имеющихся вакансий.
  4. При поиске альтернативы кадровая служба обязана учесть профессиональные характеристики лица. К таким характеристикам относятся категория и группа занимаемой должности, область и вид служебной профдеятельности, уровень квалификации, стаж, направление подготовки.
  5. С момента получения уведомления у госслужащего есть 2 дня для принятия решения. Вариантов два – согласиться или отказаться от полученных предложений. Если человек согласен занять вакантную должность, он подает заявление в кадровую службу. В заявлении нужно просить о направлении своей анкеты в соответствующий орган.
  6. В 2-дневный срок с момента получения заявления кадровики обязаны направить в соответствующий госорган письмо с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности. В документе указывается, какую вакансию выбрал увольняемый и когда заканчивается 2-месячный предупредительный срок.
  7. Кадровая служба органа, которому было направлено письмо, обязана подготовить ответ в 3-дневный срок. Если предложенная кандидатура подходит, то в ответе также указывается, когда и где будет проведено собеседование.
  8. Госслужащего ознакомляют с ответом потенциального работодателя в течение одного дня с момента получения соответствующего письма.
  9. На финальном этапе оформляется перевод служащего.

При увольнении по сокращению численности (штата) закон защищает права более уязвимой стороны — работника. В ТК РФ предусмотрены несколько видов гарантий, позволяющих сделать расставание сотрудника с нанимателем менее болезненным. В том числе это денежные средства, которые работодатель обязан заплатить, чтобы не нарушить трудовое законодательство:

  1. Зарплата. Важно отметить, что выплатить нужно всё, что причитается работнику на дату увольнения, вкл. долги работодателя за предыдущие периоды. А вот если у работника есть какие-то долги перед работодателем, то удержать большинство из них из зарплаты можно только с письменного согласия работника.

    Пример

    У работника остались подотчетные суммы, по которым он не сдал авансовый отчет. Просто скорректировать выплату при увольнении на сумму долга работника нельзя. Нужно договариваться с ним и получать от него согласие на удержание из зарплаты.

  2. Компенсация за неиспользованный отпуск. При увольнении по сокращению штатов рассчитывают обычным порядком, без каких-то нюансов.
  3. Выходное пособие при сокращении. Ниже разберем подробно, как его рассчитать.
  4. Средний заработок на время трудоустройства. Его нужно выплачивать за 2-й и 3-й месяц после увольнения (для работников Крайнего Севера — еще и за 4-6 месяцы). Но бывший работник обязан подтвердить, что он за прошедшее время никуда не трудоустроился. Для этого он должен представить трудовую книжку, в которой отсутствует запись о приеме на работу, или сведения о трудовой деятельности — в соответствии с новыми правилами ведения электронных трудовых книжек (ст. 66.1 ТК РФ). Средний заработок за 3-й месяц после увольнения (за 4-6 для северян) выплачивают, только если работник предъявил решение органа занятости населения о том, что за ним нужно сохранить заработок на этот период (ст. 178 ТК РФ).
  5. Пособие по больничному листу. Если работник заболел в течение 30 дней после даты увольнения по сокращению. Правда, в отличие от «рабочих» больничных, «увольнительный» оплачивают всегда в размере 60% от среднего заработка.

Нет сомнений, что если сокращение произведено в связи с коронавирусной инфекцией, служба занятости будет более охотно выдавать решения о сохранении за уволенным среднего заработка от прежнего работодателя в течение максимально возможного срока.

Средний заработок тоже выплачивают всем работникам, кроме принятых по договору сроком до 2-х месяцев (ст. 178, ст. 318 и ст. 292 ТК РФ). У сезонников в качестве такого среднего заработка выступает выходное пособие за 2 недели.

Порядок выплаты среднего заработка (при условии, что работник предоставил все необходимые подтверждения об отсутствии факта трудоустройства) такой:

  • за первый месяц — ничего выплачивать не нужно. Работнику уже выплатили выходное пособие в день увольнения;
  • за второй месяц — средний заработок, если работник подтвердил, что он никуда не устроился (трудовой книжкой или сведениями о трудовой деятельности);
  • за третий месяц после увольнения средний заработок выплачивают после предъявления работником решения от службы занятости.

Для работников Крайнего Севера порядок тот же, но сроки продлены в соответствии с ТК РФ.

