Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Сушность и значение негосударственных пенсионных фондов
Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:
1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;
2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;
3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;
4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.
Проходящая в РФ пенсионная реформа послужила стимулом для развития негосударственных пенсионных фондов, чья деятельность сопряжена с рисками, сходными с рисками компаний страхования жизни. В рамках обязательного пенсионного страхования НПФ реализуют программы управления накопительной частью трудовой пенсии. Дополнительное пенсионное обеспечение предполагает пенсионные программы с установленными взносами и выплатами, срочные и пожизненные, с полной или частичной капитализацией.
Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время по состоянию на 1 января 2011 года представлена 157 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Они располагают имуществом на сумму, превышающую 861,9 миллиарда рублей, пенсионными накоплениями в размере 146,9 миллиардов рублей и пенсионными резервами 591,2 миллиардов рублей. Совокупный объем имущества негосударственных пенсионных фондов составляет 7,1% от объема Российского ВВП.[6]
Диаграмма 2.1
Количество НПФ, осуществляющих свою деятельность на территории
РФ.
Пенсионная реформа, проводимая на протяжении многих лет, позволила существенно изменить условия пенсионного обеспечения в лучшую сторону. Она представляет собой совокупность мер и решений экономического, организационного, политического и правового плана.
Реформа позволила осуществить подход накопительного принципа в пенсионном обеспечении. Величина выплат в таком случае зависит от взносов и их инвестирования. Это позволяет обеспечить стабильный рост государственной экономики в целом.
Результатом реформы явилось также активное развитие такого института как негосударственные пенсионные фонды. Они обладают широким спектром функций и видов деятельности: от непосредственно негосударственного пенсионного обеспечения до услуг по пенсионному страхованию.
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка, но в то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Значительное число изменений и дополнений в действующие законы, регулирующие деятельность НПФ, крупный масштаб предполагаемых нововведений — все это связано с формированием механизмов накопительных и профессиональных пенсий, что объясняет столь серьезные задачи, вменяемые законом для обязательного исполнения НПФ.
Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.
Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.
Размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось.
Увеличение роли негосударственных пенсионных фондов в экономике страны, социальном обеспечении граждан и в конечном счете повышение роли накопительной пенсионной системы, возможно будет, только решении существующих проблем. Прежде всего, это недостаточная информированность населения о целях реформ. Недоверие, учитывая предыдущий опыт, большинства граждан частному сектору. Также немаловажным является чисто психологические факторы, сложившееся за долгое время нерыночных отношений надежда на государство. Поскольку эффект от пенсионных отчислений наступает не сразу, а только после выхода на пенсию, нет уверенности в том, что за то время не произойдет каких либо катаклизмов и компания управляющая деньгами не перестанет существовать вместе с отчислениями граждан.
Преимущества НПФ как рыночного пенсионного института, сочетающего в себе решение сложных социальных и инвестиционных вопросов, могут быть реализованы при соблюдении ряда условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственных механизмов управления и контроля, систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в данной сфере.
Накопительная часть пенсии и возможности распоряжения ею
С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.
Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.
По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.
При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.
Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.
«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9
Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.
Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Вид выплаты |
Особенность выплаты |
Кто может получить |
---|---|---|
Единовременная выплата |
Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов. |
Срочная пенсионная выплата |
Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений) |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Накопительная пенсия |
Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Специфика деятельности
Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.
Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.
Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.
Важно! Деятельность фондов застрахована, в связи с чем гражданину гарантируется, что скопленные им деньги не пропадут.
Надежность негосударственных пенсионных фондов выражается в количестве резервов и длительности работы организации. Опираясь на эти два параметра, можно с точностью сказать, стоит ли доверять деньги организации. Кроме того, в таблицу мы добавили доходность за 2019 год, что позволит узнать, будут ли средства преумножаться в выбранном НПФ.