Читайте также:  Как получить субсидию на оплату ЖКХ

Выплаты при сокращении госслужащего в 2021 году налоги

Особенно это касается людей предпенсионного возраста, которые основную часть своей жизни проработали на одном предприятии. С другой стороны — во времена экономического кризиса, происходящего в стране, без такой жестокой меры просто не обойтись. Руководители организаций, выполняя распоряжения свыше, должны как можно более тактично и мягко выполнить столь нелицеприятную миссию, чтобы сокращения в 2021 году не стали для их сотрудников причиной нервных срывов и фатальных последствий.

Они предусматривают внедрение системы эффективного контракта государственного служащего. Сам по себе контракт выглядит как обычный трудовой договор, однако в нем прописаны критерии оценки эффективности и показатели, которых необходимо достичь должностному лицу в рамках своих компетенций.

23 октября 2021 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания кабмина одобрил проект. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин пояснил, что изменения коснутся новых расчётов доплаты по выслуге лет. Согласно этой поправке пенсия госслужащих изменится с 1 января 2021 года.

Экономический кризис и проблемы с наполнением бюджета приводят к вынужденному сокращению государственных расходов, в том числе на оплату труда госслужащих. В текущем году зарплаты федеральных служащих остались без индексации, последние новости свидетельствуют, что повышение окладов возможно уже в 2021 году. Низкие цены на нефть привели к стремительному сокращению поступлений от экспорта «черного золота».

Однако госслужащие, не имеющие профильного образования, смогут сохранить свои места, если они обладают очень важным набором качеств:

Еще один вариант повышения результативности программы по оптимизации государственных расходов — перевод госслужащих с обеспечивающей на контрактную схему работы. Планируется, что такая мера позволит значительно уменьшить затраты на материальное обеспечение чиновников. Если обеспечивающая схема деятельности предусматривает возможность ежемесячного увеличения зарплат федеральных служащих за счет различных премий и надбавок, то контрактники этого преимущества лишены.

Власти заявили, что финансовые ресурсы для реализации такого повышения уже учены в откорректированном госбюджете. Что касается самой индексации, то, согласно последним планам правительства, она будет проводиться не в январе, а октябре 2021 и 2021 годов. Пока что говорят о перспективах 4%-го повышения, но плановая инфляция может кардинально отличаться от цифры, зафиксированной экономическими ведомствами страны.

В особых случаях среднемесячный заработок можно получить и за третий месяц. На эту выплату можно претендовать, если соблюдаются следующие условия: сокращенец обратился в центр занятости в течение двух недель со дня увольнения ; в течение трех месяцев бывший работник не смог устроиться на работу; служба занятости вынесла решение о сохранении за уволенным работником среднемесячного заработка в течение третьего месяца. Компенсация из-за досрочного увольнения при сокращении работника. Организация должна предупредить работника о предстоящем сокращении за два месяца.

Для реализации этой задачи в бюджете предусмотрено 47,5 млрд руб. Правительство предусмотрело еще 450 млрд руб. для повышения зарплат остальных категорий госслужащих. При этом будет реформирована сама система оплаты труда, что позволит повысить эффективность государственного аппарата.

    Сокращение госслужащих в 2021 году продолжаетсяПредупреждение об увольнении госслужащихДействия представителя нанимателя при сокращении госслужащихВарианты продолжения трудовых отношенийКомпенсация при увольнении по сокращениюПример расчета компенсации при сокращении госслужащегоИные выплаты при увольненииУвольнение госслужащего по сокращению штатаОбщие правила увольнения госслужащегоУвольнение по сокращению штатов отдельных категорий госслужащихКомпенсации при увольнении госслужащих по сокращению штатаУвольнение госслужащегоКак регулирует увольнение госслужащих ТК РФВиды увольненияУвольнение по собственному желаниюУвольнение по медицинским показаниямУвольнение переводомУвольнение в связи с выходом на пенсиюУвольнение по сокращению штатов, ликвидации и т.д.Увольнение в связи со смертьюУвольнение в связи с утратой доверияОбразец заявления на увольнение госслужащегоРасчет выплаты госслужащим при увольненииКомпенсацииПрава и обязанности госслужащих после увольненияВыплаты при сокращении госслужащих в 2021 годуСокращение госслужащихПреимущественное правоПредложение о «переводе»Выплаты при сокращении

Работнику, попавшему под сокращение, полагаются определенные выплаты и компенсации. Выплаты при сокращении работника необходимы для его финансовой поддержки на время трудоустройства. Что и в какие сроки должен компенсировать сотрудникам работодатель, сокращая штат, расскажем в нашей статье.