НПФ |
Доходность |
Год создания |
Резервы, млн. руб. |
Газфонд |
7,27% |
1994 |
434024,40 |
Благосостояние |
11,68% |
1996 |
409476,74 |
Транснефть |
10,85% |
2000 |
95867,88 |
Эволюция |
10,91% |
2000 |
83857,01 |
Открытие |
12,78% |
1994 |
67012,31 |
Сбербанк |
9,89% |
1995 |
44215,36 |
Алмазная осень |
10,02% |
1995 |
27240,59 |
Сургутнефтегаз |
13,1% |
1995 |
18998,35 |
Ханты-Мансийский |
11,89% |
1995 |
16492,79 |
Национальный НПФ |
10,83% |
1997 |
15526,80 |
Принципы работы негосударственного пенсионного фонда
Обращаясь к заглавию нашей статьи необходимо отметить, что принципы работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации представлены тремя главными составляющими:
- НПФ представляет собой некоммерческую организацию. Говоря доступным языком, это дает потребителю гарантию, что учредители фонда никогда и ни при каких обстоятельствах не могут получить денежную прибыль от деятельности пенсионного фонда.
- Инвестирование пенсионных накоплений безопасное. Под этим подразумевается, что все финансовые средства, инвестированием которых занимается НПФ, не только возвратятся назад, но и принесут дополнительный доход. Согласно действующему законодательству НПФ не вправе выдавать кредиты другим предприятиям. Но инвестировать активы в облигации и акции на фондовых рынках им можно.
- Защита пенсионных сбережений. Под данным принципом подразумевается то, что никакие третьи лица, и государство в том числе, ни при каких обстоятельствах не имеют права стать обладателями пенсионных накоплений фонда. НПФ наделены правом собственности на пенсионные накопления застрахованных лиц. Их первоочередная и прямая обязанность –обеспечение выплаты пенсионного обеспечения своим потребителям.
Итак, никакие третьи лица, даже прибегая к помощи судебных органов власти, не вправе претендовать на денежные накопления, которые аккумулируются в НПФ.
Отвечая на вопрос: что такое нпф, нужно сказать, что каждый фонд, находящийся на территории России, имеет строго определенную структуру. Его верховным отделом руководства является совет. Он состоит из всех создателей и директоров фонда.
Помимо этого обязательно работу компании контролирует попечительский совет, в который входят официальные делегаты вкладчиков. Именно они безвозмездно занимаются защитой интересов будущих пенсионеров.
По истечению каждого года деятельности, НПФ обязан предоставить всю имеющуюся отчётность на проверку независимым экспертам. После чего она публикуются на официальном сайте организации вместе с решением экспертов.
Обратите внимание, что помимо всех выше перечисленных проверок, все НПФ обязаны постоянно проходить актуарную оценку, которая определяет жизнеспособность организации и возможность выполнения ею возложенных на нее обязательств по пенсионному страхованию и формированию будущей пенсии граждан.
Благодаря этому, можно сказать, что НПФ ‒ это организации, которые в состояние полноценно вести свою деятельность и предоставлять вкладчикам качественный спектр услуг.
При выборе НПФ нужно учитывать моменты, которые могут повлиять на размер будущей выплаты:
- Денежный капитал вносится на счет организации на данный момент, а выплаты получаются гражданином спустя много лет.
- Прирост капитала небольшой, учитывая существующую инфляцию;
- Накопления на территории Российской Федерации можно делать только в рублях;
- Возможны штрафные санкции за просроченный платеж взноса. Когда подписывается договор с НПФ, вкладчику прописываются обязанности регулярно вносить установленный размер суммы по предусмотренной схеме. Если клиентом не будут внесены деньги в установленный в договоре срок, могут быть начислены санкции в виде штрафа;
- Клиенту необходимо платить назначенный размер комиссии НПФ;
- Получить деньги можно только при крайних обстоятельствах – смерть вкладчика, группа инвалидности, смена места жительства в другую страну.
Преимущества и недостатки НПФ
Деятельность негосударственных организаций имеет свои плюсы и минусы для российских граждан. К преимуществам негосударственных пенсионных фондов относят:
- Прозрачность осуществляемой деятельности – эти компании являются ОАО, и каждый вкладчик видит информацию о своих накоплениях в личном кабинете на сайте общества.
- Возможность управления своим капиталом.
- Право сменить НПФ – раз в пять лет вкладчик имеет возможность перевести свои средства в другую организацию, выбирая наиболее выгодные для себя условия софинансирования.
- Контроль деятельности ОАО осуществляется на государственном уровне, права и обязанности сторон четко прописаны в договоре.
- Страхование накоплений снижает риск их утраты при отзыве лицензии у организации;
- Налоговые льготы.
- Возможность передачи накоплений наследникам.
Важно! Рост количества НПФ ведет к повышению конкуренции и обеспечивает выгодные условия для вкладчиков. Кроме того, обязательства организации перед участниками определяются условиями договора и не зависят от государственных реформ.
При всей популярности, НПФ имеют и ряд недостатков:
- Некачественное инвестирование средств на фоне инфляции приводит к истощению накопительной части, доверенной негосударственному пенсионному фонду.
- Велика вероятность мошенничества при составлении договора.
- Отзыв лицензии приводит к частичной потере прибыли.
- Утрата части средств в случае досрочного перехода в другую организацию.
Как работают организации
Деятельность НПФ представляет собой ответственность за накопления участника, что отражается на его индивидуальном счёте. Оборот полученных и приумноженных фондом средств регулируется системой ОПС (обязательное пенсионное страхование).
При достижении гражданином возраста 56,5 (Ж) / 61,5 (М) лет (на 2021 год) негосударственная компания назначает, а вместе с тем выплачивает ему пенсию. Размер последней зависит от доходности фонда.
Посредством НПФ также можно формировать дополнительную пенсию. Если участника устраивает результат деятельности фонда, то он может заключить ещё один договор для накопления средств. Подобные отношения относятся к НПО – негосударственному пенсионному обеспечению. В этом случае гражданин самостоятельно выделяет средства под управление фонду.
Для формирования дополнительной пенсии совсем не обязательно заключать договор с НПФ в котором находятся основные накопления. Гражданин может выбрать любой фонд, где в полной мере реализована система НПО.
У ОПС и НПО есть свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при заключении договора с тем или иным фондом. В первую очередь – это доходность.
В случае с ОПС организация имеет право инвестировать средства только в проверенные и надёжные финансовые инструменты. Тогда как при НПО допускаются риски, что чревато как более высокими доходами, так и уходом в минус. Такие вложения не застрахованы государством.
Работа любого негосударственного пенсионного фонда, действующего на территории Российской Федерации, основана на следующих принципах:
- Исходя из того, что данная организация является некоммерческой, исключается возможность получать финансовую выгоду для учредителей данного фонда.
- Денежные средства, имеющиеся в распоряжении фонда, будут безопасно инвестированы. Кроме того, такие организации не могут осуществлять кредитование сторонних организаций. НПФ имеют право на инвестирование в облигации и другие ценные бумаги на фондовом рынке.
- Денежные средства фонда, относящиеся к пенсионным сбережениям, не имеют право конфисковать никакие третьи лица, в том числе государство. Это является гарантом сбережения пенсионных накоплений вкладчиков в любых форс-мажорных ситуациях.
Законодательство РФ и устав фондов формируют управленческую структуру НПФ. Руководящим органом, отвечающим за управление, является его совет. В его состав входят лица, представляющие учредителей фонда и его совет директоров. В некоторых организациях к управлению деятельностью фонда также допущены представители вкладчиков.
Кроме этого, создается попечительский совет, отвечающий за защиту интересов всех вкладчиков фонда и осуществляющий контроль деятельности организации. Состав совета состоит из представителей вкладчиков, которые уполномочены принимать решения при определении стратегии развития и деятельности фонда.
ТОП-10 НПФ по количеству вкладчиков
НПФ в России — явление частое. Граждане нашей страны давно поняли преимущества заключения договоров с НПФ. Сегодня в России насчитываются сотни НПФ, но среди них есть десятка самых востребованных среди граждан.
Наименование НПФ | Количество вкладчиков |
---|---|
АО НПФ Сбербанка | 1 719 586 |
НПФ Благосостояние | 1 311 200 |
АО НПФ электроэнергетики | 312 167 |
ОАО НПФ Телеком-Союз | 308 335 |
ОАО НПФ Ханты-Мансийский | 265 833 |
НПФ ГАЗФОНД | 233 153 |
АО НПФ Лукойл-Гарант | 205 960 |
НПФ Транснефть | 143 421 |
ЗАО НПФ Социум | 135 397 |
ЗАО НПФ Национальный | 111 015 |