После увольнения сокращенный в случае нетрудоустройства может иметь право на сохраненный средний заработок; об этом будет сказано ниже. Средний заработок Сроки выплат Все суммы, причитающиеся увольняемому, должны быть выплачены в день увольнения (ст. 140 ТК РФ)

Однако и здесь есть поправки: профильное высшее образование обязательно для лиц, занимающих такие должности, как: При этом сохранить свои должности в ходе проверок смогут только те, у кого есть диплом специалиста или магистра.

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ . Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ . Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2021 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Законодательная база
ФЗ №79 от 27.07.2021 года регламентирует все льготы и социальные гарантии при сокращении госслужащих. Работников государственных организаций необходимо уведомлять за два месяца до предполагаемого увольнения. Оповещение осуществляется лично руководителем или его представителем и обязательно проходит в письменной форме под роспись сотрудника.

Работник не обязан соглашаться на перевод, если его не устраивает должность, условия работы или место расположения организации (другой город, подразумевающий переезд). В таком случае руководитель обязан уволить сотрудника на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (сокращение) со всеми положенными выплатами и компенсациями.

  1. Надбавка за выслугу лет. В зависимости от стажа она может составлять от 10 до 30% оклада.
  2. Надбавка за особые условия гражданской службы в размере до 200% оклада.
  3. Надбавка за работу с государственной тайной.
  4. Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. п.)
  5. Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25.07.2021 № 763.
  6. Единовременная выплата к отпуску в размере двух месячных окладов.

Работа госслужащих связана с обеспечением деятельности государственного аппарата и выполнением им всех необходимых функций. От профессионализма госслужащих зависит развитие государства. Лицам такой категории в 2021 году положены некоторые льготы.

Как и все работники, служащие должны быть предупреждены о сокращении заблаговременно. Уведомить об этом должен представитель нанимателя. Уведомление должно быть сделано персонально и под подпись минимум за два месяца до увольнения.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

Государственные служащие, помимо указанных выше преференций, получают также безвозмездную государственную субсидию на приобретение жилого помещения единожды за все время несения службы. Величина выплаты будет зависеть от субъекта РФ, в котором работает госслужащий, или от федерального закона, если речь идет о чиновнике федерального уровня.

Расторжение трудового договора с сотрудником не может произойти без окончательного расчета с ним. В последний рабочий день работнику необходимо перечислить все полагающиеся ему финансы. В случае сокращения к обязательным выплатам будут относиться следующие:

  • Заработная плата сотрудника за отработанный им период.
  • Компенсация за его отпуск.
  • Выплата выходного пособия.
  • Размер среднего заработка на время поиска новой работы.
  • Возможная дополнительная компенсация в том случае, если произошло увольнение до истечения пары месяцев с момента уведомления.

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Выплаты госслужащим при сокращении в 2021 году

Напомним, что важность перехода на эффективный контракт всех бюджетников неоднократно отмечал Владимир Путин. — Изменение планируется и нашло свое отражение в проекте указа президента о федеральной программе

Также было отмечено, что существуют должностные регламенты ведомств, где прописаны требования к уровню образования, навыков, компетенций, стажу гражданской службы и должностные обязанности различных категорий сотрудников. При ознакомлении с несколькими регламентами выяснилось, что механизм привязки зарплаты к эффективности работы госслужащего нигде не прописан.

Например, не нужно принимать в расчет больничные и отпускные. Выходное пособие рассчитывается так: Выходное пособие = Среднедневной заработок х Количество рабочих дней в первом месяце после увольнения Если потребуется выплатить сумму за следующие месяцы, воспользуйтесь этой же формулой, взяв количество рабочих дней за соответствующий месяц.

компенсация за неиспользованный отпуск (если такой есть); заработная плату за время, которое он отработал в месяце увольнения; выходное пособие – в общем случае в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ)

Читайте также:  Расчет УСН доходы минус расходы (с примерами)

После увольнения сокращенный в случае нетрудоустройства может иметь право на сохраненный средний заработок; об этом будет сказано ниже. Средний заработок Сроки выплат Все суммы, причитающиеся увольняемому, должны быть выплачены в день увольнения (ст. 140 ТК РФ)

Однако и здесь есть поправки: профильное высшее образование обязательно для лиц, занимающих такие должности, как: При этом сохранить свои должности в ходе проверок смогут только те, у кого есть диплом специалиста или магистра.

Бывают разные причины сокращения штата работников: реорганизация предприятия, внутренний финансовый кризис, как следствие – временное или полное отсутствие необходимости в определенной штатной единице, ликвидация должностей, уменьшение численности рабочих мест. Решение на освобождение от должностей принимает руководитель организации самостоятельно. Чтобы увольнение сотрудника было легальным, работодатель должен документально подтвердить действующее сокращение штата.

Вид денежной выплаты – выходное пособие при увольнении, назначается наемному служащему в связи с сокращением, в качестве возмещения за последующий утраченный доход. Начисление равняется среднему значению месячного заработка работника. Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов сохраняется на период дальнейшего поиска работы, на срок не более двух месяцев с даты сокращения.

При этом законодательство устанавливает достаточно четкий порядок действий по извещению. Во-первых, уведомление представляется в письменном виде. Во-вторых, исключительно под роспись сотрудника. Отсутствие человека на рабочем месте по уважительной причине не является основанием для отсутствия извещения о предстоящем сокращении.

Федеральный закон не исключает случай увольнения работников организации по инициативе руководителя. Сокращение штата – абсолютный метод оптимизации деятельности на любом предприятии. Законодательством предусматриваются случаи, когда наемник, занимающий ликвидируемую должность, путем перевода имеет право получить другое свободное место в организации. Существует порядок проведения процедуры сокращения штатов, который обязан соблюдать руководитель.

Сокращение госслужащих является частью программы по оптимизации государственных трат. Программа стартовала с начала 2016 и и продолжит действовать в 2021 году. Помимо урезания штата чиновников, предусматривает перераспределение функций между органами власти с целью выявления и ликвидации «дублирующих» должностей.

Согласно заявлению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, данный документ является продолжением инициативы по сокращению госслужащих, в том числе и работников прокуратуры и СК. Песков подтвердил, что в общем планируется уменьшить штат сотрудников госаппарата на 10% (соответствующее заявление ранее было озвучено премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, ежегодно выделявшее более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95–97 млрд руб.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

  1. Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
  2. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– направляется для получения дополнительного профессионального образования;

– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Преимущественное право

Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:

  • большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
  • более высокую специальность, квалификацию;
  • направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
  • более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:

  • подготовленных служащим проектах документов;
  • выполненных поручениях.

При проведении аттестации учитывается:

  • не нарушал ли аттестуемый запреты;
  • соблюдал ли он ограничения;
  • насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.

Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.

Основания для прекращения служебного контракта с госслужащим

Порядок расторжения служебного контракта с госслужащим регламентируется действующим трудовым законодательством и нормами закона «О госслужбе», в соответствие с которыми госслужащий может быть уволен по следующим основаниям:

  1. По собственному желанию. Расторжение служебного контракта возможно на основании Заявления, поданного госслужащим не менее чем за 2 недели до планируемого увольнения. Приказ об увольнении госслужащего по собственному желанию можно скачать здесь ⇒ Приказ об увольнении с госслужбы по собственному желанию.
  2. По согласованию сторон. Госслужащий и представитель нанимателя могут согласовать дату расторжения служебного контракта и зафиксировать ее в соответствующем заявлении.
  3. По сокращению. Госслужащий может быть уволен в связи с ликвидацией госоргана, а также по сокращению госдолжностей.
  4. По медицинским показаниям. Служебный контракт может быть расторгнут на основании медицинского заключения, в соответствие с которым госслужащий не может выполнять возложенные на него обязательства по медицинским показаниям. Также возможно увольнение в случае отсутствия госслужащего на работе в течение более 4-х месяцев подряд по причине временной нетрудоспособности.
  5. Несоответствие занимаемой должности. Основанием для прекращения служебного контракта является несоответствие занимаемой должности, установленное по результатам аттестации, а также утрата доверия к госслужащему в связи с нарушением ограничении и законов о противодействии коррупции.

При сокращении государственной должности представитель нанимателя уведомляет сотрудника и выборный орган профсоюзов не менее чем за 2 месяца до планируемого увольнения.

Перечень компенсаций, выплачиваемый при увольнении госслужащего, и порядок их расчета зависит от оснований, по который прекращен служебный контракт.

Основание для увольнения госслужащего Зарплата Выходное пособие, дополнительные компенсации
По собственному желанию Выплачивается в полном объеме 2 Выплачивается в полном объеме Не выплачивается
В связи с утратой доверия Выплачивается без учета материальной помощи 4 Выплачивается в полном объеме Выплачивается компенсация в размере 4-месячного оклада
За нарушение трудовой дисциплины Выплачивается без учета материальной помощи 6 Выплачивается в полном объеме Выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *